Защита свидетеля в уголовном процессе в россии

В российских и иностранных криминальных фильмах очень часто возникает вопрос о защите свидетелей.

И там мы можем видеть, как отважные полицейские предоставляют охранников, которые сопровождают свидетелей, временное жилище, где свидетель может чувствовать себя в безопасности.

Но интересно знать, как же на самом деле осуществляется защита свидетелей в настоящее время в нашей стране. И стоит ли рисковать своей жизнью, если вы стали свидетелем серьезного преступления.

Правовая основа

Во время следствия и судопроизводства по уголовным делам нередко можно столкнуться с тем, что обвиняемая сторона оказывает противодействие следственным мероприятиям. В качестве основных мер, предпринимаемых преступниками, обычно бывают:

  • угрозы;
  • шантаж;
  • реальные попытки причинить вред здоровью человека и его близким;
  • реальные попытки причинить материальный вред человеку;
  • попытка подкупа свидетеля или потерпевшего;
  • оскорбление, клевета, причиняющие моральный и имущественный вред человеку.

И нередко люди, готовые первоначально свидетельствовать против обвиняемого в суде, спустя несколько дней, недель, месяцев (пока длится расследование) отказываются от своих показаний. В таком случае бывает достаточно сложно доказать вину человека, а иногда дело разваливается полностью, так как потерпевший забирает свое заявление.

В целях борьбы с таким явлением законодательством предусмотрено несколько нормативно-правовых актов, которые должны обеспечивать защиту людям, имеющим информацию против преступника. К основным из них относятся:

  • УПК, где прописана защита не только свидетелей, но и потерпевших, а также иных участников процесса, на которых может оказываться влияние в ходе следствия и судопроизводства;
  • ФЗ № 119, непосредственно регулирующий защиту данных лиц и подробно расписывающий все возможные формы данной защиты.

Также Пленумом Верховного суда было дано разъяснение для всех остальных судов, что они обязаны информировать всех участников процесса о возможности каждого из них обратиться за получением такой защиты.

Для этого достаточно подать ходатайство, в котором будут указаны причины такой необходимости.

Суд рассмотрит полученное заявление и примет решение об его удовлетворении или отказе, исходя из обстоятельств дела и наличия реальной угрозы для человека.

Кто подлежит защите

В законе подробно перечислены все лица, которые могут рассчитывать на получение защиты и представителей правоохранительных органов. К ним относятся:

  • сам потерпевший;
  • люди, выступающие свидетелями и проходящие ими по уголовному делу;
  • частный обвинитель, участвующий в данном деле;
  • обвиняемый, независимо от его статуса в судебном процессе (подсудимый, подозреваемый);
  • адвокаты и иные защитники участников процесса;
  • осужденный человек после вынесения приговора, а также полностью оправданный человек;
  • эксперт, а также любой другой специалист, приглашаемый судом для установления определенных фактов, требующих специальных знаний;
  • педагог, психолог, приглашенные в суд для защиты прав человека, нуждающихся в них;
  • гражданские истец, ответчик, независимо от участия их в уголовном или гражданском процессе;
  • представители участников, выступающие за них на основании законного права или документа.

Все эти лица могут просить защиты не только в момент расследования преступления, но и до его возбуждения, если на них оказывается определенное давление с противоположной стороны. Все перечисленные граждане именуются как «защищаемые лица». Меры защиты могут назначаться:

  • до начала расследования;
  • во время проведения следственных мероприятий;
  • во время судебных прений;
  • после вынесения приговора.

Таким образом, каждый участник процесса может потребовать защиты для себя, если он чувствует, что на него может быть оказано давление или ему что-то угрожает. Более подробно узнать об этом можно из представленного видео.

Меры безопасности

Если свидетель или иной участник процесса боится, что на него могут быть оказаны определенные меры воздействия, он должен воспользоваться своим правом на защиту. Среди наиболее действенных мер, помогающих скрыть информацию о свидетеле от преступника, можно выделить следующие мероприятия:

  1. Процедура опознания может проводиться при отсутствии визуального внешнего контакта обвиняемого и опознающего человека. В этом случае свидетель может дать нужные показания, а защита в дальнейшем ему не потребуется, так как сам преступник не будет знать, кто его опознал.
  2. Засекречивание персональных данных участников процесса, в отношении которых применяются меры защиты. В этом случае при рассмотрении дела и при составлении всех процессуальных документов используются псевдонимы участников, находящихся под защитой.

Помимо мер общего характера, могут применяться и локальные меры, когда защищаемый человек временно нуждается в иных способах защиты:

  1. Предоставление личной охраны человека, его жилища и имущества. Для этого устанавливает горячая кнопка, которой гражданин в любой момент может воспользоваться, чтобы вызвать отряд быстрого реагирования. Либо с ним могут на постоянной основе находиться работники этих специальных отрядов.
  2. Предоставление оружия и иных специальных средств защиты. Эта мера предоставляется на основании специальных нормативно-правовых актов.
  3. Перевод на другую работу, другое место учебы. Эти меры допустимы только с согласия или по заявлению самого защищаемого лица.
  4. Временное помещение человека в места повышенной безопасности. В этом случае предоставляется временное место жительства, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и иметь все необходимое имущество для проживания.
  5. Переселение человека на постоянной основе на другое место жительства. Данная мера допускается только с согласия самого человека.
  6. Замена документов человека и изменение его внешности. Эта мера используется в самых исключительных случаях, когда другие способы не помогут защитить человека от исходящей для него угрозы.

Добиться всех этих мер бывает достаточно сложно, так как доказать масштаб потенциальной исходящей угрозы практически невозможно, пока не произойдет покушение.

Порядок назначения мер

Очень важным нюансом для защиты участников судебного процесса являются основания для назначения мер защиты. А под ними понимается наличие реальной угрозы для жизни или здоровья этого человека, а также сохранности его имущества. Эта же угроза может распространяться и на его родственников.

Поэтому порядок назначения мер предусмотрен следующий:

  1. Лицо, участвующее в уголовном процессе, должно сообщить в письменном виде о возникшей угрозе. Данная информация может быть предоставлена в суд в виде ходатайства либо в правоохранительные органы в форме заявления.
  2. Следственные органы обязаны провести расследование для выяснения наличия указанных фактов угрозы, перечисленных в заявлении. Не всегда можно добиться защиты, если участник дела только предполагает о возможном возникновении угрозы. В большинстве случаев он должен доказать, что эта угроза уже появилась для него, поэтому он нуждается в защите.
  3. На основании собранных фактов и достоверных сведений правоохранительные органы или суд принимает решение о необходимости назначения мер защиты либо об отказе в их назначении.

Кроме этого, во время судебного процесса может быть принято решение о необходимости рассекречивания информации о защищаемых людях, если приоритеты расследования дела будут выше защиты данного гражданина. Такое решение может принять суд, и на основании этого все секретные данные будут раскрыты.

Заключение

Российская статистика говорит о том, что около 10 млн. человек каждый год выступают свидетелями по различным уголовным процессам. И каждая четвертая часть подвергается угрозам и насилию со стороны обвинения. По этой причине большинство из них меняют свои показания либо полностью забирают свои заявления.

Поэтому важно:

  1. Ужесточать меры ответственности за применение различных видов воздействия на свидетелей и иных лиц судебного процесса.
  2. Совершенствовать меры защиты, чтобы граждане не боялись свидетельствовать против преступников и могли быть уверены, что таким образом они помогут избавить общество от опасных людей.
  3. Контролировать строгое соблюдение действия законодательства. Так как непринятые своевременно меры зачастую не дают возможность сохранить информацию от свидетелей.

Сам порядок назначения мер защиты должен быть упрощен, так как необходимо защищать свидетелей до возникновения перед ними реальной угрозы, а не после того, как они уже напуганы и думают только о том, как сохранить свою жизнь и здоровье.

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/zashhita-svidetelya.html

Как работает в России программа защиты свидетелей, и почему она порой защищает обвиняемых

По голливудским фильмам мы знаем, что в США действует так называемая программа защиты свидетелей, которая позволяет обезопасить людей, дающих на суде ключевые показания, в том числе обличая всесильную мафию. На самом деле такая программа давно есть и в России. Насколько она необходима, востребована и эффективна? Сразу отметим, что у нас эта программа касается в первую очередь потерпевших, а не свидетелей.

До 10 миллионов свидетелей в год

В России соответствующий документ был принят в 2004-м году, заработал в 2005 году, а называется он законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Как следует из статистики МВД, меры безопасности пока что чаще затрагивали потерпевших (34,5%), а среди охраняемых свидетелей (31%) большую часть представляют их родственники (24,5%). При необходимости защита также предоставляется подозреваемым и обвиняемым (8,3%).

Кроме того, закон призван обеспечить безопасность и другим, фигурантам судебного процесса, — к примеру, судмедэкспертам и даже переводчикам.

Защитой свидетелей в России занимается Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ. Известно, что сотрудники этого ведомства имеют специальные навыки и проходят особую подготовку. Порой к работе привлекаются гражданские специалисты, к примеру, профессиональные гримеры из киноиндустрии, меняющие внешность защищаемого до неузнаваемости.

Бюджет программы засекречен, но по слухам в полицейской среде, составляет около двух миллиардов рублей в год. В законе на счет денег говорится так: «Средства выделяются на личную охрану, охрану жилища и имущества, на приобретение для защищаемых лиц спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на переселение защищаемых лиц, замену документов и изменение их внешности».

Ежегодно в России совершается, точнее, регистрируется, почти три миллиона различных преступлений. В результате на судебных процессах в год оказывается до десяти миллионов свидетелей.

Каждый четвертый из них меняет свои первоначальные показания из-за опасений мести преступников. Это очень много.

Но по данным ВНИИ МВД, до принятия программы «защиты свидетелей», свои показания менял чуть ли не каждый второй гражданин, опрашиваемый в суде.

«По программе проходят шестьсот-семьсот человек в год»

Корреспондент «Нашей версии» во время подготовки материла переговорил с сотрудником МВД, который одно время являлся ответственным работником по обсуждаемой программе. Вот его небольшой рассказ:

«Как часто применяется закон?

Наверное, через него проходят около шестисот-семисот человек в год по всей стране. Как правило, это физзащита на время следствия и судебного процесса. Охрана ведется круглосуточно, в том числе в доме-квартире защищаемого. Порой используется конспиративная квартира, и свидетель-потерпевший с сотрудниками полиции проживают в ней. Иногда от нескольких месяцев до полутора лет.

Часто ли люди после суда меняет внешность и паспорт? Это в кино такое любят, в жизни подобных случаев единицы, и не на каждый год есть пример. И все же бывает.

Читайте также:  Как прописать человека в квартиру к собственнику жилья

Закон действительно предусматривает в крайних случаях смену внешности объекта защиты, новые документы, новое жилье в другом регионе РФ и даже за границей (в странах СНГ) в экстренных случаях, новую работу по специальности.

Предусматривается материальная помощь объекту. Само собой, все это за счет бюджета. Никаких конкретных примеров, конечно, не приведу.

  • Почему закон защиты свидетелей применяется даже к потерпевшим?
  • Именно они дают решающие показания на обвиняемого, на целую ОПГ, потому находятся в зоне максимального риска.
  • Почему иногда защищают обвиняемых?

Так они сдают подельников в ходе так называемой сделки с правосудием. То есть дают расклад, как говорится. Их показания крайне важны, потому что они функционирование преступной группировки знают изнутри.

Нужна ли вообще такая программа?

Точно нужна. Особенно это касается регионов, где на свидетелей-потерпевших порой оказывается колоссальное давление. Знаете сколько уголовных дел развалилось из-за этого?».

… Оценивая закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следует признать, что оценивать… нечего.

Все данные, в том числе о потенциальных физических потерях среди защищаемых, тщательно засекречены.

Но, может быть, такая «глухая оборона» и есть свидетельство эффективности работы профильных полицейских? Ведь в программе защиты свидетелей самое главное – чтоб без утечек.

«Хади Такташ» посадили до закона

Еще до принятия программы по защите свидетелей в России был судебный процесс, где свидетели охранялись, полностью соблюдалась их анонимность. В 2001-2002 гг. судили знаменитую своими зверскими преступлениями казанскую ОПГ «Хади Такташ». Свидетелей привозили в суд под охраной спецназа в просторных балахонах с капюшонами.

Они выступали под вымышленными именами, а спецтехника меняла им голос. Как результат подобной конспирации, никто из свидетелей не отказался от своих показаний, и все братки были осуждены на длительные сроки. Однако в ходе судебного процесса все же произошло одно ЧП.

Пока шел процесс, одна из наиболее активных свидетельниц обвинения, Юлия Гаврилова, несмотря на защиту, скончалась у себя дома от отравления угарным газом.

Как у них?

Свидетелей оберегают во всех странах мира с развитой судебной и правоохранительной системой. Самый успешный опыт в этом деле приобрели, прежде всего, США. В Штатах программа защиты свидетелей (она у них старейшая в мире) появилась еще в 1970 году. За четыре с лишним десятка лет ее участниками стали около 30 тысяч человек.

Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищенного свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.

Источник: https://versia.ru/kak-rabotaet-v-rossii-programma-zashhity-svidetelej-i-pochemu-ona-poroj-zashhishhaet-obvinyaemyx

Кто защитит свидетелей защиты в уголовном процессе — юридическая консультация судебник

Поводом для написания данной статьи послужила неопределенность в правовых понятиях, которые не урегулированы уголовно-процессуальным законодательством, а также отсутствие  каких-либо законных форм защиты свидетелей, выступающих против стороны обвинения.

В России ежегодно около 10 миллионов человек выступают в качестве  свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел .

Согласно статистики из них каждый пятый получает угрозы с требованием изменить показания или отказаться от них.

Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников и не веря в эффективность государственной защиты.

При этом, нет никакой статистики о воздействии на свидетелей со стороны самих правоохранительных органов.

  • 20 августа 2004 года был принят федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»(далее ФЗ).
  • В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 24 июля 2007 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
  • В соответствии с законодательством государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
    1) потерпевший;
    2) свидетель;
    3) частный обвинитель;
    4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
    6) гражданский истец, гражданский ответчик;
    7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  • Государственной защите также подлежат установленные Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Согласно указанного ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
    1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
    2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
    3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
    4) переселение на другое место жительства;
    5) замена документов;
    6) изменение внешности;
    7) изменение места работы (службы) или учебы;
    8) временное помещение в безопасное место;
    9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4‑7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы».

В 2006‑2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже ‑ потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).

  1. 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».
  2. Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 ‑ 2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  3. Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
  4. В ходе реализации программы будут применены меры государственной защиты в отношении свыше 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.

Общий объем финансирования программы из федерального бюджета составит более 1,6 миллиарда рублей, из которых свыше 837 млн рублей пойдут на «временное помещение защищаемых лиц в безопасное место». На переселение защищаемых лиц на другое место жительства предусмотрено 260,9 млн рублей, изменение внешности защищаемых лиц – 9,8 млн рублей.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение ‑ управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

По данным УОГЗ, сотрудники МВД РФ в первом полугодии 2009 году взяли под государственную защиту около 700 свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства ‑ столько же, сколько за весь 2008 год.

Среди них 459 (человек) – участники судопроизводства по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким составам, 160 – по преступлениям, совершенным организованной группой, преступным сообществом.

В их числе обеспечена безопасность 268 потерпевших, 185 свидетелей, семи заявителей или очевидцев, 52 подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, защитников, законных представителей, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено.

Кроме того, МВД взяло под государственную защиту более 80 человек из числа близких родственников лиц, подлежащих защите.

При этом, нет ни одного определения в законодательстве, которое относится к свидетелям защиты. Хотелось бы понять – кто является свидетелем обвинения, а кто свидетелем защиты. Общепризнано, что свидетели, как незаинтересованные лица должны быть на стороне истины, но на практике, в основном это свидетели обвинения.

Обращаясь к Толковому словарю Даля можно увидеть что Свидетель, -ница, или свидок, самовидец дела, случая; очевидец. притомный, бытчик. Два свидетеля неотводимых составляют полную улику. Я сегодня был свидетелем странного происшествия. Свидетель на кого, послух стар. уличитель и обвинитель, как очевидец.

Бог свидетель! божба, клятва. Свидетеля за волоса дерут (и тянут). -телев, — етельницын, все, что лично их; -ничий, -тельский, к ним относящ. Свидетельное письмо, служащее свидетельством, доказательством или удостовереньем чего. Свидетельство летописцев. Свидетельство о болезни; — об учении, либо о поведении, аттестат.

Свидетельствовать в чем (с предлогом за), удостоверять, утверждать истину виденного, либо известного кому; | о ком, отзываться; одобрять или охуждать; | — кому, о чем, уверять, изъявлять. Свидетельствую вам уваженье мое. | — что, кого (с прдл. о), осматривать, испытывать или поверять, удостоверяться в чем самому или ревизовать.

Свидетельствовать рекрута. Казну свидетельствуют каждомесячно перечетом. -ся кем, ссылаться на свидетеля, на чье-либо удостоверенье. Свидетельствуюсь долговременною службою моею. | Сукно, для приема, свидетельствуется нарочною комиссиею. Свидетельствованье, свидетельство, в знач.

действие(Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка).

ЗАЩИЩАТЬ, защитить что, кого, оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду; закрывать, загораживать охраняя. -ся, защищать себя; быть защищаемым. Защищенье ср. окончат. защита ж. об. действ. по знач. глаг.

| Защита, всякая вещь, предмет, скрывающий, охраняющий, ограждающий кого или что: оборона, охрана, щит, скрывище: заступничество, покровительство. | Род бревенчатого щита, за который становится зажегший порох для взрыва. Бог моя защита! Защитка ж. влад. мужской рабочий передник, запон. Защит м.

Читайте также:  Банкротство и закрытие ип с долгами в пфр и налоговую

род железного щита, у плавильщиков, которым они закрываются от пыла. Защитный, к защите относящийся. Защитительный, для зашиты служащий или назначенный. Защититель м. -ница ж. защитник, — ница, заступник, боронитель, покровитель, застоя. Защитников, -ницын, ему, ей принадлежащий.

Защитнический, защитничий, им свойственый, к ним относящийся.(Там же.)

Цель уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления, либо незаконно ограниченных в их правах и свободах.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования виновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Свидетеля относят к иным участникам уголовного процесса незаинтересованных в исходе уголовного дела, основным предназначением которых является оказание содействия сторонам по делу в процессе сбора, закрепления и исследования доказательств по уголовному делу.

Любое процессуальное действие, совершаемое с целью раскрытия преступления, строго регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. Процесс заслушивания показаний свидетеля называется «допрос свидетеля»; а документ, которым оформляется допрос, носит название «протокол допроса свидетеля».

Следует отметить, что показания свидетеля очень часто являются одним из важных источников доказательств и необходимых сведений для полного и всестороннего раскрытия и расследования преступления. Свидетелем признается лицо, которому ввиду тех или иных обстоятельств известны факты, имеющие значение для дела.

           Иные участники уголовного процесса (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой)

Как видно, свидетель относится к категории «иные участники уголовного процесса» наряду с экспертом, специалистом и переводчиком.

В литературе данную категорию участников называют также лицами, не заинтересованными в исходе дела. Именно такое определение дает возможность уяснить характер правового статуса свидетеля в уголовном процессе.

  • Свидетель выступает в уголовном процессе в качестве своеобразного гаранта, важного для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, таким образом, помогая реализовать один из важнейших принципов уголовного процесса.
  • Итак, «свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания».
  • Отметим, что свидетелем считается лицо при соблюдении следующих условий:
  • — имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу;
  • — его вызывает орган, ведущий уголовный процесс для дачи показаний;
  • — лицо дает показания не по вызову органа, ведущего уголовный процесс.

Кому из адвокатов не знакома ситуация когда по уголовному делу  заявлены  свидетели, подтверждающие алиби обвиняемого и из этих свидетелей, в результате расследования, все оказались в судебном заседании на стороне обвинения. Органами предварительного расследования принимаются все меры для того, что бы эти свидетели не участвовали по делу на стороне защиты.

В таких случаях встает дилемма – устанавливать и заявлять свидетелей на стадии предварительного следствия или скрывать всю информацию о них до начала судебного заседания. В первом случае нет никаких гарантий, что свидетели не поменяют свои показания на противоположные. Во втором: всем известно, как суд относится к дополнительным свидетелям (особенно со стороны защиты).

  1. В связи с этим и возникает вопрос, обозначенный в заглавии – как защитить свидетелей защиты от воздействия на них со стороны правоохранительных органов, призванных в соответствии с законом их защищать и охранять.
  2. Данная статья является только поводом для написания других подобных материалов и более подробных исследований в сфере, обозначенной проблемы.
  3. (все данные для написания статьи получены из доступных источников).
  4. Используемая литература
  5. / ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (официальная версия).
  6. /Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы» (официальная версия).
  7. / государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».
  8. /Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка).

Источник: https://sudebnik.com/ugolovnyj/kto-zashhitit-svidetelej-zashhity.html

Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей

В данной статье рассматриваются основные проблемы государственной защиты свидетелей в Российской Федерации.

Ключевые слова:защита свидетелей

Сотрудники органов предварительного следствия, дознания и суда, нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда участники уголовного процесса изменяют ранее давшие показания, дают заведомо ложную информацию или вовсе отказываются от нее. Такие необдуманные действий приводят к тому, что уголовные дела «разваливаются», а преступники спокойно уходят от ответственности.

  • Что руководствует людьми, когда они под угрозой уголовного наказания, продолжают говорить не правду представителям правосудия, заставляя идти их по ложному пути?
  • Не смотря на то, что вопрос достаточно сложный, но ответ лежит на поверхности: люди просто бояться за свою жизнь, за свое имущество и деловую репутацию.
  • В Уголовно-процессуальном кодексе в ст. 74 закреплены следующие источники доказательств:
  • 1)      показания подозреваемого, обвиняемого;
  • 2)      показания потерпевшего, свидетеля;
  • 3)      заключение и показания эксперта;
  • 4)      заключение и показания специалиста;
  1. 5)      вещественные доказательства;
  2. 6)      протоколы следственных и судебных действий;
  3. 7)      иные документы. [1]

Как мы видим, спектр доказательств весьма многогранен. В науке «Уголовный процесс» их принято разделять на личные (показания свидетелей, подозреваемого) и вещественные (предметы, орудия).

Известно, что все доказательства равны и заранее не имеют никаких преимуществ перед другими, но органы, осуществляющие предварительное расследование, прокуратуры и суд из дела к делу, отдают предпочтение все-таки свидетельским показаниям, так как они непосредственно исходят от людей, которым что-то известно по данному уголовному делу.

И здесь уже должностным лицам и органам приходится производить оценку полученной информации, руководствуясь собственным внутренним убеждением.

Согласно ст. 56 УПК РФ, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

То есть, дать показания в качестве свидетеля — это гражданский долг любого, кто осведомлен о каких-либо фактах, которые могут пролить свет на расследование уголовного дела или на его рассмотрение в суде.

Нередко, судьба лиц, находящихся на скамье подсудимых или в отношении которых проводиться предварительное расследование, зависит именно от свидетельских показаний.

Именно поэтому многие преступники заинтересованы в том, чтобы свидетели говорили информацию, которая поможет им быстрее избавиться от пристального внимания правоохранительных органов и оказаться на свободе.

Так, лица, переступившие закон и желающие уйти от ответственности часто используют различные противоправные методы воздействия на психологию свидетелей, что в конечном итоге и срабатывает.

Ярким примером является деятельность «банды» Сергея Цапка, которая на протяжении долгих лет держала всю станицу Кущевскую Краснодарского края в страхе и ужасе. Именно потому, что никто не обращался в компетентные органы, эти лица вовремя не были привлечены к уголовной ответственности, что и привело к массовому убийству (12 человек, из них 4 ребенка) в 2010 году.

Защита участников уголовного процесса является предметом регулирования большого массива международных актов, которые согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы России. [2]

В числе международно-правовых актов в области защиты прав человека большое значение имеет Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и факультативный протокол к нему.

Важнейшими кодифицированными источниками, гарантирующими права и свободы граждан в области уголовного судопроизводства, являются Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Государственная защита участников уголовного судопроизводства предусмотрена положениями ряда статей УПК РФ.

Так, в ч.3 ст.11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (п.4 ст.5 УПК РФ), родственникам (п.37 ст.5 УПК РФ) или близким лицам (п.3 ст.

5 УПК РФ) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным противоправным деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель применяют в пределах своей компетенции меры безопасности к указанным лицам. К таким мерам в частности относятся: участие в следственных действиях под псевдонимом (ч.6 ст.

166 УПК РФ), контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч.2 ст.186 УПК РФ), проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемыми (ч.8 ст. 193 УПК РФ), проведение закрытого судебного заседания (ч.2 ст.

241 УПК РФ), допрос судом свидетеля без оглашения его подлинных анкетных данных в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч.5 ст.275 УПК РФ). [3]

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 20 августа 2004 г.

N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [4], который в ст.

6 предусматривает следующие меры безопасности и они применяются только к тем лицам, кто является свидетелями или потерпевшими по преступлениям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких (ст.15 УК РФ):

  • 1)      личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • 2)      выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • 3)      обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • 4)      переселение на другое место жительства;
  • 5)      замена документов;
  • 6)      изменение внешности;
  • 7)      изменение места работы (службы) или учебы;
  • 8)      временное помещение в безопасное место;
  • 9)      применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Необходимо подчеркнуть, что все меры безопасности, перечисленные в законе, носят разовый характер, то есть к участникам уголовного судопроизводства, в частности к свидетелям, они применяются только один раз, и только тогда, когда это необходимо для следователей (дознавателей), суда и прокуратуры.

Каждая из перечисленных мер безопасности требует от органов, осуществляющих государственную защиту, колоссальных усилий и денежных затрат. Это, по сути, и является главной проблемой реализации государственной политики в области защиты участников уголовного судопроизводства.

К тому же, отсутствует четкий механизм переселения свидетелей в неопасное для их жизни место жительства, а возможность изменения внешнего вида — это пока просто красивая фикция, которая в России применяется очень редко и только в исключительных случаях.

Для осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности, предусмотренных законом, необходимо вносить существенные изменения в пенсионное, трудовое, жилищное, медицинское законодательства, которые в полной мере еще не произведены. Законодательные пробелы существенно осложняют применение данных мер безопасности.

Если проанализировать все обязанности свидетеля, перечисленные в ст.

56 УПК РФ, то наиболее важной из них является: обязанность говорить правду органам, осуществляющим предварительное расследование и суду, за неисполнение которой законодателем предусмотрено наступление уголовной ответственности, например ст.

307 УК РФ «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» и ст. 308 УК РФ «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний». [5]

Если взглянуть на санкции к указанным статьям, то мы увидим, что они носят в основном экономический характер, то есть наложение штрафа, и, как правило, указанный фактор не останавливается граждан.

Они предпочитают лучше сказать не правду или вовсе отказаться говорить, заплатить причитающийся им штраф, чем потом ходить и оглядываться.

И к тому же составы данных преступлений в УК сформулированы достаточно расплывчиво, и чтобы привлечь лиц к уголовной ответственности, необходимо иметь неопровержимые доказательства, дающие основания не доверять свидетелю и выяснить причину, по которой он изменил показания или отказался от их дачи.

Читайте также:  Как вернуть деньги за страховку по кредиту в сбербанке.

Таким образом, можно сделать вывод, что предусмотренные законом меры безопасности, применяемые к участникам уголовного судопроизводства, оказывают положительную динамику в борьбе с преступностью, ну все же в законодательстве существуют пробелы, которые препятствуют их реальной применяемости к нуждающимся лицам.

А так же, когда органы предварительного расследования и суд указывают свидетелю говорить правду и ничего не бояться, но сами при этом не могут гарантировать ему стопроцентную безопасность, и самое главное люди это прекрасно понимают, поэтому уровень доверия участников уголовного судопроизводства к системе правосудия снижен.

Литература:

1.      Конституция российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014 г.)

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7172/

Закон о защите свидетелей

В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.

Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ.

В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие.

Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

  • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
  • перемена места работы (учебы);
  • замена старых документов на новые;
  • перемена внешности;
  • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
  • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
  • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.

По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы.

В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза.

Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

  • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
  • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
  • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней.

Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту.

Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

  • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
  • права и обязанности сторон;
  • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).

Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина.

Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток.

Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца.

В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

  • были устранены основания для их применения;
  • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
  • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.

Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источник: https://opravdaem.ru/services/zakon-o-zashite-svidetelej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector