Транзит российской нефти через белоруссию подорожает

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Цены на бензин в России выросли на 4,3% в 2019..

31 января 2020, 20:30

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Мировые издания отказывается от нефтяных средств

31 января 2020, 20:00

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Минздрав и Роспотребнадзор опубликовали..

31 января 2020, 19:30

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

В России выявлены первые заболевшие коронавирусом..

31 января 2020, 17:50

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Рынок США: отчётность Amazon скрасила вирусные..

31 января 2020, 17:40

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Россия останавливает все рейсы своих авиакомпаний..

31 января 2020, 17:30

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Госсекретарь США назвал Украину «крепостью,..

31 января 2020, 17:20

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Россия приостанавливает выдачу гражданам Китая..

31 января 2020, 17:10

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Власти Белоруссии намерены отменить ряд налоговых..

31 января 2020, 17:10

Источник: https://investfuture.ru/news/id/tarif-na-tranzit-rossiyskoy-nefti-cherez-belorussiyu-vozrastet-bolee-chem-na-6

Белоруссия объявила о повышении тарифа на транзит российской нефти

С 1 февраля цена вырастет более чем на 6%, сообщил министр антимонопольного регулирования и торговли республики Владимир Колтович. При этом он не исключил, что Минск будет настаивать на увеличении тарифа

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает depositphotos.com

С 1 февраля тариф на транзит нефти по территории Белоруссии вырастет на 6,6%. Об этом сообщил министр антимонопольного регулирования и торговли республики Владимир Колтович, передает РИА Новости.

По его словам, Москва и Минск не сумели договориться по стоимости прокачки нефти на этот год. Поэтому вступает в силу статья инструкции, согласно которой установлен порядок повышения тарифов на транзит. Белорусский министр не исключил, что Минск в будущем вернется к переговорам по тарифу и будет настаивать на его увеличении.

В Москве подтвердили завершение переговоров. «Разногласия зафиксированы. Окончательное решение должна принять белорусская сторона», — сообщил ТАСС заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Белоруссия хотела бы значительно повысить тариф на транзит, но без согласия России сделать этого не может, комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности

«Белнефтехим» на следующей неделе проведет в Казахстане предметные переговоры по поставкам нефти. Поскольку Москва и Минск не заключили соглашение о поставках в этом году, Россия с 1 января остановила отгрузку сырья для белорусских ПНЗ. Правда, с 4 января поставки были частично возобновлены нефтяными компаниями группы «Сафмар».

В Минске заявили, что предложения об импорте нефти они направили странам Балтии, Польше, Украине, Казахстану и Азербайджану. Кроме того, по словам Лукашенко, переговоры о поставках нефти ведутся с США, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/435396

Россию предупредили о повышении тарифа на транзит нефти через Белоруссию

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

© FreeImages.com Content License

Белоруссия с 1 февраля 2020 года поднимет тариф на транзит российской нефти более чем на 6%, поскольку Минск и Москва не сумели договориться о размере увеличения тарифа.

Как заявил сегодня министр антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии Владимир Колтович, «переговоры (с российской стороной — ред.) закончились, мы ни о чем не договорились».

«Поэтому вступает в силу статья инструкции, которой установлен порядок повышения тарифа на транзит нефти: это среднегодовой темп инфляции, установленный прогнозом России, увеличенный на три процентных пункта. Больше 6% (в итоге составит рост тарифа — ред.), по-моему, 6,6%», — цитирует РИА «Новости» министра.

Напомним, 13 января сообщалось, что представителям антимонопольных ведомств Белоруссии и России не удалось в понедельник достичь договоренностей по тарифам на транзит российской нефти и нефтепродуктов по территории нашей страны. Тогда же было объявлено, что переговоры продолжатся.

При этом источник в министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) уточнял, что белорусская сторона предложила повысить тарифы на 2020 год на инфляционную составляющую (как это предусмотрено действующей методикой), однако у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ возникли определенные вопросы по расчетам.

Еще в декабре 2019 года председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявлял, что Белоруссия хочет заложить в тариф на транзит российской нефти в 2020 году свои потери, которые она получила, не прокачав запланированные объемы из-за форс-мажора с «грязной нефтью».

По трубопроводу «Дружба» российская нефть поставляется на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а также транспортируется через Белоруссию, Польшу и Украину в Европу. В апреле этого года «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества нефти, которая поступила в его участок трубопровода.

Выяснилось, что в трубе был в десятки раз превышен показатель содержания органических хлоридов. По разным оценкам, загрязненными оказались 3-5 млн тонн нефти.

В течение мая прокачка «чистой» нефти из РФ возобновилась в Белоруссии, на Украине, а с 1 июля поставки по «Дружбе» были полностью восстановлены.

Источник: https://www.rosbalt.ru/business/2020/01/30/1825403.html

Тариф на транзит российской нефти по Белоруссии с 1 февраля 2020 г. возрастет более чем на 6%

Белорусская сторона в течение 2020 г. может инициировать переговоры с РФ по увеличению тарифа на транзит нефти

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Минск, 31 янв — ИА Neftegaz.RU. Тариф на транзит российской нефти по территории Белоруссии с 1 февраля 2020 г. возрастет более чем на 6%. Об этом заявил министр антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии В. Колтович 30 января 2020 г. Тезисы В. Колтовича:

  • переговоры с Россией закончились, мы ни о чем не договорились;
  • поэтому вступает в силу статья инструкции, согласно которой установлен порядок повышения тарифа на транзит нефти;
  • это среднегодовой темп инфляции, установленный прогнозом России, увеличенный на 3 п.п.;
  • больше 6%, по-моему, 6,6%;
  • у Белоруссии есть разногласия с Российской Федерацией по определению тарифа.

Министр пояснил, что белорусская сторона в течение 2020 г. может инициировать переговоры с РФ по увеличению тарифа на транзит нефти. «В соответствии с установленным порядком. Если мы увидим, что у нас растут расходы организаций, обеспечивающих транзит, то, конечно, да», — отметил Колтович. Напомним, что Белоруссия планировала в 2020 г. повысить тариф на прокачку российской нефти на 16,6%.

В эти проценты включена недополученная выручка за 2019 г. из-за инцидента с загрязненной российской нефтью в МНП Дружба.

Российскую сторону такое повышение не устраивает. В частности, возникли вопросы к расчетам, проведенным Гомельтранснефть Дружбы по недополученной выручке.

Белорусская компания оценила недополученную выручку в размере 23 млн долл. США.

По данным Белнефтехима, в результате инцидента территорию Белоруссии попало больше 1,2 млн т грязной нефти, в т.ч. было повреждено отдельное оборудование на Мозырском НПЗ. Общий ущерб — 70 млн долл. США. При этом с 1 сентября 2019 г. Белоруссия уже увеличила тариф на транзит российской нефти на 3,7%.

Стороны договорились в ближайшее время продолжить встречи на уровне специалистов, но пока что сторонам так и не удалось достигнуть соглашения.

Хотя Транснефть обладает возможностями перераспределить транзитные поставки нефти, идущие в Европу через Белоруссию, прекращение транзита на сегодняшний день исключено.

А. Чижевский

Источник : Neftegaz.RU

Источник: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/521921-tarif-na-tranzit-rossiyskoy-nefti-po-belorussii-s-1-fevralya-2020-g-vozrastet-bolee-chem-na-6/

Белоруссия перешла на сторону Украины, подняв цену на транзит российской нефти

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

России придется платить больше за транзит нефти через территорию Украины и Белоруссии media.gazprom-neft.ru

Белоруссия повысила тариф на транзит российской нефти через территорию страны на 6,6% с 1 февраля, следует из сообщения министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии.

«Размер повышения тарифов определен как среднегодовой индекс потребительских цен, установленный параметрами прогноза социально-экономического развития России на 2020 год в размере 3,6%, который увеличен на три процентных пункта», — цитирует сообщение ведомства RNS.

Ранее Белоруссия планировала увеличить тариф на транспортировку российской нефти на 16,6% из-за потерь в связи с загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба» в прошлом году. Тогда поставки нефти в страны Европы пришлось временно прекратить. Однако в ходе переговоров белоруской стороны с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России договоренностей по этому вопросу достигнуто не было.

Ранее стало известно, что украинская госкомпания «Нафтогаз» увеличила плату за транзит российского газа в Европу на 2% в сравнении с прошлым годом. Договор о транспортировке газа через территорию Украины был подписан в конце 2019 года и рассчитан на ближайшие пять лет.

Расскажите о новости друзьям

Источник: https://ura.news/news/1052417006

Белоруссия хотела бы больше получать за транзит российской нефти

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

После инцидента с загрязнением нефти пропускная способность «Дружбы» в 2019 г. может снизиться до 40 млн т  /Виктор Драчев / ТАСС

Белорусская «Гомельтранснефть Дружба» письменно уведомила «Транснефть», что хочет с августа этого года повысить действующий тариф на транспортировку нефти по трубам в Белоруссии на 21,7%, сообщил «Интерфакс». Представитель «Транснефти» письмо подтвердил, но заявил, что компания не считает возможным согласовать предложение о повышении тарифов.

«Гомельтранснефть Дружба» пишет, что из-за попадания в белорусскую магистральную трубопроводную систему некондиционной нефти (с большим содержанием хлорорганических соединений. – «Ведомости») транспортировка сырья была остановлена.

До настоящего времени транспортировка в направлении на Адамово осуществляется частично, продолжает белорусская компания (передает «Интерфакс»): она недополучила более 1,5 млрд руб., или $23,7 млн.

В этой сумме учтены дополнительные доходы от транспортировки нефти в реверсивном направлении.

Плата за транзит нефти по территории Белоруссии в направлении Польши, Германии и Украины составляет $0,84 за перекачку 1 т на 100 км, говорил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в апреле. (Протяженность трубопроводов «Гомельтранснефть Дружбы» – 1900 км.) Таким образом, повышенный по предложению белорусов тариф составил бы $1,02 за перекачку 1 т на 100 км.

После инцидента с загрязнением нефти пропускная способность «Дружбы» в 2019 г. может снизиться до 40 млн т, рассказывал главный инженер «Гомельтранснефть Дружбы» Андрей Вериго. За первое полугодие по «Дружбе» прокачано 17,6 млн т нефти, по данным ЦДУ ТЭК (их приводит «Интерфакс»).

За второе полугодие можно будет прокачать до 22,4 млн т (т. е. всего за год – 40 млн т), и изменение тарифа может принести «Гомельтранснефть Дружбе» дополнительно $75 млн. Всего за год компания с новым тарифом сможет заработать на 11% больше, чем с действующим: $713 млн.

Для «Транснефти» повышение тарифа приведет к росту затрат на транспортировку до $432,9 млн за август – декабрь.

Это уже третья белорусская попытка в 2019 г. повысить тариф.

Первая была в начале апреля, еще до попадания в трубу «Транснефти» хлорорганических соединений: Рыбаков объявил, что правительство Белоруссии хочет повысить тариф на 23,1%, объяснив это обеспечением безопасности в процессе транспортировки нефти. «Транснефть» выступила против повышения платы. Второй раз повысить тариф «Гомельтранснефть Дружба» предложила в конце июня, но «Транснефть» это предложение опять не поддержала.

«Что касается обращения от начала июля – сегодня отсутствуют как итоговые данные о размере дополнительно полученной от ПАО «Транснефть» тарифной выручки по операциям замещения, так и утвержденный график транспортировки нефти на IV квартал 2019 г.

Это не дает возможности произвести корректную оценку выпадающих доходов в 2019 г. и согласовать справедливый размер повышения тарифов», – заявил представитель «Транснефти». В этой связи «Транснефть» не считает возможным согласовать предложение о повышении тарифов.

Белорусская сторона заявила о поставках загрязненной нефти 19 апреля, транзит нефти в Европу был остановлен 24 апреля. Кондиционная нефть начала поступать в Белоруссию 4 мая. «Гомельтранснефть Дружба» 28 июня сообщила о полной очистке южной ветки «Дружбы» от некондиционной нефти, в Россию вернулось около 675 000 т нефти.

Белоруссия планирует полностью очистить свою нефтепроводную систему от грязной нефти к середине августа.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/07/11/806374-belorussiya-tranzit-rossiiskoi-nefti

Давайте объясним. Чем завершится нефтяной спор с Россией

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает Заместитель главного редактора портала TUT.BY Александр Заяц

С начала года Москва и Минск ведут информационную войну по поводу поставок нефти. Одни не пошли на уступки и отказались поставлять нефть, продолжая транслировать мысль, мол, белорусы никуда не денутся, прибегут и купят по той цене, которую им уже озвучили. Дешевле-то нигде нет. Вторые таким посылом оскорбились и пошли искать счастья по миру, попутно начав ремонтировать «трубу» «Дружба», по которой течет российская нефть в Европу. Это стало немного нервировать «Транснефть», которая договорилась уже до того, что готова даже заполнить «вражеский» украинский нефтепровод. Смею предположить, что развязка спора не за горами. Российская нефть (а не только от Михаила Гуцериева) вернется на белорусские НПЗ. Вопрос — в каком объеме. Но более интересно — продолжит ли Минск дальше заниматься популизмом.

Если друг оказался вдруг

Причина спора в премии, которую Беларусь не хочет платить российским нефтяным компаниям. Ранее это был стимул российским нефтяникам работать с Беларусью, поскольку Минск покупал сорт Urals по сути по внутренней цене в РФ.

А потом ее перерабатывал в нефтепродукты, которые продавал практически по мировой цене на экспорт. Эта была та самая маржа, которая позволяла существовать белорусскому экономическому чуду.

Но в Москве эту дельту относили в разряд союзных дотаций.

Правда, вот уже несколько лет из-за налогового маневра российская нефть становится все дороже. В прошлом году ее стоимость для Беларуси составляла 80% от мировой цены, в этом году это уже 83%. В 2024 году, когда завершится налоговый маневр, это будет 100%.

Справедливости ради стоит сказать — Минск не без оснований настаивает на том, чтобы снизить цену на нефть. Если оставить в стороне союзническую риторику, а взять просто премию, то следует сказать, что Urals сейчас заметно подорожала. Нет большого смысла в премии.

Но помимо налогового маневра, который привел в 2020 году к росту цены на нефть на 20 долларов за тонну, ухудшилось и качество российского сырья, что требует больших усилий при ее переработке.

Кроме того, Минск потерял «перетаможку», не получил компенсацию за «грязную» нефть, не добился повышения тарифов на транзит, которые в Беларуси и так самые низкие. Можно вспомнить, что Минск также настаивал на полной компенсации негативного эффекта налогового маневра, требуя предоставить белорусским НПЗ аналог российского обратного акциза на нефть.

Однако Москва в ответ предлагала унифицировать налоговое законодательство, то есть углубить интеграцию, что чревато потерей суверенитета Беларуси. Поэтому понятно желание Минска хотя бы выторговать скидку за счет устранения премии при поставках Urals.

Но давайте немного абстрагируемся от сути спора и посмотрим на структуру экономики. Ведь почему все так сейчас возбудились? Потому что резкое снижение доходов от экспорта нефтепродуктов может больно аукнуться не только по неодушевленному ВВП страны, но и каждому белорусу.

При этом надо сказать честно — к этому все и шло. Потому что была очень странная и рисковая политика ставить в основу экономики заработок от переработки того, чего у тебя почти нет.

Да, кто-то может возразить, мол, какой дурак не воспользовался бы моментом? Тем более все было просто и понятно. Не надо было особо напрягать извилины, а просто зарабатывать шальные деньги, получать дешевое топливо и ублажать электорат. Да и в целом радоваться жизни.

Но наступает момент, когда родник иссякает. Владелец ресурса, он же монополист, поднимает цену до мирового уровня. И что делать тогда?

Российские нефтяные компании являются монополистами в поставках нефти на белорусские заводы. В 2019 году они поставили все 18 млн тонн. Поэтому россияне, понимая свой особый статус, могут диктовать свои условия. «Жениться» же на монополисте не хочется.

А альтернатива есть? Теоретически — есть. Но это очень дорого. Что такое дорого, Беларусь уже проходила в 2010–2011 году. Правда, как говорят участники рынка, до сих пор это аукается.

Долг перед Венесуэлой оказался на порядок больше, чем у Каракаса перед Минском.

Сейчас нет проблемы, чтобы привлечь сырье из других стран на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Проблема в том, насколько эффективной будет переработка этой нефти. Сегодня Urals дешевле любой альтернативы.

По некоторым подсчетам, поставки нефти Беларуси из России на условиях 2019 года будут дешевле других поставок с мирового рынка минимум на 1,6 млрд долларов в год при объеме в 24 млн тонн.

Минску было бы хорошо, если бы нашелся благодетель, готовый покрыть эту разницу.

А белорусские НПЗ сейчас сами в больших долгах, завершают модернизацию. Нам обещают, что в скором времени глубина переработки достигнет рекордных 90%. Поэтому сможем едва ли не любую нефть из альтернативных источников перерабатывать и даже быть конкурентными на российском рынке.

Правда, за эти годы выработался определенный критический взгляд на модернизацию. Просто в Беларуси ряд заводов, в модернизацию которых вложили сумасшедшие деньги, не оправдали ожиданий, более того, они требуют господдержки. Как бы и с НПЗ так не вышло. Это сейчас тоже беспокоит.

Но даже если модернизация пойдет по плану, то сомнительно, что Минск сможет при мировой цене нефти зарабатывать на экспорте топлива огромные деньги.

Значит, Беларуси нужны новые источники роста. А что мы создали за то время, пока удачно торговали нефтепродуктами? По большому счету — только ПВТ. Но и это довольная хрупкая конструкция. Если убрать льготы, то айтишники соберут манатки и уедут. Аналогично — если Запад введет санкции. Или Россия в рамках интеграции будет настаивать на ограничении особых экономических зон.

Поэтому властям надо активнее заниматься структурными изменениями, хотя сейчас их будет провести гораздо сложнее и больнее. Но когда это можно было — торжествовал популизм, деньги проедались или вкладывались в сомнительные проекты, в общем, царила эйфория от того, что дешевая нефть будет вечно. Но друг оказался вдруг…

Добро пожаловать в реальность

Что касается нефтяного спора, то предположу, что ждать развязки осталось недолго. В начале февраля иссякнут и собственные запасы Беларуси, и подойдет к концу лимит Михаила Гуцериева, рассчитанный на весь первый квартал. Остановить заводы, которые сейчас работают на минимальной загрузке, — себе дороже.

Альтернативная нефть пока не просматривается. Но вероятность того, что она будет найдена, существует. Правда, без российского сорта Urals, на который заточены белорусские НПЗ, скорее всего, не обойтись. Придется смешивать его с альтернативой. И как-то так продолжать выживать и думать, как быть дальше.

При этом при принятии решений руководству страны надо больше прислушиваться к профессионалам.

Очень здраво во время недавних ремонтных работ на тему альтернативных поставок порассуждал главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго. Цитирую практически без купюр.

Источник: https://news.tut.by/economics/669159.html

Дорожает по-чёрному: чего добивается Минск, увеличивая тариф на транзит российской нефти

Белоруссия с 1 января 2017 года намерена увеличить стоимость транзита российской нефти на 20,5%.

Судя по этому сообщению, президенты России и Белоруссии, встретившись в Москве 22 ноября, не разрешили длящийся с нынешней весны нефтегазовый спор.

Опрошенные RT эксперты считают, что белорусская сторона, делая подобные заявления, «выторговывает себе уступки по другим вопросам», а цену за прокачку российской нефти в последний момент снизит. RT разбирался, чего добивается официальный Минск.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в одном из нефтетранспортных предприятий Белоруссии, с 1 января 2017 года транзит российской нефти через белорусскую территорию будет обходиться на 20,5% дороже. «Соответствующие уведомления в российскую «Транснефть» направили белорусские госкомпании «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба», — рассказал источник.

«Очевидно, стороны так и не смогли разрешить длящийся с весны нефтегазовый конфликт.

Проще говоря, официальный Минск не смог договориться о том, чтобы получать российский газ по $73 за тысячу кубометров или хотя бы по $100 вместо нынешних $132, — сказал в интервью с RT аналитик гражданской кампании «Наш Дом» Андрей Аксёнов.

— А поднять цены на транзит российского газа в Минске не могут, так как вся газотранспортная система страны — это компания «Белтрансгаз» — принадлежит «Газпрому». Вот и поднимают тариф на транзит нефти, чтобы хоть как-то свой интерес соблюсти. Это очередная стадия нефтегазового конфликта, и ничего более».

Спор, о котором говорит эксперт RT, начался весной, когда официальный Минск, ссылаясь на устные политические договорённости, в одностороннем порядке начал платить за российский газ не $132 за тысячу кубометров, а $73.

Обосновывалось это необходимостью соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии.

В Минске объясняли, что из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, а это противоречит принципам и Союзного государства, и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Собственно, эту же мотивировку белорусский президент озвучил и 17 ноября на встрече с российскими журналистами.

Очень быстро сформировался белорусский долг за поставки газа в размере порядка $300 млн. Тогда в качестве ответной меры российская сторона урезала поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ.

В результате Белоруссия недополучила в июне-августе 1,6 млн тонн нефти, а всего за III квартал в республику было поставлено 2,25 млн тонн нефти — почти вдвое меньше, чем предполагалось по договорённостям.

По итогам года Белоруссия может получить 18 млн тонн нефти вместо планировавшихся 23-24 млн.

После того как Россия ограничила поставки нефти, белорусская сторона, явно действуя «на нервах», сразу на 50% подняла тарифы на транзит российской нефти по территории республики. Новая цена указывалась в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 сентября.

Повышенные тарифы предполагалось ввести с 11 октября, но накануне, 10 октября, ответственный за переговоры по энергоносителям вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что решение о повышении тарифов на транзит российской нефти отменено.

Но при этом, по его словам, российская сторона обязалась восстановить объёмы поставок нефти из РФ белорусской стороне, а Белоруссия — в полном объёме погасить задолженность по платежам за российский газ.

Тогда же появилась информация, что Минск и Москва договорились о некой межбюджетной компенсации при поставках газа Белоруссии.

Эта мера должна была, с одной стороны, сохранить доходы «Газпрома» при поставках газа в страну, а с другой — к 1 июля 2019 года обеспечить равные условия по цене на газ для производителей энергии, а к 1 января 2025 года — для остальных потребителей газа.

В свою очередь, министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик пообещал, что к 21 октября «Газпрому» будут перечислены все недоплаченные за российский газ средства.

Но этого не произошло — начался ряд согласований.

В конце октября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил, что перечисление Белоруссией недоплаты за поставки газа с начала 2016 года должно быть сопряжено с подписанием ряда соглашений и обсуждено на заседании правительства РФ.

Читайте также:  Что делать обманутым дольщикам - важные советы

Он отметил, что в этой связи деньги белорусской стороной пока не перечислены. В итоге средства так и не были переведены — предполагалось, что это произойдёт к 22 ноября, ко дню визита Александра Лукашенко в Москву. Однако и тогда Белоруссия за газ не расплатилась.

«Нынешнее повышение тарифов означает, что нашла коса на камень, то есть никаких компромиссов по цене на газ достичь в Москве не удалось, — сказал RT белорусский экономист, зампредседателя Объединённой гражданской партии Лев Марголин. — И в следующем году газ для Беларуси дешевле не станет.

Почему так произошло? Руководство Беларуси категорически отказывается от проведения реформ. А в России хорошо понимают всю бесперспективность и пагубность нашей системы государственного регулирования. А также то, что деньги, направляемые на поддержку белорусской экономики, — это деньги, выброшенные на ветер.

Потому российская сторона настаивает на реформах, а белорусская сторона отказывается их проводить. Вот они и не могут договориться».

Понятно, что в Москве не согласны с односторонним повышением Белоруссией тарифов на перекачку нефти.

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил ТАСС, что компания получила и изучает предложения по новым тарифам, но пока не видит обоснованности такого повышения.

«В соответствии с методикой установки тарифов, мы отправим в ФАС данные заявки с указанием, что мы не согласны с таким повышением», — сказал он.

По его словам, в соответствии с методикой, ФАС должна принять решение о тарифе. И либо Россия и Белоруссия договариваются о новом размере тарифов, либо белорусская сторона увеличивает тарифы на транспортировку нефти сама, по заранее оговорённой схеме.

По существующим нормам в Минске могут повысить действующие ставки тарифов на среднегодовой индекс потребительских цен на текущий год — этот индекс устанавливается параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Белорусская сторона может увеличить его не более чем на 3%.

Но это в идеале. А нынешнее решение о росте тарифов на прокачку нефти — явно политическое, и это тот самый случай, когда Белоруссия, считая себя несправедливо обиженной, демонстративно отказывается соблюдать межгосударственные соглашения.

Транзит российской нефти через Белоруссию подорожает

Впрочем, именно по той причине, что решение политическое, оно, скорее всего, будет отменено ещё до конца нынешнего года, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«История с тарифами на транзит нефти — комплексная, она связана в целом с вопросом о белорусско-российских углеводородных отношениях. Там есть вопрос объёмов поставок нефти на белорусские заводы, вопрос цены на газ, — оценил ситуацию Симонов в беседе с RT.

— Я думаю, что нынешние заявления по тарифам связаны с тем, что до конца договорённости по всему списку вопросов не достигнуты и тарифы — это тот аргумент, который Белоруссия пытается использовать, чтобы выторговать уступки по другим вопросам.

Главный из которых — не просто стоимость российского газа на следующий год, но и в целом схема ценообразования на российский газ, поставляемый в Белоруссию. Известно, что в Минске хотели бы получать газ фактически по внутрироссийским ценам, то есть по цене Смоленска с небольшой надбавкой».

Как считает Константин Симонов, белорусская сторона ещё может пойти на попятную: «Известно, что мы всегда торгуемся до последнего, до конца декабря, но в конечном счёте компромиссное решение находится.

Потому я думаю, что в реальности этого повышения оплаты за транзит не будет. А Белоруссия получит по газу то, что она хочет.

То есть сейчас Белоруссия повышает тарифы на транзит нефти именно для того, чтобы выбить уступки по газовому вопросу».

Между тем Александр Лукашенко озаботился поисками альтернативных источников нефти.

28-29 ноября он совершит официальный визит в Азербайджан, где проведёт переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Раси-заде.

По неофициальной информации, главной темой обсуждения станут поставки в Белоруссию азербайджанской нефти — танкерами через Чёрное море, а далее — через порт Одессы транзитом по железной дороге через Украину.

Технологически такая схема уже отработана — 19 октября в порт Одессы из Грузии прибыл танкер ALHANI с 84,7 тыс. тонн сырой азербайджанской нефти, которая далее по железной дороге была отправлена на Мозырский НПЗ.

В тот же день стало известно, что нефть поставила компания Socar Trading — дочернее предприятие «Государственной нефтяной компании Азербайджана».

К слову, в ходе предыдущего белорусско-российского нефтяного спора в 2010-2011 годах аналогично из Азербайджана в Белоруссию было поставлено 156,3 тыс. тонн сырой нефти.

Виктор Демидов, Минск

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/335742-belorussiya-rossiya-neft-tranzit-tarif-uvelicheniye

а‘аЕаЛаОб€бƒббаИб аПаОаВб‹бˆаАаЕб‚ б 1 б„аЕаВб€аАаЛб б‚аАб€аИб„ аНаА б‚б€аАаНаЗаИб‚ б€аОббаИаЙбаКаОаЙ аНаЕб„б‚аИ аНаА 6,6% | 31.01.20

а‘аЕаЛаОб€бƒббаИб б 1 б„аЕаВб€аАаЛб аПаОаВб‹баИб‚ б‚аАб€аИб„ аНаА б‚б€аАаНаЗаИб‚ аНаА б‚б€аАаНбаПаОб€б‚аИб€аОаВаКбƒ аНаЕб„б‚аИ аПаО аМаАаГаИбб‚б€аАаЛбŒаНб‹аМ аНаЕб„б‚аЕаПб€аОаВаОаДаАаМ аНаА 6,6%.

аžаБ бб‚аОаМ аГаОаВаОб€аИб‚бб аВ баОаОаБб‰аЕаНаИаИ аМаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВаА аАаНб‚аИаМаОаНаОаПаОаЛбŒаНаОаГаО б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб аИ б‚аОб€аГаОаВаЛаИ (аœаа аЂ) а‘аЕаЛаОб€бƒббаИаИ, аОаПбƒаБаЛаИаКаОаВаАаНаНаОаМ аВ аПбб‚аНаИб†бƒ аНаА баАаЙб‚аЕ аВаЕаДаОаМбб‚аВаА.

ТЋа аАаЗаМаЕб€ аПаОаВб‹бˆаЕаНаИб б‚аАб€аИб„аОаВ аОаПб€аЕаДаЕаЛаЕаН аИбаКаЛбŽб‡аИб‚аЕаЛбŒаНаО аВ баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВаИаИ б б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбаМаИ аМаЕб‚аОаДаИаКаИ аКаАаК бб€аЕаДаНаЕаГаОаДаОаВаОаЙ аИаНаДаЕаКб аПаОб‚б€аЕаБаИб‚аЕаЛбŒбаКаИб… б†аЕаН, бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаНб‹аЙ аПаАб€аАаМаЕб‚б€аАаМаИ аПб€аОаГаНаОаЗаА баОб†аИаАаЛбŒаНаО-баКаОаНаОаМаИб‡аЕбаКаОаГаО б€аАаЗаВаИб‚аИб а аОббаИаЙбаКаОаЙ аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИ аНаА 2020 аГаОаД аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 3,6%, бƒаВаЕаЛаИб‡аЕаНаНб‹аЙ аНаА 3 аПб€аОб†аЕаНб‚аНб‹б… аПбƒаНаКб‚аАТЛ, — аОб‚аМаЕб‚аИаЛаИ аВ аВаЕаДаОаМбб‚аВаЕ.

а’ аœаа аЂ аОб‚аМаЕб‚аИаЛаИ, б‡б‚аО аВ б…аОаДаЕ баОбб‚аОбаВбˆаИб…бб аПаЕб€аЕаГаОаВаОб€аОаВ аМаЕаЖаДбƒ аМаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВаОаМ аАаНб‚аИаМаОаНаОаПаОаЛбŒаНаОаГаО б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб аИ б‚аОб€аГаОаВаЛаИ аИ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ аАаНб‚аИаМаОаНаОаПаОаЛбŒаНаОаЙ баЛбƒаЖаБаОаЙ а аОббаИаИ, аНаЕбаМаОб‚б€б аНаА б€аАаНаЕаЕ аДаОбб‚аИаГаНбƒб‚б‹аЕ аДаОаГаОаВаОб€аЕаНаНаОбб‚аИ аО аНаЕаОаБб…аОаДаИаМаОбб‚аИ аКаОаМаПаЕаНбаАб†аИаИ аПаОб‚аЕб€бŒ аžааž ТЋа“аОаМаЕаЛбŒб‚б€аАаНбаНаЕб„б‚бŒ а”б€бƒаЖаБаАТЛ, аПб€аЕаДаЛаОаЖаЕаНаИб аœаа аЂ аПаОаДаДаЕб€аЖаАаНб‹ аНаЕ аБб‹аЛаИ. ТЋаЂаАаКаИаМ аОаБб€аАаЗаОаМ, бб‚аОб€аОаНб‹ аНаЕ аДаОаГаОаВаОб€аИаЛаИббŒ аО б€аАаЗаМаЕб€аАб… аПаОаВб‹бˆаЕаНаИб б‚аАб€аИб„аОаВ, аО б‡аЕаМ аБб‹аЛ баОбб‚аАаВаЛаЕаН аИ аПаОаДаПаИбаАаН аПб€аОб‚аОаКаОаЛ б€аАаЗаНаОаГаЛаАбаИаЙТЛ, — аПаОббаНаИаЛаИ аВ аБаЕаЛаОб€бƒббаКаОаМ аМаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВаЕ. а’ аДаАаНаНаОаМ баЛбƒб‡аАаЕ, аПаОббаНаИаЛаИ аВ аœаа аЂ, баОаГаЛаАбаНаО аМаЕб…аАаНаИаЗаМаА аИаЗаМаЕаНаЕаНаИб б‚аАб€аИб„аОаВ аНаА бƒбаЛбƒаГаИ аПаО б‚б€аАаНбаПаОб€б‚аИб€аОаВаКаЕ (б‚б€аАаНаЗаИб‚бƒ) аНаЕб„б‚аИ аПаО аМаАаГаИбб‚б€аАаЛбŒаНб‹аМ б‚б€бƒаБаОаПб€аОаВаОаДаАаМ, б€аАбаПаОаЛаОаЖаЕаНаНб‹аМ аНаА б‚аЕб€б€аИб‚аОб€аИаИ а‘аЕаЛаОб€бƒббаИаИ, бƒб‚аВаЕб€аЖаДаЕаНаНаОаЙ аМаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВаОаМ баКаОаНаОаМаИаКаИ а аЕбаПбƒаБаЛаИаКаИ а‘аЕаЛаАб€бƒббŒ аИ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ баЛбƒаЖаБаОаЙ аПаО б‚аАб€аИб„аАаМ а аЄ аОб‚ 27 баНаВаАб€б 2010 аГ., аœаа аЂ аПб€аИаНбб‚аО б€аЕбˆаЕаНаИаЕ аО аПаОаВб‹бˆаЕаНаИаИ б‚аАб€аИб„аОаВ аНаА 6,6%.

а‘аЕаЛаОб€бƒббаИб аПаЛаАаНаИб€аОаВаАаЛаА аВ 2020 аГаОаДбƒ аПаОаВб‹баИб‚бŒ б‚аАб€аИб„ аНаА аПб€аОаКаАб‡аКбƒ б€аОббаИаЙбаКаОаЙ аНаЕб„б‚аИ аНаА 16,6% — ббŽаДаА б‚аАаКаЖаЕ аВаКаЛбŽб‡аЕаНаА аНаЕаДаОаПаОаЛбƒб‡аЕаНаНаАб аВб‹б€бƒб‡аКаА аЗаА 2019 аГаОаД аИаЗ-аЗаА аИаНб†аИаДаЕаНб‚аА б аЗаАаГб€баЗаНаЕаНаНаОаЙ б€аОббаИаЙбаКаОаЙ аНаЕб„б‚бŒбŽ. а аОббаИаЙбаКбƒбŽ бб‚аОб€аОаНбƒ б‚аАаКаОаЕ аПаОаВб‹бˆаЕаНаИаЕ аНаЕ бƒбб‚б€аАаИаВаАаЕб‚. аŸб€аИ бб‚аОаМ б 1 баЕаНб‚баБб€б 2019 аГаОаДаА а‘аЕаЛаОб€бƒббаИб аНаА 3,7% бƒаВаЕаЛаИб‡аИаЛаА б‚аАб€аИб„ аНаА б‚б€аАаНаЗаИб‚ б€аОббаИаЙбаКаОаЙ аНаЕб„б‚аИ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/belorussiya-povyshaet-s-1-fevralya-tarif-na-tranzit-rossiyskoy-nefti-na-6-6percent-1028862832

Беларусь повышает тариф на транзит нефти на 6,6%

Тариф на транзит российской нефти и нефтепродуктов по территории Беларуси вырастет с 1 февраля. Об этом сообщает БелТА.

Как заявил 30 января министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович, тариф увеличится более чем на 6%.

По его словам, переговоры с Россией не дали результата, поэтому начинает действовать статья инструкции, устанавливающей порядок повышения тарифов на транзит нефти. Она включает среднегодовой темп инфляции, установленный прогнозом РФ, плюс три процентных пункта.

Колтович добавил, что у сторон есть разногласия относительно определения тарифов.

Беларусь и Россия приостановили переговоры о транзите нефти

О том, что Минск и Москва не будут форсировать переговоры об условиях транзита российской нефти по белорусской территории, ранее сообщал «Коммерсантъ».

Согласно источникам российского издания, Беларусь и Россия пока не согласовали размер тарифа на транзит нефти по нефтепроводу «Дружба» через Беларусь и приостановили переговоры.

По их мнению, стороны просто дождутся, пока ставка транзита не будет индексироваться с 1 февраля автоматически в соответствии с межправительственным соглашением на 6,8%.

Минск же требовал повышения тарифа на 2020 год на 16,6% в связи с поставками в прошлом году грязной нефти из РФ.

МГ/МВ belsat.eu

Источник: https://belsat.eu/ru/news/belarus-povyshaet-tarif-na-tranzit-nefti-na-6-8/

Россия и Беларусь завершили переговоры о тарифах на транзит нефти

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолия Голомолзина, теперь все зависит от решения, которое примет белорусская сторона. Об этом сообщает ТАСС.

«Переговоры завершены. Разногласия зафиксированы. Окончательное решение должна принять белорусская сторона в соответствии с компетенцией и в сроки установленного порядка», — сказал Голомолзин.

Вопрос о тарифах на транспортировку российской нефти не удалось решить до конца прошлого года, когда истек срок прошлого контракта. Переговоры сторон продолжались весь январь. Первоначально рассчитывалось, что договориться удастся до 15 января, но этого не произошло. Следующим сроком стало 1 февраля.

В сентябре прошлого года тариф на транзит российской нефти через территорию Беларуси был повышен на 3,7%. С 15 января этого он автоматически вырос еще на 6,8%.

В конце прошлого года Минск предлагал повысить тариф на прокачку российской нефти на 21,7%, как один из вариантов компенсации за ущерб, нанесенный республике в результате загрязнения хлорорганикой нефтепровода «Дружба», но предложение не прошло. О схеме компенсации за аварию сторонам удалось договориться 20 января, что, по-видимому, помогло дальнейшим переговорам по транзиту.

Источник: https://rg.ru/2020/01/30/rossiia-i-belarus-zavershili-peregovory-o-tarifah-na-tranzit-nefti.html

Беларусь повысила на 6,6% тариф на транзит российской нефти с 1 февраля — Общественно-политический интернет-журнал «Чеснок»

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси повысило тариф на транзит нефти из России по нефтепроводу «Дружба» на 6,6%. В ведомстве отметили, что повышение произошло в плановом порядке, оно было запланировано ранее. Постановление антимонопольного ведомства о повышении стоимости транзита вступит в законную силу с 1 февраля 2020 года, — сообщает Interfax.

«Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь принято  постановление от 28 января 2020 г.

№ 6 «О тарифах  на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам», которым в плановом порядке установлены новые тарифы на услуги ОАО «Гомельтранснефть Дружба» по транспортировке (транзиту) нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь», — из сообщения МАРТ.

При этом в ведомстве также сообщили, что ране состоялись переговоры между Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) и Федеральной антимонопольной службой России (ФАС).

В ходе переговоров был поднят вопрос о компенсации потерь предприятия ОАО «Гомельтранснефть Дружба» однако ФАС не поддержал предложений МАРТ.

Таким образом, стороны не пришли к единому знаменателю, после чего был составлен и ратифицирован протокол разногласий между ними.

В результате МАРТ повысил тариф на прокачку нефти через территорию Беларуси по магистральному трубопроводу «Дружба» в полном соответствии с методикой изменения тарифов на услуги по транспортировке нефти. Методика изменения тарифов была выработана в январе 2010 года в переговорах между Минэкономики Беларуси и Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.

«Размер повышения тарифов определен исключительно в соответствии с требованиями Методики как среднегодовой индекс потребительских цен, установленный параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год в размере 3,6%, увеличенный на 3 процентных пункта», — отмечается в сообщении МАРТ.

Читайте также:  Гарантийное письмо и его правильное составление

Напомним, что Владимир Колтович занимающий должность
министра антимонопольного регулирования и торговли  Беларуси отметил, что переговоры между МАРТ и
ФАС завершены, и страна не смогла добиться сверхпланового роста тарифа на
транзит нефти. В связи с этим 1 февраля стоимость прокачки нефти по Белорусской
части нефтепровода «Дружба» составила лишь 6,6%.

В тоже время в концерне «Белнефтехим» не раз сообщали о необходимость
увеличения тарифа за прокачку нефти в виде компенсации за потери 2019 года.
Тогда связанные НПЗ  Беларуси несли материальные
потери из-за снижения загрузки Магистрального нефтепровода  «Дружба» по причине загрязнения нефти.

«Заявленный ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на 2020 год уровень роста тарифов на транспортировку учитывает необходимость полной компенсации недополученных доходов», — заявил Рыбаков в интервью журналу «Вестник Белнефтехима».

В интервью ведомственному журналу Рыбаков отметил, что в
2019 году объём нефти поставляемой предприятием ОАО «Гомельтранснефть Дружба» оператора
белорусского участка МН «Дружба» составило 62,96 млн тонн нефти (17,6 млн тонн
было поставлено на НПЗ Беларуси) что на 9,6% меньше уровня, предусмотренного
бизнес-планом.

Белорусская сторона хотела поднять тариф на транзит нефти в 2020 году на 16,6%. При этом в течении 2019 года отечественные НПЗ не раз выступала с предложение увеличить тариф на прокачку нефти по МН «Дружба» на 21,7% как до поставок грязной нефти так и после них. Однако Россия согласилась увеличить тарифы на транспортировку нефти только на 3,7% с 1 сентября 2019 года.

Источник: https://4esnok.by/novosti/tarify-na-tranzit-nefti/

Лукашенко "мстит": Белоруссия резко повышает тариф на транзит российской нефти

31 января 2020, 15:03

С 1 февраля официальный Минск повышает тарифы на услуги по транзиту нефти на 6,6%. Размер повышения тарифов определен как среднегодовой индекс потребительских цен.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии сообщило о решении повысить тариф на транзит российской нефти. Изменения вступают в силу завтра, 1 февраля.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович заявил, что переговоры с представителями РФ не принесли ожидаемых результатов из-за разногласий в определении тарифов.

«Поэтому вступает в силу статья инструкции, согласно которой установлен порядок повышения тарифов на транзит нефти», — сказал чиновник.

Как сообщал Российский Диалог ранее, «нефтяная война» между Россией и Белоруссией длится почти год. Александр Лукашенко обвинял Кремль в том, что Минск будет закупать углеводороды по ценам выше мировых и требовал предоставить скидку на газ и нефть, однако получал отказ. В итоге Минск отказался от предложенных тарифов, пригрозив найти альтернативных поставщиков топлива.

А 21 января президент Белоруссии заявил, что Москва якобы запретила Казахстану поставлять нефть в Минск. Этот упрек Кремль оставил без ответа.

К слову, виновником проблем Лукашенко называл правительство Дмитрия Медведева. Белорусский президент требовал от своих чиновников найти новых поставщиков и «плевать» на все заключенные ранее союзы.

Источник: https://www.rusdialog.ru/business/194161_1580472060

"Дружбу" в сторону: сколько Москва и Минск потеряют от закрытия транзита нефти через Белоруссию

В начале апреля 2019 года Россельхознадзор ограничил ввоз яблок и груш с белорусской территории, мотивируя это недоверием к сертификатам, а в переводе на обычный язык — подозрениями в перепродаже контрафакта.

 Александр Лукашенко счел это санкциями от «обнаглевшей России» и пригрозил перекрыть транзит российской нефти. Правительство услышало президента и в тот же день заявило, что нефтепроводы нуждаются в ремонте уже 1,5 года. Минэнерго РФ не верит в то, что Минск перекроет поставки нефти в Европу по трубе «Дружба».

Михаил Мельников подсчитал, чего такой шаг будет стоить каждой стороне. 

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отреагировал в своем стиле — с прямым использованием терминов «обнаглели», «выкручивают руки» и другой подобной лексики. Думается, нет в мире другого политика, которому Кремль простил бы такие высказывания. Но Бог с ним, со стилем. Суть претензий такова:

То одно предприятие закрыли, то другое. Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий. Нам закрывают рынок.

Дело в том, что Россия не может закрыть белорусское предприятие. Нет у нас таких полномочий.

А если это предприятие полностью ориентировано на российский рынок, но при этом не устраивает Россию, может быть, это его проблемы, а не наши? Страна имеет право покупать тот товар, который ей нравится, без особых объяснений, и контролирующие органы России вправе предписывать российским же компаниям, какой товар в данный момент не рекомендуется завозить в нашу страну.

Может быть, и нет никакого товара? Может быть, прав Россельхознадзор в своей до невозможности деликатной формулировке «…сомнение в легальности таких поставок и недоверие к сведениям, указанным в белорусских реэкспортных сертификатах»?

Признавать, что в Россию через открытую белорусскую границу гонят «санкционку», никто в Минске не будет. Поэтому факты заменяют эмоциями. А где эмоции, там и угрозы. Александр Лукашенко прямым текстом пригрозил закрыть на ремонт нефтепровод «Дружба», через который российская нефть идет в страны Евросоюза.

Все это уже было и не раз. Например, в 2009 году, когда Роспотребнадзор запретил поставки мяса с двух белорусских заводов, внезапно открылась масса дефектов на нефтепродуктопроводе Унеча – Вентспилс. Совпадение? 

Сейчас, правда, с нефтепродуктами Белоруссия шутить не будет. Наша «Транснефть» в 2018 году увеличила мощность пролегающего по территории России нефтепродуктопровода до города Приморска в Ленинградской области, и теперь сюда можно перенаправить всю продукцию, оставив Белоруссию вообще без этой части транзита.

С нефтью пока так не получится: более четверти нашего экспорта идет через Белоруссию, а альтернативных мощностей явно не хватает, то есть ремонт «Дружбы» действительно приведет к убыткам для России. Но еще бо́льшим — для Белоруссии.

Итак, что случится, если Белоруссия начнет ремонтировать свою часть нефтепровода «Дружба»? Во-первых, она потеряет более полумиллиарда долларов в год — в 2017 году транзит принес ей 520,5 млн, а в 2018-м — 770,9 млн долларов. Отметим, что цена перекачки нефти для России в разы выше себестоимости этого процесса: Минск не стесняется брать с Москвы втридорога, так что имеет только с перекачки нашей нефти полтора процента своего ВВП.

Предвидя подобный шантаж, «Газпром», кстати, в 2007-11 гг. выкупил акции «Белтрансгаза», и теперь газовыми операциями на территории Синеокой занимается ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», платящее соответствующие налоги в бюджет республики. А вот с нефтью проблемы остались.

Речь идет о 50 млн т нефти плюс 18 млн т, которые импортирует сама Белоруссия, чтобы переработать на своих заводах и продать готовый продукт обратно в Россию.

На горло себе Лукашенко не наступит, свои 18 миллионов будет получать при любом ремонте, а вот транзит Россия может попытаться провести через свои балтийские порты, но максимум их мощности — 30-35 млн т в год в дополнение к нынешним объемам. 

Таким образом, экспорт России сократится примерно на 15 млн т нефти, что составляет около 7 миллиардов долларов по текущим ценам. Подчеркнем, что это не потерянные, а «приостановленные» деньги, то есть сама эта нефть никуда не денется, она заполнит российские нефтехранилища, а предприятиям придется снизить добычу. Неприятно, но чем меньше продадим сейчас, тем больше останется потомкам.

Главный рычаг давления Белоруссии на Россию не экономический, а политический. Есть такой страшный сон российских геополитиков — Белоруссия в Евросоюзе и НАТО. Меньше пятисот километров до Кремля. Разрушение налаженных связей.

Сжимание разнообразных «вокругроссийских» экономических союзов. Плюс огромная репутационная потеря. Киев и Белград с 90-х посматривали на Запад, а Алма-Ата — Алматы, позднее Астана — Нурсултан вызывает повышенный интерес у Китая.

Так что утрата Минска стала бы большой политической потерей. И Батька прекрасно это понимает.

Между прочим, Белоруссия тихой сапой наращивает торговлю с государствами по ту сторону от России. В 2018 году на 19,6% вырос объем торговли со странами Евросоюза, причем экспорт — на 29,9%, впервые превысив 10 млрд долларов.

Для сравнения, экспорт в Россию вырос на 0,4% и составил 12,9 млрд долларов — цифры стремительно сближаются.

И хотя сейчас Россия все еще контролирует почти половину белорусской торговли (товарооборот между странами — 35,6 млрд долларов, а общий товарооборот Белоруссии — 72,1 млрд), ее доля постепенно снижается.

С одной стороны, Белоруссия заявляет о независимости. Так, председатель Совета республики Михаил Мясникович говорил недавно: 

В российских и не только информационных и аналитических центрах достаточно часто отмечается финансовая и экономическая зависимость Белоруссии от России. В принципе, такая постановка вредна и для Белоруссии, и для России, и необъективна по существу.

Но одновременно Минск дает понять миру, что Москва его «давит». Так, в проспекте своих еврооблигаций в 2017 году Белоруссия прямым текстом предупреждала инвесторов о зависимости от России как одном из главных рисков по этим бумагам. Действительно, не только половина внешнеторгового оборота, но и значительная часть ВВП страны (по разным оценкам, от 25% до 40%) прямо зависит от России. 

Скажем, производство бензина в стране не было бы рентабельным, если бы Белоруссия покупала у нас нефть по мировым ценам, а не за вычетом экспортной пошлины (будущее выравнивание цен тоже было и еще не раз будет поводом для истерики). Бытовая техника из Белоруссии просто больше никому не нужна — аналоги от мировых брендов, хоть и несколько дороже, гораздо функциональнее плюс имеют куда более высокий уровень сервисной поддержки.

В то же время можно не сомневаться: если Белоруссия вырвется из объятий России, ей некоторое время будут компенсировать все возможные издержки, а организатора этого разрыва возведут в ранг политических святых — можно заранее открывать счет для перечисления Нобелевской премии мира.

Белоруссия нужна России — как союзник, друг, брат. Нам нужны последовательное сближение и взаимовыгодная торговля. Но непоследовательный Александр Лукашенко, воспринимающий «обнаглевшую» Россию как дойную корову, не нужен сейчас ни нам, ни самим белорусам. Он попросту опасен, потому что зачастую не контролирует себя, а все министры, которые были способны ему возразить, давно в отставке.

Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Источник: https://ruposters.ru/news/18-04-2019/druzhbu-storony

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector