Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Для многих из нас понятие «государственная служба» ассоциируется с приближенностью к высшим эшелонам власти, особыми полномочиями и возможностью принимать судьбоносные решения. Однако следует учитывать, что законодательство, регулирующие эту сферу, налагает внушительный список ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Госслужба

Кто сегодня относится к категории гражданских служащих? По существу, это довольно широкое понятие. В него входят все специалисты, получающие вознаграждение за счет бюджетных средств, утвержденные на должность на основании служебного контракта.

Речь идет о работе в сфере законодательной, исполнительной, судебной центральной или региональной власти.

В соответствии с законодательством, у них есть определенные права и обязанности, а также целый ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Помимо основных моментов, связанных с рабочим процессом и режимом, госслужащий, к примеру, имеет право запрашивать необходимую по службе информацию, профессионально развиваться и занимать вышестоящие должности на конкурсной основе, быть членом профсоюза.

К его обязанностям помимо должностных относится необходимость регулярно повышать квалификацию, беречь государственное имущество, строго следовать нормам служебного поведения.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Закон о гражданской службе

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой.

Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта.

В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Разница между «ограничением» и «запретом»

Чем принципиально отличаются эти понятия, и почему в федеральном законе они прописаны отдельно? Юристы утверждают, что такое разграничение вполне обосновано.

К запретам, связанным с гражданской службой, относятся ситуации, в рамках которых служащий не имеет разрешения на выполнение каких-либо действий. Запрет не может быть снят по воле вышестоящего руководителя. Это можно сделать только на законодательном уровне.

В случае с «ограничением» человек не может выполнять те или иные действия или вступать в правовые отношения до тех пор, пока не будет соответствовать определенным требованиям или не предпримет конкретных действий. То есть ограничения могут быть сняты служащим самостоятельно, если он выполнит необходимые требования.

Например, чтобы занять должность на гражданской службе, кандидату требуется получить допуск к гостайне. После прохождения соответствующей процедуры это ограничение перестанет действовать.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Ограничения: основные пункты

Обратимся к списку ограничений, препятствующих поступлению на службу или пребыванию в должности. По количеству пунктов он уступает перечню запретов, связанных с прохождением гражданской службы, но все же выглядит довольно внушительно.

К первоочередным ограничениям, не позволяющим занимать должность, относятся следующие случаи.

  1. Кандидат признан недееспособным решением суда.
  2. У него есть не снятая судимость, или он находится под следствием.
  3. Кандидат отказывается оформлять допуск к информации, составляющей гостайну.
  4. Служащий «теряет доверие» руководства в связи с невыполнением требований о предотвращении конфликта интересов или противодействии коррупции.
  5. Присутствует подтвержденное заболевание, не позволяющее выполнять должностные обязанности.

Для определения последнего служащие регулярно проходят диспансеризацию по установленному графику.

Какие заболевания относятся к категории неприемлемых? В первую очередь, это расстройства поведения и психики, умственная отсталость, бредовые расстройства и шизофрения, расстройства влечений и привычек.

Также сюда относятся расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ, и болезни нервной системы (эпилепсия).

Родственные связи, гражданство, воинская обязанность

Серьезное влияние на перспективы гражданской службы оказывают семейные обстоятельства кандидата и его правовой статус.

Препятствием для вступления в должность могут стать близкие родственные отношения с потенциальным руководителем или подчиненным. В эту категорию попадают родители, дети (и их супруги), супруги (а также их дети, родители, братья, сестры).

Запрет на прохождение госслужбы налагается и в том случае, если человек перестает быть гражданином страны и получает зарубежное гражданство. Также не может стать гражданским служащим иностранный подданный, если речь не идет о дипломатическом корпусе.

Обязательным условием беспрепятственного поступления на службу для мужчин становится прохождение срочной или контрактной военной службы. Исключение составляют граждане, получившие соответствующее заключение призывной комиссии.

Ложные сведения или непредоставление данных

В разделах закона, посвященных ограничениям и запретам, связанным с гражданской службой, кратко описываются сведения, которые обязан предоставлять сотрудник. Это могут быть как документы о полученном образовании, так и информация о доходах.

Все эти сведения должны быть достоверными. Документы тщательно проверяются, и в случае подлога кандидат теряет возможность поступить на госслужбу.

Аналогичная ситуация складывается при подаче данных об имуществе и доходах. Ложные сведения или их утаивание препятствуют вступлению в должность.

Сотрудники госучреждений также обязаны предоставлять информацию о своих аккаунтах в социальных сетях, адресах сайтов или их разделов, где размещена информация личного характера, позволяющая произвести идентификацию. В случае поступления на госслужбу подаются данные за 3 года, затем информация ежегодно обновляется.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Служебное поведение

Помимо запретов, связанных с гражданской службой, определен также ряд ограничивающих условий, связанных со служебным поведением. В список того, как должен вести себя госслужащий на профессиональном поприще, входит достаточно много правил.

Сотрудники, занимающие определенные должности госслужбы, обязаны: соблюдать законодательные нормы в рамках служебной деятельности; выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; защищать свободы и права граждан; беспристрастно относиться к решению служебных вопросов, не выказывать предпочтения тем или иным социальным, профессиональным, политическим, конфессиональным группам; не преследовать личные или финансовые интересы при выполнении служебных обязанностей; быть корректным в общении, не вести себя вызывающе; учитывать особенности социальных и этнических групп, быть толерантным, не допускать конфликтных ситуаций; придерживаться правил публичных вступлений.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Основные запреты связанные с гражданской службой

  • В число запретов, налагаемых на сотрудников госслужбы, входит ряд моментов, связанных с выполнением должностных обязанностей и возможностями совмещения.
  • Так, гражданскому служащему запрещается избираться на должности в местном самоуправлении (в этом случае госслужбу придется покинуть) и структурах профсоюза.
  • Госслужащий не может одновременно быть предпринимателем, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими структурами (здесь существует ряд исключений), представлять в своей организации интересы третьих лиц.

Несколько запретов, связанных с гражданской службой, в статье 17 федерального закона относятся к ограничениям после увольнения. Бывший госслужащий не имеет права сообщать и использовать в собственных интересах конфиденциальную служебную информацию. Также есть ряд ограничений по занятию в течение 2 лет должностей в организациях, деятельность которых непосредственно связана с обязанностями по госслужбе.

Имущественные запреты

Особое внимание в законе уделяется имущественным запретам, связанным с прохождением государственной гражданской службы. Сотрудники не должны:

  • получать доход в связи с приобретением ценных бумаг;
  • совершать служебные поездки за границу за счет частных или юридических лиц;
  • получать вознаграждения от сторонних лиц (денежные средства, подарки, ссуды, оплата отдыха и т. д.);
  • открывать счета и хранить средства в иностранных банках (этот запрет распространяется также на супругов госслужащих и детей, не достигших совершеннолетия);
  • владеть ценными бумагами (долями, паями), если это вызывает конфликт интересов.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Антикоррупционные запреты

Ряд запретов, связанных с гражданской службой, направлен на исключение возможной коррупционной составляющей в профессиональной деятельности.

Сотрудникам запрещается:

  • использовать госимущество и материально-техническое обеспечение в личных целях, вне служебных обязанностей;
  • принимать почетные звания и награды иностранных государств без особого разрешения;
  • разглашать служебную информацию и конфиденциальные сведения;
  • публично оценивать деятельность государственных органов и руководства;
  • создавать политические структуры в госорганах;
  • выполнять работу, оплачиваемую только зарубежными организациями;
  • входить в состав попечительских и управленческих советов иностранных организаций.

Как проверяется соблюдение запретов?

В настоящее время действует определенная система проверки соблюдения запретов, связанных с государственной гражданской службой.

Первичная проверка кандидатов на должность проводится на основе представленных документов и анализа информации, находящейся в распоряжении госорганов.

Сотрудники и кандидаты обязаны подать сведения о расходах и доходах. В случае отказа или предоставления неверных или неполных сведений контракт с сотрудником может быть расторгнут.

Сведения о доходах и имуществе сотрудника, его супруга(и) и несовершеннолетних детей не могут использоваться для определения его платежеспособности или разглашаться.

Проверки осуществляются на основе законодательства в сфере противодействия коррупции и других нормативных актов.

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Ответственность за несоблюдение

На сотрудников соответствующих организаций возлагается ответственность за несоблюдение запретов, связанных с гражданской службой. Мера ответственности определяется, исходя из положений федеральных законов, в зависимости от типа нарушения.

Если нарушение носит дисциплинарный характер, служащий может получить:

  • замечание,
  • взыскание,
  • выговор или предупреждение.

В конечном счете может последовать увольнение сотрудника с гражданской службы.

Если речь идет о более серьезных проступках, в дело вступают иные нормативные акты: гражданский, административный и уголовный кодексы. В зависимости от степени нарушения в качестве наказания может последовать штраф, дисциплинарное взыскание, возмещение убытков и даже лишение свободы.

Резюмируя, можно утверждать, что определенная приближенность к власти одновременно налагает на госслужащих значительное количество обязательств и ограничений.

Источник: https://BusinessMan.ru/ogranicheniya-i-zapretyi-svyazannyie-s-grajdanskoy-slujboy.html

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Читайте также:  Что такое переуступка права требования по договору ду и как провести сделку

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.

Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 1. Запреты по сферам деятельности

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Запреты связанные с гражданской службой и основные ограничения

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/zaprety-gos-slujbi

Запреты, связанные с гражданской службой

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12Следующая ⇒

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются.

Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее.

Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника

В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов)1Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17..

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.

Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией.

Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.

  • Замещать должность гражданской службы в случае:
  • § избрания или назначения на государственную должность;
  • § избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

§ избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня — от Государственной Думы до поселкового совета.

Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик).

Например, федеральный министр по закону — не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность. Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли — предпринимательской, или коммерческой.

Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности.

Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.

Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности.

Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего — например, жена дети.

Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т.д.

Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012—1026).

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.

Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду.

Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.

Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей — протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства — либо федеральной, либо субъекта РФ — и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.

  1. Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
  2. § имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
  3. § вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.
  4. Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.
Читайте также:  Рефинансирование потребительских кредитов - выгодно или нет

Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства.

При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц.

Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.

Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными.

При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом.

питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной.

В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы.

Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство.

Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение.

То же самое касается политических партий или конфессий.

Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума.

Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств.

Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.

Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.

Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего.

Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время.

Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.

Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.

На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих.

Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза.

Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров. Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией.

Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер.

Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.

  • Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:
  • § замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • § разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее.

Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д.

Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x3c60.html

Права и обязанности Гр.С-х, ограничения и запреты, связанные с госслужбой

Правовое положение (статус) гражданского служащего определены в ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные права гражданского служащего(ст.

14):1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;2) ознакомление с должностным регламентом;3) отдых, выходные дни и нерабочие праздничные дни, отпуов;4) оплату труда и другие выплаты;5) получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим гос тайну; 9) защиту сведений о гражданском служащем; 10) должностной рост на конкурсной основе;11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 12) членство в профессиональном союзе; 16) медицинское страхование; 17) гос-ую защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи,;18) гос-ое пенсионное обеспечение.

Основные обязанности гражданского служащего(ст.

15): ГС-й обязан1) соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные НПА РФ, конституции (уставы), законы и иные НПА S РФ ;2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;3) исполнять поручения соответствующих руководителей;4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;6) поддерживать уровень квалификации; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;8) беречь государственное имущество; 9) представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах;10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства.

Ограничения, связанные с гражданской службой (Статья 16.). Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

1) признания его недееспособным; 2) осуждения его к наказанию; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу; 6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

Читайте также:  Как вернуть госпошлину: причины и способы возврата

Запреты, связанные с гражданской службой(ст.

17)гражданскому служащему запрещается:1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;3) осуществлять предпринимательскую деятельность;4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физ и юр лиц; 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое гос-ое имущество; 9) разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера;11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания; 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений.

  • Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
  • Должности гражд.службы
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей гос органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств гос органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям гос органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств гос органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос-ми органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:1) высшие должности;2) главные должности;3) ведущие должности;4) старшие должности;5) младшие должности .

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по гос органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, котор.утверждается указом Президента РФРеестр должностей государственной гражданской службы S РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом S РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы S РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента РФ.

Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы — советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, — референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, — секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа. Остальные присваиваются представителем нанимателя.

  1. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы – должностной регламент отражает квалификационные требования.
  2. Требования к служебному поведению Гр-х служащих
  3. Требования к служебному поведению гражданского служащего (Статья 18, ФЗ № 79)

1.

Гражданский служащий обязан:1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне:2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;9) проявлять корректность в обращении с гражданами;10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.



Источник: https://infopedia.su/11x1dda.html

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Установленные ст. 16 Закона № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) ограничения, связанные с гражданской службой, обусловлены ее особенностями как вида профессиональной деятельности.

Законодательства многих стран о публичной службе содержат положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на службе. Ограничения установлены законом и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, т.е.

относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Права и свободы человека и гражданина согласно п. 3 ст.

55 Конституции РФ могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установленные ст. 16 Закона № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, они оправданны и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан.

Предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой: установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями; создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления; гарантировать осуществление гражданскими служащими своих прав; обеспечить эффективную служебную деятельность [1].

Закон № 79-ФЗ (п. 13,14 ч. 1 ст. 33) за несоблюдение ограничений и запретов предусматривает прекращение служебного контракта, освовождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.

Установленные ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, определяют, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

непредставления установленных Законом о гражданской службе сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную гражданскую службу, подлежат проверке в установленном порядке.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную гражданскую службу;

утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 79-ФЗ (п. 10 в ред. от 21 ноября 2011 г., от 3 декабря 2012 г.) и Законом № 273-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) «О противодействии коррупции»[2];

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Пункт 11 (ред. от 2 июля 2013 г. Закона № 170-ФЗ).

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением указанных выше, могут быль установлены лишь федеральными законами (ч. 2 ст. 16 Закона № 79-ФЗ).

Источник: https://bstudy.net/684870/ekonomika/ogranicheniya_svyazannye_grazhdanskoy_sluzhboy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector