Стадии возбуждения уголовного дела и основания для расследования

Ермаков С. В. Производство процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. — 2016. — №25.1. — С. 17-18. — URL https://moluch.ru/archive/129/35729/ (дата обращения: 14.10.2019).



В статье рассматриваются некоторые проблемы проведения процессуальных действий на стадии возбуждения уголовных дел по преступлениям экономической направленности.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, проверка сообщения о преступлении, процессуальные действия, преступления экономической направленности.

Доказательственная база по большинству преступлений экономической направленности формируется в процессе их выявления оперативными сотрудниками, а также на этапе проверки сообщения о преступлении.

В ходе проверки сообщения происходит первичное установление и закрепление признаков преступления экономической направленности. От качества проведенной проверки во многом зависит успех дальнейшего расследования преступления экономической направленности.

Существенно влияет на качество расследования преступлений экономической направленности несовершенство уголовно-процессуального закона, применительно к вопросам доследственной проверки и возбуждения уголовных дел данной категории.

Ошибки, допущенные на этой стадии уголовного процесса, нередко влекут утрату доказательств, имеющих значение для предъявления обвинения.

Из комплекса правомочий по производству следственных и процессуальных действий, предусмотренных ст.

144 УПК РФ, наиболее востребованными при проверке сообщения о преступлении экономической направленности являются: получение объяснений; осмотр места происшествия; истребование и (или) изъятие документов и предметов; осмотр документов, предметов; производство документальных проверок, ревизий; получение образцов для сравнительного исследования; исследование предметов, документов; проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по поручению следователей; назначение судебной экспертизы и (или) принятия участия в ее производстве, получение заключения эксперта.

При интервьюировании работников следственных и оперативных подразделений Москвы и Московской области были выявлены следующие проблемы, возникающие на стадии возбуждения уголовного дела:

1. Проблема достаточности собранных материалов в ходе проверки сообщения о преступлении экономической направленности для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Органы предварительного расследования мотивируют свой отказ в принятии решения о возбуждении уголовного дела недостаточностью данных, собранных оперативным сотрудником, указывают на отсутствие отдельных документов, дополнительных объяснений, справок, документов из банков и т. п.

, а зачастую требуют представить им готового подозреваемого с признательными показаниями. Однако установление виновности, как известно, не входит в задачу проверки сообщений о преступлениях [3, с. 27].

2. Дублирование проверочных мероприятий до возбуждения уголовного дела и в дальнейшем в ходе производства предварительного расследования. При расследовании преступлений экономической направленности типичными следственными действиями являются выемки и допросы.

При этом, до возбуждения уголовного дела со значительными проблемами добываются документы. В данном случае речь идет не только об оригиналах, но и о получении копий или выписок.

Кроме того, в ходе доследственной проверки, сначала получают объяснения, затем после возбуждения уголовного дела допрашивают по тем же фактам, что ведет к необоснованному увеличению трудозатрат.

Анализ действующего УПК РФ позволяет сделать вывод о необходимости модернизации законодательства в части изменения перечня следственных и иных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении. В настоящее время законодатель в ч. 1.1 ст.

144 УПК РФ статьи существенно уравнял правовой статус лиц, участвующих в проверке сообщения, с участниками уголовного расследования. Это положение включает права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, предусмотренные ст.

51 Конституции Российской Федерации, а также приносить жалобы на действия (бездействие) следственных органов в порядке, установленном главой 16 УПК РФ, иметь адвоката. В системе доказательств объяснение рассматривается в качестве иного документа, имеющего равное значение с остальными, указанными в ст. 74 УПК РФ. Однако это не освобождает следователей от необходимости производства в последующем допросов и получения уже показаний подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего.

3. Ограниченный круг следственных действий возможных до возбуждения уголовного дела по признакам преступлений экономической направленности. Набор следственных действий, предусмотренных частью 1 ст.

144 УПК РФ, может быть достаточен для установления признаков общеуголовных преступлений, но не для преступлений экономической направленности.

В связи с этим начала складываться практика расширительного толкования данной нормы относительно истребования (изъятия) предметов и документов при проведении доследственной проверки по признакам преступлений экономической направленности.

4. Недостаточный срок для проверки сообщений по преступлениям экономической направленности, если проверка проводится по заявлению.

Это вызвано, как значительными объемами добываемых сведений, с одной стороны, так большой загруженностью сотрудников, вызванной, в большинстве случаев, необходимостью рассматривать огромный массив заявлений, по которым выносится постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Это в свою очередь снижает качество проведения доследственной проверки по реальным преступлениям.

Для того, чтобы решить указанные проблемы, необходимо расширить спектр процессуальных средств, применяемых на этапе проверки сообщения о преступлении, предусмотрев в ч. 1 ст.

144 УПК РФ возможность проведения до возбуждения уголовного дела также выемки и допроса свидетелей.

При этом следователь после возбуждения уголовного дела в дальнейшем будет завершать фактически начатое органами дознания расследование.

Литература:

  1. Алимамедов Э. Н. Некоторые проблемы возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям // Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 9. С. 19–21.
  2. Артемова В. В. Проблемные аспекты реализации истребования и изъятия предметов и документов на этапе возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2014. N 3. С. 3–5.
  3. Есина А. С., Жамкова О. Е. Некоторые предложения по реформированию стадии возбуждения уголовного дела (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 5. С. 10–12.
  4. Есина А. С., Жамкова О. Е. Нуждается ли в сохранении стадия возбуждения уголовного дела? // Библиотека криминалиста. № 5(28). 2016. С.210–216.
  5. Иванов Д. А., Угольников А. В. Заявление о преступлении, исходящее от юридического лица, как повод для возбуждения уголовного дела // Налоги. 2009. № 24. С. 9–13.
  6. Макаренко М. М., Ермаков С. В. Возбуждение уголовного дела: проблемные вопросы // Российский следователь. 2015. N 6. С. 27–31.

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая направленность, возбуждение уголовного дела, РФ, преступление, действие, проверка сообщения, предварительное расследование, признак преступлений, стадий возбуждения уголовного дела, принятие решения.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, повод возбуждения уголовного дела.

Исчерпывающий перечень поводов возбуждения уголовного дела, а также фактические основания для возбуждения уголовного дела содержатся в ст. 140 УПК РФ.

В статье рассматривается актуальные проблемы в уголовно-процессуальных нормах относительно стадии возбуждения уголовного дела, как в теории, так и на практике. Авторами приводятся предложения по реформированию данного института.

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное судопроизводство, повод, РСФСР, уголовное преследование, предварительное расследование, преступление, досудебное производство, Российская Федерация.

Институт возбуждения уголовного дела — это обязательный элемент деятельности органов предварительного расследования, в ходе которого устанавливается наличие или отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела.

Библиографическое описание: Хубецов Г. С. Особенности стадии возбуждения уголовного дела при производстве дознания в сокращенной

2) дело было возбуждено дознавателем в отношении конкретного лица, по признакам преступлений, которые даны в (п.1 ч.3 ст.150 УПК)

Возбуждение уголовного дела является одной из стадий уголовного процесса, которая на протяжении всего существования УПК РФ 2001 года вызывает множество дискуссий в научной и практической среде.

Несвоевременное возбуждение уголовных дел способствует утрате следов преступления, влияет на

Соответственно, данную информацию следователь, дознаватель, орган дознания может истребовать до возбуждения уголовного дела, только лишь по судебному решению.

Ключевые слова: уголовный процесс, предварительное расследование, форма предварительного расследования, предварительное следствие.

Согласно УПК РФ предварительное следствие проводится по всем уголовным делам, исключая лишь те, по…

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела

Источник: https://moluch.ru/archive/129/35729/

Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела

Понятие «возбуждение уголовного дела» имеет несколько значений:

    1. уго­ловно-процессуальный институт, представляющий собой сово­купность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (гл. 19, 20 УПК);
    2. решение, вынесен­ное в форме постановления, завершающее рассмотрение сооб­щения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования преступления (ст. 146 УПК);
    3. начальная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся самостоятельностью за­дач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, процессуальными средствами, сро­ками, решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела

    • начинается с момента поступления в органы внутренних дел сообщения о преступлении, а
    • заканчивается одним из трех решений:
      1. вынесением постановления о возбуждении уголовного дела;
      2. вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
      3. о направлении материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности.

В теории уголовного процесса существует общепринятое мнение, что стадия возбуждения уголовного дела включает в себя несколько этапов.

Условно ее можно разделить на четыре этапа:

    1. прием и регистрация сообщений о преступлениях;
    2. анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
    3. проверка сообщения о преступлении;
    4. разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.

Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия мате­риально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела.

Характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела

Цель стадии возбуждения уголовного дела: установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуж­дения уголовного дела, т. е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуж­дении уголовного дела.

Задачи стадии возбуждения уголовного дела:

    • прием,
    • регистрация и
    • разрешение

сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятием мер, направлен­ных на предотвращение и пресечение преступления.

В стадии возбуждения уголовного дела разрешаются следующие непосредственные задачи (статьи не проверены!):

    1. проверка наличия законного повода для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140, ст.ст. 141-143, ч. 5 ст. 318, ч. 1 ст. 319);
    2. проверка наличия в сообщении признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ);
    3. определение квалификации преступления по соответствующей ст. УК РФ;
    4. проверка содержания деяния на малозначительность (ч. 2 ст. 14 УК РФ);
    5. определение обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст.ст. 24 и 148 УПК РФ);
    6. выяснение, относится ли преступление к числу тех, дела о которых возбуждаются не иначе как по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ), а также по жалобе потерпевшего (ч. 2 и 3 ст. 20 УПК РФ);
    7. выяснение, не обладает ли лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, статусом, когда возбуждение уголовного дела осуществляется в особом порядке (ст.ст. 447, 448 УПК РФ);
    8. определение органа предварительного расследования в случае возбуждения уголовного дела (ст. 149 УПК РФ).

Содержание стадии возбуждения уголовного дела: деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответ­ствующего решения, обусловленного задачами стадии.

Стадия возбуждения уголовного дела имеет свои временные границы:

    1. со дня поступ­ления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок — не позднее 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК);
    2. срок может быть продлен до 10 суток по ходатай­ству следователя, дознавателя соответственно начальником следственного органа, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК);
    3. при необходимости проведения документальных проверок или ревизии срок может быть продлен по ходатайству следователя руководителем следственного органа, по ходатайст­ву дознавателя прокурором — до 30 суток;

Субъектами правоотношения являются:

    • инициатор сооб­щения о преступлении (т. е. лицо, официально заявившее о преступлении — заявитель, по делам частного и частно-публичного обвинения);
    • дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязанные принять, проверить сообщение о лю­бом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).
Читайте также:  Осаго: расшифровка аббревиатуры и отличие от каско

Значение стадии возбуждения уголовного дела

Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что:

    1. по общему правилу, производство следственных и вообще всех процессуальных действий возможно только после возбуждения уголовного дела;
    2. лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, приобретает статус подозреваемого, который может обжаловать данное решение в суд, обладающий правомочием его отмены;
    3. отказ в возбуждении уголовного дела может нарушить законные интересы потерпевшего, поэтому последний имеет право добиваться отмены этого решения также через суд (ч. 1 ст. 125 УПК РФ);
    4. акт возбуждения уголовного дела представляет собой точку отсчета при исчислении срока предварительного расследования (ст.ст. 162, 223 УПК РФ). Установленные законом сроки расследования и порядок их продления являются важной гарантией прав участников процесса, заинтересованных в быстроте расследования.

Итак, возбуждение уголовного дела — это первоначальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся непосредственными задачами, специфическими субъектами, средствами и сроками, а также отграничивающаяся от других стадий итоговым решением — постановлением о возбуждении уголовного дела.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-i-znachenie-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Возбуждение уголовного дела, как первая стадия уголовного процесса: понятие, поводы и основания

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.  

В этом и заключается сущность данной стадии. 

Возбуждение уголовного дела  — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться  возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Поводы для возбуждения уголовного дела

Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.

Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т.

д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.

Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела.

Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления.

Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.

Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка. 

Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:

Заявление о совершенном преступлении

Заявление о преступном деянии – это юридическое средство, призванное обеспечивать практическую реализацию заинтересованными лицами их субъективного права на доступ к правосудию.

Явка с повинной

Явка с повинной также признается юридическим средством обеспечения интересов лиц, которые причастны к совершению преступного деяния, направленным на смягчение возможного уголовного наказания.

Сообщения организаций и должностных лиц, которые были получены из других источников, также считаются юридическим средством защиты нарушенных прав и законных интересов.

В действительности, явка с повинной признается действием, а не источником фактических сведений. Однако данное действие обладает целью – доведением до сведения компетентных органов и должностных лиц конкретной по своему содержанию информации. В данном плане явка с повинной по собственной информационной сущности не отличается от иных определенных в законодательстве поводов.

Все поводы, установленные в статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, обладая общей информационной сущностью, казалось бы, могут в собственной совокупности пониматься в качестве системы.

Одновременно довольно очевидно, что данные поводы отличаются по собственной природе в качестве юридических явлений, что, как представляется, не дает возможности исследовать их в целом как определенную систему.

Сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении из других источников 

Оно оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение.

 

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании

Постановление прокурора об отправлении соответствующих материалов в орган дознания либо следственный орган для дальнейшего решения вопроса об уголовном преследовании по фактам установленных нарушений признается актом применения норм уголовного законодательства. Оно обладает универсальным характером, так как пригодно в роли поводи по всем преступным деяниям, за исключением тех, что определены статьями 198-199.2 УК РФ. 

Именно данное обстоятельство дает возможность установить подследственность, соответственно, и определенный орган предварительного расследования, куда передается постановление прокурора.

Понятно, что по этой причине, а также вследствие прямого указания уголовно-процессуального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37, пункт 4 статьи 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ) данное постановление признается актом уголовно-процессуального значения.

В пункте 2 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентируется, что  при наличии достаточных оснований предполагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина обладает характером преступного деяния, прокурор предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, которые его совершили, были привлечены к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование.

Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

Прокурор в качестве субъекта деятельности уголовно-процессуального характера сохранил собственное полномочие по отмене неправомерных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по отправленным им материалам, даже если решение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по данным материалам принято с непосредственного согласия руководителя следственного органа.

Основания для возбуждения уголовного дела

Основание для возбуждения уголовного дела – это существование достаточных сведений, прямо указывающих на признаки преступного деяния. Статья 140 УПК РФ однозначно устанавливает, что одного только повода для того, чтобы возбудить уголовного дело, недостаточно. Поводы лишь в том случае влекут возбуждение уголовного дела, если в наличии соответствующее для этого основания.

На начальной стадии уголовного процесса не обязательно обладать информацией обо всех элементах состава преступного деяния. Законодательство устанавливает тот минимум информации, который требуется и достаточен для возбуждения уголовного дела.

Необходим признак достаточности для того, чтобы предоставить подготовительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Однако признак «достаточности» не будет ни при каких условиях при явном существовании обстоятельств, которые исключают производство по делу.

Соответственно, законодательство требует от специально уполномоченных на то лиц принять сообщение о каждом совершенном либо готовящемся преступном деянии.

После получения сообщения должностные лица начинают действовать в рамках собственных полномочий, однако окончательное решение  следует принять в течение трех суток с момента поступления сведений.

В исключительных случаях можно продлить срок до десяти суток, для чего дознаватель (следователь) представляет ходатайство в письменной форме с обоснованием целесообразности и надобности продолжения проверки сведений.

Полученные сведения должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступного деяния, квалифицируемого по той либо другой статье Уголовного кодекса РФ. Вывод о совершении преступного деяния, как и квалификация преступного деяния в постановлении о возбуждении уголовного дела, имеют предположительный характер и подлежат изменению в дальнейшем производстве по уголовному делу.

По факту вывод о преступном деянии и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела признается выражением одной из возможных версий произошедшего события и проверяется при помощи выдвижения и проверки других версий.

Во время решения вопроса о возбуждении уголовного дела требуется проверить, не имеются ли обстоятельства, которые исключают возбуждение уголовного дела.

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

В соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ,  уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело должно быть прекращено при следующих обстоятельствах:

  1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
  2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
  3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
  4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
  5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
  6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.
Читайте также:  Продление закона о дачной амнистии до 2019 года

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/

Калиновский К.Б. Тема 8. Возбуждение уголовного дела. Уголовный процесс. Конспект лекций

К оглавлению; Мобильная версия.

Тема 8. Возбуждение уголовного дела

1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – это предназначенная для установления признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Сущность стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что на ней принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства.

Непосредственными задачами стадии возбуждения дела служат установление признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела – ст. 24 УПК).

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Процессуальная деятельность начинается с появления повода для возбуждения дела – сообщения о преступлении и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Значение стадии возбуждения дела состоит в следующем:

* Определяется конкретный момент начала предварительного расследования (а по делам частного обвинения – судебного производства). Это обеспечивает контроль над сроками производства.

  • * Обеспечиваются права заявителя и подозреваемого.
  • * Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий.
  • * Стадия возбуждения дела является своеобразным «фильтром» для информации, которая заведомо не содержит сведений о преступлениях.

2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Повод для возбуждения уголовного дела – это сообщение о преступлении, полученное из предусмотренного процессуальным законом источника, прием которого обязывает органы расследования (а по делам частного обвинения — судью) приступить к процессуальной деятельности. Сообщение о преступлении как повод должно иметь соответствующую форму, в том числе быть удостоверено автором.

Законом предусмотрено четыре повода для возбуждения дела.

1) Заявление о преступлении – это обращенное к правоохранительным органам или суду официальное сообщение о преступлении, удостоверенное определенным лицом (физическим, юридическим или должностным).

При этом заявитель, во-первых, сам не считает себя причастным к совершению этого преступления, а во-вторых, не является сотрудником правоохранительных органов, который бы действовал в порядке исполнения служебных полномочий.

Заявление может быть письменным или устным. Письменное заявление подписывается заявителем. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения дела, но могут быть проверены оперативно-розыскными средствами. Устное заявление оформляется протоколом. Заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

2) Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной является не только поводом для возбуждения дела, но и смягчающим вину обстоятельством. Явка с повинной оформляется так же как и заявление: протоколом или письменным заявлением.

3) Рапорт об обнаружении признаков преступления — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления из иных источников (кроме заявлений и явок с повинной). В качестве источников информации выступают первоначальные сообщения (полученные по телефону, опубликованные в печати) или непосредственное обнаружение признаков преступления самим лицом, составившим рапорт.

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Принцип публичности уголовного судопроизводства порождает обязанность государственных органов уголовного преследования возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21).

Поэтому при обнаружении признаков преступления, которое преследуется в публичном порядке, повод не обязательно должен выражаться в заявлении или сообщении, полученном из какого-либо строго определенного источника, — закон оставляет их перечень открытым, причисляя к ним любые другие сообщения, полученные из «иных источников» (ст. 140).

Исключение из этого правила составляют материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

2 УК РФ, а также материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ (ч. 1.1 и 1.2 ст. 140 УПК)1.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Обычно это вероятные данные о преступном деянии (объекте и объективной стороне состава преступления), которые содержатся в самом поводе для возбуждения дела и материалах его проверки.

Уголовное дело может возбуждаться либо по факту, либо в отношении конкретного подозреваемого. В последнем случае основанием являются достаточные данные, указывающие на совершения преступного деяния данным лицом.

3. Рассмотрение сообщений о преступлениях

Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения (ч. 1 ст. 144 УПК).

Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в правоохранительных органах, чаще всего – в дежурной части отделения ОВД2. Должностные лица обязаны принять сообщение вне зависимости от вида преступления, места и времени его совершения, полноты информации.

Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования).

Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями.

При личном присутствии заявителя ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суд.

Проверка сообщения о преступлении заключается в проведении проверочных действий – собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения.

Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. В противном случае решение по поступившему сообщению принимается на основе прилагаемых к нему материалов.

Средствами проверки являются, как правило, непринудительные способы собирания доказательств: истребование и принятие представленных предметов и документов (ст. 86).

В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; образцы для сравнительного исследования, справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам; даны письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК.

Редакция средства массовой информации обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается, кроме осмотров места происшествия, предметов и документов, трупов (ч. 2 ст.

176), освидетельствования и производства судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144).

Однако если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Срок процессуальной проверки сообщений о преступлениях составляет 3 суток со дня приема сообщения о преступлении.

Этот срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток прокурором по ходатайству дознавателя или руководителем следственного органа по ходатайству следователя. Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли основания для возбуждения или же для отказа в возбуждении дела, то – исходя из публично-правовой обязанности осуществления уголовного преследования (ч. 2 ст. 21 УПК) – должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных и подлежащее дальнейшей проверке).

  1. Проверка сообщений о преступлениях завершается вынесением постановления:
  2. * о возбуждении уголовного дела;
  3. * об отказе в возбуждении уголовного дела;
  4. * о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

О любом из трех принятых решений ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Решение о возбуждении уголовного дела по факту не подлежит обжалованию в суд.

4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются органами уголовного преследования: органом дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:

1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.

2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.

3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Существенными особенностями обладает процедура возбуждения некоторых уголовных дел: а) частного и б) частно-публичного обвинения; в) по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (ст. 459 УПК); г) в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 448 УПК).

Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст.

20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.

Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).

Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.

5. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела

  • Отказ в возбуждении дела – это итоговое решение стадии возбуждения дела, которым завершается уголовное судопроизводство в целом.
  • Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):
  • 1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);
  • 2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.
  • 3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.
  • 4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.
  • 5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).
  • 6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.
  • Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:
  • * вынесение мотивированного постановления;
  • * рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;
  • * опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;
  • * направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;
  • * разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.
Читайте также:  Штраф за непропуск пешехода - разъяснение нюансов

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/8.html

Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела – самостоятельная стадия уголовного процесса. Это первая стадия уголовного судопроизводства. Начало этой стадии – и есть начало уголовного процесса. А начинается она с того момента, когда появляется повод к возбуждению уголовного дела.

Как и всякая иная стадия уголовного процесса, стадия возбуждения уголовного дела характеризуется следующими признаками, отличающими ее от иных стадий:

1. Специфика задач.При наличии повода к возбуждению уголовного дела единственной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Это означает, что в каждом случае необходимо установить, имеются ли данные, достаточные для предположения, что имело место именно преступление.

Перед этой стадией не стоят задачи установления лица, совершившего деяние, доказывания его виновности и т.п. Это задачи решаются в следующей за возбуждением уголовного дела стадии предварительного расследования.

Нельзя, как это бывает иногда на практике, превращать стадию возбуждения уголовного дела в «репетицию» предварительного расследования, пытаясь установить в ее ходе все или почти все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу.

2. Специфика субъектов.

В отличие от стадии предварительного расследования, в стадии возбуждения уголовного дела нет и не может быть таких субъектов, как подозреваемый, обвиняемый, потерпевший.

С другой стороны, в этой стадии имеются такие субъекты, которых нет в последующих стадиях: лицо, принимающее заявление или иное сообщение о преступлении, заявитель, лицо, дающее объяснение.

3. Особенности процессуальной деятельности. В УПК РФ предусмотрено крайне небольшое количество процессуальных форм, в которых может производиться проверочная деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела.

Так, по общему правилу в стадии возбуждения уголовного дела запрещено производить следственные действия за исключением осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы.

При этом действующий уголовно-процессуальный закон, регламентируя порядок производства конкретных следственных действий, только применительно к осмотру места происшествия четко сформулировал правило, в соответствии с которым в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ст. 176 УПК РФ). Что же касается освидетельствования и назначения судебной экспертизы, то вывод о возможности производства этих следственных действий и принятия соответствующих процессуальных решений до момента возбуждения уголовного дела вытекает из положений части 4 статьи 146 УПК РФ, в соответствии с которой вместе с постановлением следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела, прокурору должны быть направлены материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, — также соответствующие протоколы и постановления. При этом в качестве таких отдельных следственных действий названы именно осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебной экспертизы.

В качестве других процессуальных действий, направленных на проверку поступившего сообщения о преступлении, законодатель упоминает в УПК РФ лишь требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение специалистов к их проведению, а также истребование документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем такую информацию, у редакции, главного редактора средства массовой информации (по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации) – ч.ч. 1 – 2 ст. 144 УПК РФ.

Все иные способы проверки наличия оснований к возбуждению уголовного дела (получение объяснений, истребование документов у других лиц и организаций (помимо редакции средств массовой информации) не предусмотрены уголовно-процессуальным законом и, следовательно, являются непроцессуальными.

4. И наконец, стадия возбуждения уголовного дела завершается вынесением итогового процессуального акта, от содержания которого зависит дальнейшая судьба производства.

Если по ранее действовавшему УПК РСФСР таким актом являлось постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, то сейчас уголовное дело может считаться возбужденным при наличии либо постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного прокурором, либо при наличии постановления следователя, дознавателя, органа дознания о возбуждении уголовного дела и согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Отказ же в возбуждении уголовного дела может быть оформлен одним из двух способов: либо путем вынесения прокурором постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела, либо путем вынесения прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

стадия возбуждения уголовного дела является стадией, предваряющей предварительное расследование. Стадия возбуждения уголовного дела имеет не меньшее значение, чем другие стадии уголовного процесса.

От результатов деятельности правоохранительных органов в этой стадии во многом зависит эффективность предварительного расследования и вообще дальнейшая судьба производства по конкретному делу в целом.

Ведь неэффективная работа в стадии возбуждения уголовного дела зачастую приводит к тому, что основания для возбуждения уголовного дела не устанавливаются, а, значит, дело не возбуждается, а если и возбуждается, то возникают многочисленные проблемы в раскрытии и расследовании преступления.

Следует отметить и то обстоятельство, что несвоевременное возбуждение уголовного дела и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела приводят к нарушению прав лиц, пострадавших от преступления. По существу, государство (в лице своих органов) лишает их возможности защитить свои интересы законным путем, препятствует доступу их к судебной защите.

В этой связи значение стадии возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве трудно переоценить.

Вместе с тем в литературе периодически появляются высказывания о ненужности стадии возбуждения уголовного дела. Данная позиция не является новой. Она имела достаточно широкое распространение в литературе 1920-1950-х гг[109].

Многие авторы считали возбуждение уголовного дела не самостоятельной стадией уголовного процесса, а начальным этапом предварительного расследования.

Известно, что законодатель придерживался такого же мнения, поскольку в действовавшем в то время законодательстве самостоятельной стадии возбуждения уголовного дела не было.

Лишь в принятых в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик возбуждение уголовного дела стало рассматриваться как самостоятельная стадия уголовного процесса.

По мнению ряда авторов, упразднение стадии возбуждения уголовного дела приведет, во-первых, к экономии процессуальных средств, поскольку позволит устранить дублирование процессуальных действий, когда сначала берутся объяснения, затем эти же лица допрашиваются в качестве свидетелей и т.д., и, таким образом, позволит исключить ситуацию, когда фактически «расследование» проводится дважды, только в разных процессуальных режимах.

Во-вторых, будет снята проблема невозможности проведения определенных следственных действий до возбуждения уголовного дела.

В настоящее время имеет место парадоксальная ситуация, не разрешенная четко в рамках действующего закона: при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти без проведения судебно-медицинской экспертизы невозможно решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а буквально из текста УПК РФ следует, что такую экспертизу можно только назначить, но нельзя провести (и получить заключение эксперта), пока уголовное дело не возбуждено. Нередко бывает необходимым для решения вопроса о возбуждении уголовного дела произвести обыск, задержать и допросить подозреваемого[110].

Подобные взгляды находят поддержку в ряде современных научных исследований. Так, Л.М. Володина пишет, что стадия возбуждения уголовного дела «никогда не выступает как гарантия против привлечения граждан к уголовной ответственности и, … является нередко помехой для быстрого реагирования на преступления в силу запрета проведения следственных действий»[111].

Рассмотренная позиция обоснованно критикуется в уголовно-процессуальной литературе. Как обоснованно отмечают многие авторы, экономия процессуальных средств не должна достигаться за счет уменьшения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан.

А именно к этому приведет возбуждение уголовных дел только лишь при наличии поводов без установления достаточных оснований. Ведь всякое возбуждение уголовного дела может повлечь за собой применение серьезного принуждения, вплоть до ареста.

Именно поэтому, в том числе, законом запрещено возбуждать уголовные дела при отсутствии достаточных оснований.

В то же время, о какой экономии процессуальных средств может идти речь, если по существу предлагается возбуждать уголовное дело всякий раз, когда имеется всего лишь повод?! Сколько же затем придется прекращать уголовных дел? Сотни тысяч. Сейчас в каждом райотделе за год накапливается не менее трех тысяч так называемых «отказных» материалов, т.е. материалов, по которым вынесено постановление о возбуждении уголовного дела.

Экономия процессуальных средств должна достигаться не путем упразднения важной стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела, а путем своевременного, при наличии законного повода и достаточных оснований, возбуждения уголовного дела.

Уголовное дело должно быть возбуждено, как только получены достаточные данные, указывающие на признаки преступления[112]. Работники правоохранительных органов производят лишние процессуальные действия не потому, что этого требует закон, а для «перестраховки».

Довольно часто ими проводятся проверочные действия, когда проверять ничего не надо, а необходимо сразу при обнаружении признаков преступления возбудить уголовное дело.

Так, в январе 1998 г. в лесопосадках недалеко от г. Новосибирска сотрудниками милиции были обнаружены части трупов людей. В этой и подобных ситуациях нет необходимости производить какие-либо проверочные действия. Необходимо сразу же возбудить уголовное дело, передать его по подследственности и немедленно приступить к производству следственных действий.

Действительно, по многим делам проверочные материалы составляют иногда чуть ли не половину всех имеющихся в деле документов: это и объяснения, и различного рода справки и т.п. Однако это обстоятельство свидетельствует лишь о том, что проделана лишняя работа при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а вовсе не о том, что стадия возбуждения уголовного дела вообще не нужна.

Что же касается проблемы, связанной с невозможностью в ряде случаев возбудить уголовное дело без производства отдельных следственных действий, а также с необходимостью в некоторых случаях принять необходимые процессуальные решения (например, о задержании подозреваемого) как можно скорее, то эта проблема может быть успешно решена путем установления в уголовно-процессуальном законе четкого перечня тех следственных действий и процессуальных решений, которые возможно произвести (принять) до момента возбуждения уголовного дела, при условии одновременного определения тех ситуаций, в которых это может быть возможным и при создании механизма защиты прав заинтересованных лиц при проведении соответствующих действий и принятии соответствующих решений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/47335.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector