Возникновение авторского права

В средние века яркими предшественниками авторского права являлись привилегии. Они выдавались монархом непосредственно автору лично в руки по просьбе самого автора произведения интеллектуальной собственности. Привилегии выдавались на следующие объекты авторского права:

  • Литературные произведения.
  • Художественные произведения.

Само же авторское право возникает в тот момент, когда появляется объективная форма конкретного произведения. Стоит отметить, что для осуществления и возникновения авторского права не нужна никакая дополнительная регистрация.

Тем не менее, для того чтобы упростить процедуру судебного заседания при необходимости нужно пройти регистрацию в государственной структуре и присвоить себе авторские права на законном основании.

В случае нарушения авторских прав, в том числе в результате незаконного копирования или присвоения авторства третьим лицом, будет проще доказать свою причастность к конкретному произведению интеллектуальной собственности.

Объектами авторского права могут выступать произведения науки, литературы и искусства независимо от способа и варианта его обнародования. Так было и веками ранее, когда только появлялись привилегии.

Возникновение авторского права

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится о том, что как только автор создал свое произведение интеллектуальной собственности, он автоматически получает авторские права на процесс использования того самого произведения.

Никакая дополнительная регистрация не требуется и о ней речи быть не может. А вот для того чтобы видимо обезопасить свое интеллектуальное произведение от предприимчивых третьих лиц можно опубликовать сразу после него знак авторского права.

Замечание 1

Знак распространен и весьма известен во всем мире. Стоит отметить, что он никаким образом не заставит злоумышленник передумать, но, по – крайней мере, поставит в курс дела.

Знак охраны авторского права рисуется следующим образом: заглавная буква «С», заключенная в круг. Важно сказать о том, что рядом со знаком необходимо указать свое авторство, например, указать псевдоним или фамилию и имя.

А также не забудьте указать год, который будет обозначать начало вашей интеллектуальной и творческой жизни.

Возникновение международного авторского права

На территории Российской Федерации существует и иное понятие авторского права – международное авторское право.

Сразу стоит отметить, что согласно законодательным актам страны, авторские права могут принадлежать исключительно физическим лицам.

Но, если автор (гражданин Российской Федерации), покинув пределы страны в виде юридического лица, создает что – то интеллектуальное, то автоматически получает авторские права.

Соответственно, по возвращению на родину, его интеллектуальная собственность, как юридического лица, также признается правомерной. Авторские права действуют с момента появления произведения интеллектуальной собственности и до дня смерти автора или соавтором. А также в течение 70 лет после даты смерти последнего соавтора произведения.

Замечание 2

В стране сегодня существует как минимум два государственных реестра, в которые автор может подать свое произведение интеллектуальной собственности с целью получения государственной регистрации.

В случае незаконного использования произведений автора доказать нарушения будет намного проще.

Соответственно, разбирательства, которые пройдут в судебном порядке, смогут конкретно направить судебное постановление с вынесенным решением и мерами пресечения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/vozniknovenie_avtorskogo_prava/

Авторские права: основные положения

Возникновение авторского праваВ главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/avtorskie-prava-osnovnye-polozheniya/

Как божественное знание стало бизнесом

Возникновение авторского права Как божественное знание стало бизнесом 04.03.2016 12:11

Александра Маркина

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

И в России, и в мире авторское право является довольно молодой правовой отраслью. Дело в том, что и римское, и пришедшее ему на смену средневековое право работали только с материальными объектами.

Например, если сосед-феодал забрал под свои нужды часть вашей земли, в глазах закона все прозрачно: он незаконно присвоил чужое имущество.

В случае же с украденным текстом рукописи было неясно, на основании чего подавать иск: формально вы не лишились своего имущества, и по-прежнему можете использовать его в личных целях – распространять, перепродавать и т.п.

Все осложнялось еще и тем, что авторы произведений даже в глазах ученых людей были не творцами, чьи произведения обладали самостоятельной ценностью, а проводниками божественного знания. Поэтому заявлять свои права, да и просто подписывать произведения считалось грехом.

Шло время, с либерализацией общественных настроений и цензурных уставов развивалась и печатная техника. Совершенствующиеся печатные станки позволили создавать и распространять все более дешевые копии литературных произведений.

В 1710 году в Европе появляется первый законодательный акт, легализующий авторские права – Статут Королевы Анны, который позволял авторам сохранять права на свои творения в течение 14 последующих лет, даже если рукопись была продана издателю.

В России же вплоть до конца XVIII века монополия на книгоиздательское дело оставалась за государством. Первая частная типография была открыта по специальному разрешению только в 1771 году, но печатать она могла лишь прошедшие цензуру иностранные книги.

Русскоязычные книги и сочинения частникам печатать было нельзя, «дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было». И хотя в 1783 году Екатерина II разрешила устройство частных («вольных») типографий по всей стране, уже через тринадцать лет Павел I отменил выпущенный ею указ, посчитав его излишне либеральным.

Вновь частное книгопечатание в России появилось только в начале XIX века – с приходом к власти Александра I в 1801 году. Но и тогда в сфере издательского дела государство сохраняло доминирующее положение.

Из-за фактической монополии правительства на печать и отсутствии конкуренции между издателями институт авторского права в России сформировался почти на век позже, чем в Западной Европе.

В связи с участившимися случаями неверного указания авторов произведений и мошенничества среди издателей в 1816 году правительство издало указ, согласно которому при аудите рукописей цензурой проверялись также права издателя на печать произведения.

Почти одновременно с этим был принят первый патентный закон России – «О привилегиях на разные изобретения и открытиях в художестве и ремеслах».

В нем было установлено, что владелец изобретения имеет исключительное право использовать его самостоятельно или передавать право использования другим лицам.

Чтобы получить патент, нужно было отправить прошение и детальное описание своего изобретения в Министерство внутренних дел, а также внести положенную плату в зависимости от срока действия патента: за 3 года – 300 рублей, на 5 лет – 500, на 10 лет – 1,5 тысячи.

Первый закон, регулирующий авторское право, появился в рамках цензурного законодательства, которое на протяжении всей истории Российской Империи и СССР было неразрывно связано с авторским правом.

Новый цензурный устав 1828 года включал в себя главу «О сочинителях и издателях книг», согласно которой автор или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».

Авторское право охранялось еще 25 лет после смерти сочинителя (через два года этот срок был продлен до 35 лет), по истечению которых произведение переходило в общественное достояние. При этом автор, «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава. лишался всех прав на оную».

Фактически, закон защищал только те произведения, которые прошли цензуру и были одобрены ведомством по делам печати. Вышедшее вскоре Положение о правах сочинителей дополнило уже принятые акты, регламентировав вопросы охраны статей в журналах, частных писем и хрестоматий. Права сочинителя впервые были открыто признаны правом собственности.

Постепенно количество авторских полномочий расширялось – так, в 1845 году были легализированы авторские права композиторов, в 1846 – художников и архитекторов, в 1875 году срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, а в 1877 авторское право наконец закрепилось как отрасль гражданского права, а не часть цензурного устава. Одновременно был пересмотрен порядок выдачи патентов, который из особой милости власти на эксклюзивное использование того или иного технического новшества, иногда даже придуманного заграницей, стал тем, каким мы знаем его сегодня – документом, фиксирующим законные права всякого изобретателя.

В 1874 году появилось и первое общество, образованное с целью защиты авторских прав – «Общество русских писателей и драматургов» – прообраз современного авторского общества. Организация защищала материальные интересы драматургов и следила, чтобы авторам пьес выплачивались процентные отчисления от театральных постановок.

К началу 20 века стало очевидно, что частные дополнения и усовершенствования закона семидесятилетней давности больше не в состоянии обеспечить нормальное функционирование авторского права. Назрела необходимость в новом законе.

Таким стало составленное по западноевропейским образцам Положение об авторском праве, принятое в 1911 году.

В законе были четко прописаны основные понятия права – круг охраняемых объектов (литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения), срок действия авторского права (в течение жизни автора и 50 лет после его смерти), вопросы правопреемства (стала возможной передача всех авторских прав издателю), средства защиты и т.п. Несмотря на то, что это был значительный шаг в сторону развития авторского права в России, уровень охраны был довольно низким и не уравнивал российских авторов с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции в полном объеме.

После Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство, включая и Закон об авторском праве 1911 года, было отменено. Те положения права, которые еще действовали, вскоре были заменены декретами.

Первым из них был декрет ЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве», в соответствии с которым была немедленно развернута широкая издательская деятельность по выпуску классической литературы в дешевых изданиях для образовательных целей.

На сочинения, выбранные к изданию, при этом объявлялась государственная монополия сроком до пяти лет (позже правительство продлило ее еще на пять). Таким образом, произведения Чехова, Чернышевского, Достоевского, Герцена, Лермонтова, Пушкина, Толстого и Тургенева перешли из области частной собственности в собственность госудаственную.

Все выплаты за работы умерших авторов начислялись правительству.

Второй декрет о национализации, принятый в 1918 году, «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» позволил Народному комиссариату просвещения национализировать вообще любые произведения – умерших и живых авторов, опубликованные и неопубликованные, художественные и научные.

За несколько лет было национализировано огромное количество произведений, начиная от наследия Римского-Корсакова и Чайковского до работ Маркса и Энгельса. При этом, если живым автором выплачивался гонорар по установленным ставкам, наследники умерших авторских прав лишались – это оговаривалось в декрете 1918 года «Об отмене наследования». Передача всех прав на произведение издателю становилась недействительной, а срок охраны авторских прав от былых 50 лет после смерти автора сокращался до срока его жизни.

Принятие новых Основ авторского права 1925 и 1928 годов, а также закона РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 года начало новый этап в управлении интеллектуальной собственностью. Срок авторского права продлился до 15 лет после смерти автора, а его наследники приобрели право на получение выплат.

Читайте также:  Кадастровый паспорт на земельный участок: особенности документа

Закон стал детально регулировать условия использования произведений, которые теперь прописывались в договорах, заключавшихся с автором.

Вместе с тем обговаривался также обширный перечень случаев, когда произведения могли свободно использоваться даже без согласия автора: например, перевод произведений на другие языки не считался нарушением авторского права, также им не считались заимствования тем и сюжетов, использование произведений для созданий новых, радиопередачи театральных и концертных постановок, публичные чтения.

Авторские права на произведение вступали в силу в момент создания произведения и не нуждались в регистрации. По сравнению с периодом военного коммунизма, авторское право которого вполне соответствовало духу времени, законы 20-30-х годов расширяли границы авторского права, делая их все больше похожими на принятые в западных странах практики.

В 1861 году, в связи с проводившейся в то время кодификацией законодательства, закон об авторском праве был включен в союзный Гражданский кодекс. Старый закон был уточнен и адаптирован к современной практике.

Авторское право теперь подразделялось на два вида прав, предоставляемых автору: «личные права», то есть право именоваться автором, право на неприкосновенность произведения, право на его опубликование и распространение, и «имущественные права», то есть право на получение материальной выгоды.

Наследники все еще были лишены авторских прав и могли довольствоваться лишь выплатами в размере 20% от стандартной ставки.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве в женевской версии 1952 года. Это было первое многостороннее международное соглашение по авторскому праву, подписанное СССР. Теперь иностранные работы, опубликованные в странах-участницах конвенции или гражданами этих стран в СССР, стали защищаться авторским правом.

Срок действия авторского права возрос до 25 лет после смерти автора, круг субъектов права расширился, а к наследникам наконец стали переходить права на произведения автора после его смерти. После восстановления юридических прав наследников появилась возможность получить полное вознаграждение вместо былых уменьшенных ставок.

Переводы стали возможны только с согласия владельца авторских прав на оригинальную работу.

В то же время в практику вошли новые виды бесплатного использования произведений: в некоммерческих образовательных целях, опубликованные в шрифте Брайля.

Вышло и разрешение бесплатно воспроизводить любой художественный или научный текст в газете, но из-за того, что многие издания недобросовестно использовали это право и печатали огромные куски переводов современных авторов, эта практика получила осуждение на Западе, и вскоре ее пришлось отменить.

Правительство СССР не раз заявляло о своем желании подписать еще два международных документа – Бернскую конвенцию и Парижский (более новый) протокол Женевской конвенции.

Этот вопрос считался почти решенным, и в целях соответствия международным нормам был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства. Однако ему не суждено было вступить в силу в СССР – закон приобретал юридический статус в 1992 году, а в 1991 Советский Союз распался.

В новой России он, однако, все же был принят, но уже в 1993 заменен другим законом – законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно этому законодательному акту, авторские права охранялись в течение жизни автора и еще 50 лет после его смерти.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охранялись бессрочно. Впервые закрепленные в «Основах» 1991 года смежные права (затрагивающие фонограммы, исполнения, телепередачи), были намного расширены и уточнены в российском законе в соответствии с положениями Римской конвенции.

Как и в прошлых редакциях этого закона, авторское право сохраняло подразделение на личное и имущественное, а произведения подлежали охране в силу их появления, без необходимости специальной регистрации.

Закон об авторском праве образца 1993 года действовал до принятия четвертой части Гражданского Кодекса. Сроки авторского права вновь увеличились, и отныне действуют в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Концептуальные моменты остались неизменными: право автора на имя, на защиту репутации и неприкосновенность произведения являются личными неимущественными правами автора и охраняются бессрочно.

Кроме этого, автор имеет право на обнародование произведения и на отзыв (в том случае, если предоставил издателю право на публикацию, однако в какой-то момент передумал и решил отказаться).

Нынешнее законодательство регулирует и права публикатора – лица, обнаружившего еще неопубликованное произведение даже после его перехода в общественное достояние. Права публикатора на произведение закреплены в законе сроком на 25 лет.

Объектами авторского права выступают литературные и научные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики; аудиовизуальные произведения (фильмы, телепередачи, слайдфильмы и диафильмы); фотографии; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; программы для ЭВМ; производные произведения и сборники. Казалось бы, список более, чем достаточный, однако в Законе есть ремарка – после полного списка идет короткое «и другие произведения», фактически закрепляющее любой объект интеллектуального труда и творческой деятельности как объект авторских прав.

Источник: Частный Корреспондент

Источник: http://interoco-copyright.com/news/news_post/kbzsb

Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

Содержание произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Читайте также:  Что такое рефинансирование автокредита - когда к нему стоит обращаться

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

Возникновение авторских прав. Права авторов

Возникновение авторского права. Презумпция авторства.1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:латинской буквы «С» в окружности: C;имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.2.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. 3.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.автору в отношении его произведения принадлежат следующие права:- право признаваться автором произведения (право авторства);- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и полностью сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

100.Авт.дог-ры:понятие,виды и содерж.

Авторский договор – соглашение, по которому одна сторона (автор) передает или обязуется передать в будущем имущественные права на произведение, а другая сторона (правообладатель) обязуется выплатить обусловленное сторонами вознаграждение, обеспечив при использовании указанных прав личные неимущественные права автора.

В зависимости от вида произведения и способа его использования выделяют: 1.договоры на создание и использование литературных произведений; 2договоры на создание и использование музыкальных произведений; 3договоры на создание и использование архитектурных произведений; 4договоры на создание и использование иных произведений (аудиовизуальных, графических и т. д.).

В зависимости от степени готовности произведения выделяют:авторский договор заказа; авторский договор на готовое произведение. Также выделяют:авторский договор на обнародованное произведение; авторский договор на необнародованное произведение.

В зависимости от характера передаваемых прав выделяют:авторский договор о передаче исключительных прав; авторский договор о передаче неисключительных прав.

В зависимости от способа использования произведения выделяют:издательский авторский договор;постановочный авторский договор; сценарный авторский договор; авторский договор о депонировании рукописи; авторский договор художественного заказа; авторский договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства; авторский договор о передаче произведения в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю.

В авторском договоре должны быть отражены условия о предмете авторского договора, способах использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору), сроках предоставления произведения, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, срок и территория, на которые передается право, и другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

101.Защита автор.прав. защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права. Защита авторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е.

посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав.

Суть ее выражается в том, что лицо обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Под способами защиты авторских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя:1) признания прав;2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;6) выплаты компенсации;7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав

102. правообладатели и объекты смежных прав. Правообладатели смежных прав: исполнитель произведений ,производитель фонограмм , организация эфирного и кабельного вещания , публикатор ,изготовитель базы данных .

Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами). 2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/360.html

Возникновение авторских прав

Возникновение авторских прав не требует особых формальностей. В соответствии с п.1 ст.3 Конвенции и ст.

9 Закона обладатель авторского права для оповещения других лиц о своих правах на каждом экземпляре произведения помещает знак охраны авторского права, состоящий из латинской буквы С (начальной буквы английского copyright – авторское право), помещенной в окружность – ©, имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения. Например:

© Юрий Решетников, 1996.

© Одесская Богословская Семинария, 1996.

Конвенция подчеркивает, что этот знак, имя и год должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

После присоединения СССР к данной Конвенции, в развитие этих ее положений были изданы Инструкция о порядке применения знака охраны авторского права на произведения литературы, науки и искусства, издаваемых в СССР [Приложение к приказу Председателя Госкомиздата СССР от 28 марта 1973 года № 153] и Разъяснения о применении знака охраны [содержатся в циркулярном письме Госкомиздата СССР от 24 апреля 1973 года № 594].

Говоря о значении этих актов для нас, следует указать, что по общему правилу нормативные акты бывшего СССР в части, не противоречащей действующему украинскому законодательству, действуют до их отмены или до вступления в силу соответствующих нормативных актов Украины.

И хотя, из-за возникновения различных форм собственности, эти акты в настоящее время фактически не применяются, а вопросы, оговариваемые ими, регулируются уставами различных редакций и издательств, они представляют для нас определенный интерес в качестве примера решения поднимаемых проблем.

Исходя из этого, обратим внимание на некоторые положения вышеназванных документов. Инструкция содержит в себе правила применения знака охраны авторского права не только в случае первого издания произведения, но и в случаях переиздания, изменения, переводов и т.д.

При переиздании произведения без изменений издательством, осуществившим первое издание, или другим издательством на обороте титульного листа должен быть полностью отображен символ охраны авторского права, обозначенный на первом издании.

Если переиздание осуществляется издательством, осуществившим первое издание, на первой странице титульного листа, как обычно, должен быть указан год переиздания и название издательства, а на обороте титула – знак © и название этого издательства, но с указанием года первого издания [п.7 Инструкции]. Произведение считается измененным, если изменения затрагивают не менее 25 % его материала.

При издании произведения в измененном виде на обороте титульного листа должны быть указаны как символ первого издания, так и символ издания, содержащего изменения, независимо от того, осуществлено ли данное издание первоиздателем или другим издательством [п.8]. Если изменения касаются добавления предисловия, послесловия, иллюстраций и т.п.

, то после даты последнего издания возможно указание характера дополнений. При издании произведения, охраняемого авторским правом, в переводе с одного языка на другой на обороте титула должны быть обозначены символы как оригинального издания, с которого осуществляется перевод, так и переводного.

Читайте также:  Штрафы за превышение скорости

Символ оригинального издания должен быть обозначен языком оригинала, а символ перевода языком перевода [п.9].

Сборник произведений является самостоятельным объектом авторского права, и поэтому целиком обозначается символом охраны авторского права.

Но если отдельные произведения, входящие в него, уже издавались и являются объектом авторского права, то на их первой странице ставится соответствующий символ охраны [п.10].

Издательствам, выпускающим в свет такие сборники, принадлежит авторское право в целом на весь сборник, а отдельным авторам, чьи произведения включены в него, принадлежит самостоятельное авторское право на соответствующие произведения.

В связи с этим они вправе требовать указания своего авторства и неприкосновенности произведения. Думаю, этот момент следует учесть нашим издателям, особенно это касается сборников духовных песен, в которых следует указать как авторов этих песен (где это возможно), так и вернуться к их оригинальному тексту.

Как уже указывалось, обычно символ охраны авторского права обозначается внизу на обороте титульного листа, однако, в случае отсутствия такового (в журналах), символ может ставиться внизу на первой странице произведения.

После знака © также может указываться не наименование издательства, но наименование печатного органа, если он, в лице своей редакции, выступает в качестве субъекта авторского права.

В заключение этого раздела хочется заметить, что в последние годы за рубежом, например, в США, прослеживается тенденция опускания знака © с сохранением наименования обладателя авторского права и года соответствующего издания. Помимо простого использования символа в целях охраны авторского права Закон предусматривает и государственную регистрацию произведений [п.

п.3-4 ст.9].

Обладатель авторского права или какого либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах. Как вытекает из текста данного положения, такая регистрация является правом, но не обязанностью автора или другого соответствующего лица. Государственная регистрация осуществляется Государственным агентством Украины по авторским и смежным правам, которое составляет и периодически издает каталоги всех регистраций. О регистрации прав автора выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.

Источник: http://prischestvie.ru/vozniknov_avtorprav.html

Возникновение авторского права

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Статья 9. Возникновение авторского права. …………………….……..
  2. Статья 36. Ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания……………….
  3. Список использованной литературы……………………………………
2  7 11

СТАТЬЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

       1.

Авторское право на произведения 
науки, литературы и искусства 
возникает в силу факта их 
создания. Для возникновения и 
осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

       2. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; года первого опубликования произведения.

       3.

При отсутствии доказательств 
иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателя авторского права).

       4.

При опубликовании произведения 
анонимно или под псевдонимом 
(за исключением случая, когда 
псевдоним автора не оставляет 
сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого 
обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

       Настоящее положение будет действовать 
до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

       Комментарий к статье 9

       1.

В комментируемой статье закрепляется 
принцип автоматической (в силу 
факта создания) охраны объектов 
авторского права.

       Согласно 
ст. 981 ГК правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным органом.

       Принцип автоматической охраны отличает авторское 
право от второй составляющей права 
интеллектуальной собственности — права 
промышленной собственности, которое обеспечивает правовую охрану таких результатов интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения и др., охрана которым предоставляется на основании решения патентного органа после соответствующей процедуры регистрации, сложность которой зависит от вида охраняемого объекта.

       2. Создание произведения является 
юридическим фактом, служащим основанием 
для возникновения имущественных 
и личных неимущественных прав, составляющих авторское право.

       Законодательство 
об авторском праве устанавливает 
критерии, необходимые для признания работы объектом авторского права: она должна быть результатом творческой деятельности и существовать в какой-либо объективной форме. Поэтому моментом создания произведения, и соответственно моментом возникновения объекта авторского права является момент придания ему какой-либо объективной формы.

       3.

Для возникновения авторского 
права в отношении произведения 
не требуется выполнять какие-либо 
дополнительные действия, которые Закон называет «формальностями». Принцип автоматического предоставления правовой охраны, положенный в основу авторского права, обусловлен особенностями самого объекта.

Такой объект промышленной собственности, как изобретение, представляет собой новое техническое решение, применимое в отраслях народного хозяйства. Техническое решение — это идея, которая может быть реализована во множестве вариантов; поэтому объектом правовой охраны и является сама идея.

В произведениях науки, литературы и искусства основное значение имеет не идея, а оригинальная форма выражения этой идеи.

Поскольку авторское право охраняет форму, то такой специальной экспертизы объективно не требуется; любая новая форма воплощения одной и той же идеи самоценна, воспринимается публикой как самостоятельный объект и в связи с этим требует охраны.

       4.

Знак охраны авторского права 
(более распространенным является 
термин «знак копирайта» — от 
англ. сopyright — авторское право) представляет 
собой латинскую букву «C» в окружности, которая используется в сочетании с указанием имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения.

       Появление знака охраны авторского права в 
отечественном законодательстве связано с присоединением СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве.

Знак копирайта является сугубо конвенционной нормой, имевшей когда-то значение для преодоления формальностей, установленных законодательством об авторском праве некоторых государств, и не имел значения для решения вопросов о предоставлении охраны произведениям советских авторов в СССР.

Тем не менее знак охраны авторского права стал активно применяться и внутри страны; обязательный порядок его применения был предусмотрен рядом ведомственных нормативных актов в области книгоиздания, кинематографии, телевидения и др.

Многолетняя практика обязательного проставления знака охраны авторского права привела к тому, что его указание стали воспринимать как обязательное условие предоставления охраны произведению, либо указание знака охраны авторского права понимали как основание для возникновения у лица, чье имя или наименование было указано вместе с этим знаком, авторского права.

       5. Закон упоминает о возможности 
применения знака охраны авторского права.

Комментируемая статья устанавливает, что для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения.

Субъектом, который может использовать знак охраны авторского права, является любое лицо, обладающее каким-либо исключительным правом в отношении произведения, как первоначальным, так и приобретенным по договору или в порядке правопреемства.

       Применение 
знака охраны авторского права полностью 
зависит от усмотрения правообладателя; использование или неиспользование знака охраны не влечет каких-либо правовых последствий.

Поэтому единственное назначение знака охраны авторского права при использовании произведения на территории Республики Беларусь и практически всех зарубежных государств состоит в оповещении всех третьих лиц о том, кому принадлежат исключительные права на использование данного произведения.

       6. Законодатель называет три обязательных 
элемента знака охраны авторского права: 1) латинская буква «С» в окружности; 2) имя (наименование) обладателя исключительных имущественных прав; 3) год первого опубликования произведения. Понятие опубликования определено в ст. 4 Закона.

       7. Предусмотренная п. 3 ст. 9 Закона 
презумпция обладателя авторского права призвана компенсировать недостатки предоставления охраны авторским правом в силу факта создания произведения.

Эта презумпция означает, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

В силу данной презумпции право авторства на произведение может признаваться и не за фактическим его создателем, а за лицом, присвоившим авторство в отношении чужого произведения.

       На 
первый взгляд, такое решение противоречит закрепленному в п. 1 комментируемой статьи принципу возникновения авторского права в силу факта создания произведения, поскольку согласно п.

3 этой же статьи авторское право должно признаваться в силу факта указания лица на оригинале или экземпляре произведения.

На самом деле законодатель говорит не о возникновении авторского права, а о необходимости признавать автором произведения определенное лицо.

       Предусмотренная Законом презумпция обладателя авторского права (в первоначальной редакции Закона использовался термин «презумпция авторства», который, как представляется, более точно отражает суть данной нормы) применяется в тех случаях, когда отсутствуют какие-либо доказательства того, что автором произведения является другое лицо. Соответственно, презумпция обладателя авторского права действует до того момента, пока не появятся доказательства авторства другого лица.

       Предоставляя 
произведению правовую охрану, законодатель одновременно решает вопрос о принадлежности авторского права в отношении произведения. Неопределенность в данном вопросе привела бы к тому, что произведение невозможно было бы использовать.

Поэтому Закон наделяет лицо, указанное на экземпляре произведения в качестве автора, полномочиями, составляющими авторское право.

Данные полномочия носят временный характер и прекращаются с момента, когда будет признано авторство другого лица на данное произведение.

       8. В случае обнародования произведения 
под псевдонимом, и в еще 
большей степени при использовании 
произведения анонимно, имеет место 
неопределенность в вопросе о 
том, чье разрешение необходимо получить для последующего использования произведения.

Поэтому Закон предусматривает, что в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии иного считается представителем автора в соответствии с настоящим законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

       Такое положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение. Норма о праве издателя осуществлять и защищать права автора никоим образом не означает, что издатель становится правопреемником автора.

Данные отношения являются отношениями представительства, основанного на законе, поэтому в результате действий издателя права и обязанности возникают не у него, а у автора, личность которого на настоящий момент неизвестна. Отношения представительства прекращаются в случае, если автор раскроет свою личность — имеется в виду раскрытие личности автора для публики, а не для издателя.

Раскрытие имени автора помимо его воли не является основанием для прекращения указанных отношений представительства.

СТАТЬЯ 36. ОГРАНИЧЕНИЯ 
ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО ИЛИ КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ.

       1.

Допускается без согласия исполнителя, 
производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, передачи организации эфирного или кабельного вещания и их записей, а также воспроизведение фонограмм: для включения в обзор о текущих событиях отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания; исключительно в целях обучения или научного исследования; для цитирования в форме отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях; при этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для своей передачи возможно только при соблюдении положений статьи 33 настоящего Закона; в иных случаях, установленных настоящим Законом в отношении ограничения имущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства.

       2. Допускается без согласия исполнителя 
и производителя фонограммы воспроизведение фонограммы физическим лицом исключительно в личных целях.

       3.

Не применяются статьи 31, 32, 34 и 35 настоящего Закона в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии: предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на передачу в эфир исполнения или передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи; ее уничтожения в пределах срока, который устанавливается к записи краткосрочного пользования произведений литературы, науки и искусства, производимой организацией эфирного вещания в соответствии со статьей 37 настоящего Закона, за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в архивах этой организации на основании его исключительно документального характера.

       4.

Ограничения, предусмотренные настоящей 
статьей, применяются без ущерба 
для нормального использования 
фонограммы, исполнения, передачи организации эфирного или кабельного вещания и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.

       Комментарий к статье 36

       1.

Комментируемая статья устанавливает 
случаи допускаемого использования объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Под использованием понимается осуществление действий, предусмотренных статьями 31, 32, 34 и 35 Закона. При этом в отношении фонограмм речь идет о свободном использовании только в форме воспроизведения.

       2. Под обзорами текущих событий, 
в которых возможно свободное 
использование объектов смежных 
прав, следует понимать, в первую очередь, новостные теле- и радиопередачи.

       3.

Норма о допускаемом свободном 
использовании объектов смежных 
прав «исключительно в целях 
обучения или научного исследования» допускает достаточно широкое толкование.

Источник: http://stud24.ru/water-law/vozniknovenie-avtorskogo-prava/70371-225050-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector