Мишустин оценил договор о союзном государстве с белоруссией

В рамках современной интеграции России и Белоруссии договор о Союзном государстве играет особую роль – считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Во главу угла должны быть поставлены экономические вопросы

Сегодня президент РФ Владимир Путин отметил, что Москва и Минск, несмотря на то, что соглашение о Союзном государстве было подписано 20 лет назад, так и не выполнили многие его положения. В то же время, были достигнуты серьезные успехи в союзном строительстве.

Путин высказал такое мнение на личной встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в Санкт-Петербурге, где стороны должны окончательно согласовать интеграционный план на ближайшие годы. Здесь первичны экономические вопросы, а наиболее важной темой является окончательное урегулирование ситуации по двусторонним отношениям с Белоруссией по вопросам нефти и газа.

На этот счет уже было сломано множество копий, причем очевидно, что если Россия и пойдет здесь на уступки Белоруссии, то только в ответ на ответные меры с ее стороны. Поэтому достижение прозрачности соглашений об интеграции является главным требованием Москвы.

Такую линию Россия выбрала из-за того, что неформальные договоренности с Белоруссией часто тормозятся Минском, из-за чего Москва решила делать ставку на заключение базовых и четко прописанных интеграционных соглашений по актуальным вопросам.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Впрочем, здесь возникает вопрос, а как новые интеграционные соглашения будут коррелировать с договором о Союзном государстве, который не является политическим артефактом, а представляет собой действующий договор, в котором заложено большое число пунктов.

«Я надеюсь, что сейчас вообще не будет разговоров, или они будут хотя бы сведены к минимуму, по поводу того, что мы выполнили, а что не выполнили из этого документа двадцатилетней давности. Вот сейчас есть абсолютно конкретная необходимость для России и Белоруссии в виде договора по известным экономическим вопросам, а остальные темы носят здесь вторичный характер», — заключает Межевич.

Как полагает эксперт, экономические вопросы, на которых сегодня сконцентрирована дискуссия, хорошо известны всем экспертам, как в России, так и в Белоруссии, поэтому договор о Союзном государстве, при всей его важности, отходит на этих переговорах на второй план.

«Вот давайте решим практические вопросы – от роуминга и нефти до сыра и газа, и вот после этого спокойно и в новом году начнем консультации по Союзному государству и откроем по его проблемам полноценную научную конференцию, чтобы посмотреть, как в современном международном праве концепция интеграции согласуется с концепцией суверенитета», — констатирует Межевич.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

По мнению Николая Маратовича, не надо забывать про то, что договор о Союзном государстве был заключен 20 лет назад, а тогда у сторон были другие представления об интеграционных процессах и их конечной политической и практической цели.

Кроме того, тогда при президенте РФ Борисе Ельцине тон задавал энергичный белорусский президент Лукашенко, которого рассматривали в качестве вероятного лидера союза между Россией и Белоруссией, но после прихода к власти Путина ситуация изменилась.

«Договор двадцатилетней давности в большей степени является индикатором той реальности, которая тогда существовала, а не той, которая возникла у нас сейчас. При этом, это действующий договор, поэтому мы не можем относиться к нему, как к политическому артефакту, но все же главное сегодня – это конкретные экономические вещи и конкретные договоренности», — резюмирует Межевич.

Межевич рассчитывает на то, что будет продвижение по нефти и газу, двусторонней кооперации в машиностроении, а также по роумингу, который надоел всем, включая экспертов, вынужденных при рабочих поездках из России в Белоруссию нести издержки за связь.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

«Поэтому перед нами вопрос интеграции на уровне физических и юридических лиц, а после этого можно будет поговорить и о договоре о Союзном государстве. При всей непохожести белорусского и украинского сценариев, я бы обратил внимание на то, что мы пытаемся сейчас договориться с Украиной по газу без обсуждения политических и международно-правовых сюжетов», — заключает Межевич.

С Украиной у нас может получится, может и нет, а вот с Белоруссией, как считает эксперт, результат у России будет положительный.

Роль договора о союзном государстве не нужно недооценивать

Заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов подтвердил, что роль договора о Союзном государстве в отношениях России и Белоруссии вторична, хотя бы ввиду наличия интеграции в контексте Евразийского союза.

«Договор о Союзном государстве играет в наших отношениях с Белоруссией символическую роль, учитывая скорость интеграционных процессов в Евразийском союзе, которые заменяют для нас данный формат. И фактически, этот договор очень сильно устарел. Тем более, президент верно отметил, что по своему содержанию он на 70-75 процентов так и не был выполнен», — констатирует Вилисов.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин по итогам сегодняшних переговоров Путина и Лукашенко заметил, что дорожную карту интеграции России и Белоруссии качественно сдерживают противоречия по нефти и газу.

И это неудивительного, поскольку белорусы требуют здесь прямого дотирования своей экономики на уровне субъекта РФ.

Дмитрий Сикорский

Источник: https://rueconomics.ru/422275-soyuznoe-gosudarstvo-vozmozhno-posle-ekonomicheskoi-integracii-moskvy-i-minska

В совфеде отметили важность договора рф и белоруссии о союзном государстве | mediarepost — главные новости часа

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Сегодня, 8 декабря, исполнилось 20 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Франц Клинцевич, комментируя знаменательную дату, отметил большую значимость происходящих интеграционных процессов между нашими странами.

«Договор с Белоруссией о создании Союзного государства имел и имеет колоссальное значение для обоих стран. Поверьте, если бы не было этого договора, то Республика Беларусь была бы сегодня совсем другой. Это однозначно.

Дальнейшее развитие наших взаимоотношений, тот непростой переговорный процесс, который идет, усилит интеграционные процессы, а значит, и будет способствовать росту благосостояния людей, живущих в наших странах.

Те, кто перемещаются из одного государства в другое по работе, имеет родственников, понимают, какое важное значение имеет этот союзный договор, насколько он облегчает жизнь.

Союзный договор между РФ и Республикой Беларусь крайне важен и для обеспечения безопасности и обороны наших стран. Я очень надеюсь, что наше Союзное государство получит дальнейшее развитие», — подчеркнул Клинцевич.

Ранее стало известно, что президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму президенту Белоруссии Александру Лукашенко по случаю двадцатилетия подписания Договора о создании Союзного государства. Об этом сообщила 8 декабря пресс-служба Кремля.

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

«Историческое решение о заключении этого важнейшего соглашения отражало обоюдное стремление укрепить российско-белорусские отношения, основывающиеся на многовековых традициях братской дружбы, культурной и духовной близости», — подчеркнул Владимир Путин.

Глава РФ высоко оценил достижения наших стран в сфере интеграции, сотрудничества, развитии торгово-экономических и межрегиональных связей, безопасности.

«Для россиян и белорусов обеспечиваются равные возможности в выборе места жительства, трудоустройстве, получении медицинской и социальной помощи», — отметил президент России.

Последние переговоры президентов России и Белоруссии состоялись в субботу, 7 декабря, в Сочи. На них политики обсуждали отношения двух стран в рамках Союзного государства и подготовку к подписанию 31 интеграционной дорожной карты в различных сферах.

Марина Кузина

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Источник: https://MediaRepost.ru/news/341901-v-sovfede-otmetili-vazhnost-dogovora-rf-i-belorussii-o-soyuznom-gosudarstve.html

Почему союз Белоруссии с Россией не получается

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией

Михаил Климентьев / ТАСС

Минск и Москва должны были подготовить дорожную карту строительства Союзного государства сначала к июню 2019 г., потом – к июлю, затем – к ноябрю, а теперь все переносится на декабрь. Это единственный конкретный объявленный итог встреч президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко 17–18 июля на Валааме и в Санкт-Петербурге.

В этих отсрочках нет ничего удивительного, если смотреть на интеграцию двух стран как на столкновение интересов, а не как на безупречный кремлевский план оставить Путина у власти после 2024 г.

В декабре 2018 г. Россия решила сдуть пыль с договора о Союзном государстве после настойчивых просьб Минска компенсировать ущерб от налогового маневра в нефтяной отрасли. По оценкам Fitch, к 2024 г. Белоруссия потеряет около $10 млрд из-за того, что будет вынуждена закупать нефть по мировым ценам, а ее НПЗ остаются без скидки, которую Россия дает своим заводам в форме отрицательного акциза.

Минск согласился обсудить интеграцию в рабочей группе, и многие восприняли это как первый шаг к объединению. На самом деле для Белоруссии этот диалог никогда не был про слияние с Россией и хоть сколько-нибудь значимую сдачу суверенитета. Минск хочет выбить уступки за сами переговоры или символические декларации о намерениях.

Пока не получается. В июне – июле Россия стала увязывать с интеграцией еще и обещанные раньше кредиты и даже переговоры о не согласованной на следующий год цене на газ.

В ответ повысил ставки и Лукашенко: за неделю до встречи с Путиным он сказал, что речь не может идти о высоких материях интеграции, пока не решены базовые проблемы.

Он пояснил, что имеет в виду препятствия в доступе белорусских товаров на российский рынок, все ту же компенсацию налогового маневра и цену на газ.

Встречи 17–18 июля, похоже, не сдвинули ситуацию с мертвой точки.

Министр экономразвития России Максим Орешкин сказал, что, если президенты не решат «принципиальные вопросы», интеграция может законсервироваться или даже развернуться вспять.

Его белорусский коллега Дмитрий Крутой заявил, что, хотя позиции Минска и Москвы совпадают на 80%, принципиальные вопросы не согласованы. Интересно, что еще месяц назад премьеры обеих стран объявили, что взяли планку согласования в 90%.

Лукашенко же, анонсируя новый декабрьский дедлайн, повторил свою позицию – нужно сначала снять все текущие вопросы в отношениях: «Если их не решить, не снять на поверхности – говорить о стратегии будет просто смешно».

Путин ничего на это под камеры не ответил, но и российская позиция, как стало понятно из заявления российского МИДа на следующий день, не изменилась: налоговый маневр – наше внутреннее дело, речь не может идти о компенсации, а смягчение белорусских издержек от этого будет обсуждаться в комплексе с другими вопросами.

Но спор о порядке ходов – это лишь самое свежее из разногласий. Ирония в том, что более глубокое противоречие заложено в сам Союзный договор 1999 г., который Россия решила реанимировать.

Он предусматривает суверенное равенство участников и право вето у каждого из двух президентов по любому серьезному вопросу даже после создания наднациональных органов вроде союзного парламента.

Минск всегда прочно держался за этот паритетный принцип, ведь если голос стран будет пропорционален их реальному весу, суверенитет Белоруссии моментально размывается.

А на создание наднациональных институтов с реальными полномочиями на паритетных началах не могла и не сможет согласиться Москва. Это все равно что отдать Лукашенко право вето на происходящее в любой из выбранных для интеграции сфер – например, право блокировать решения российского Центробанка о том, сколько печатать общей валюты в рамках единого эмиссионного центра.

Поэтому, какие бы дорожные карты, рамочные концепции и планы действий стороны ни подписали сейчас, или в декабре, или в следующем году, попытки воплотить их в жизнь рано или поздно упрутся в это противоречие.

А что такое интеграция без общих правил игры, институтов, чтобы эти правила писать и следить за их выполнением? Невозможно объединить налоговые системы или бюджеты без общего минфина, ввести единую валюту без единого эмиссионного центра, вести общую монетарную политику без единого центробанка.

Читайте также:  Что такое дду и какие пункты обязательно должны присутствовать в документе

Максимум, что получается, когда стороны не могут создать наднациональные органы, – это ни к чему не обязывающая координация действий между двумя столицами. Этот процесс тоже можно назвать интеграцией, если требуется показать хоть какие-то успехи.

И Минск будет рад так сделать, особенно если под это получится смягчить позицию Москвы по нефтегазовым и кредитным вопросам. Но кажется, что Россия хотела иного, когда затевала этот разговор.

Хотя, если быть честным, какие именно окончательные цели у России, каков ее образ идеальной интеграции, пока не ясно.

С одной стороны, это могла быть попытка в два хода сэкономить на Белоруссии: сначала предложить Лукашенко неприемлемую для него интеграцию, а потом дождаться отказа, чтобы развести руками: «Ну, вы сами не захотели, теперь живем по-рыночному».

Но если довести этот сценарий до логического конца, придется мириться с тем, что Минск охладеет к союзничеству, будет искать новые точки опоры и экономически дистанцироваться от Москвы. А это упростит и политическую переориентацию для тех, кто будет у власти в Белоруссии после Лукашенко.

По другой версии, Москва всерьез рассчитывает экономическим шантажом побудить Минск к интеграции. Если так, это авантюрная и немного наивная затея.

Лукашенко – автократ, который даже под серьезным экономическим давлением не откажется от власти ради поста губернатора или вице-президента в Союзном государстве.

Сейчас у него абсолютная власть, после слияния с Россией он и его семья сдаются на милость Кремля. Управлять неспешно беднеющей страной – это меньшее зло по сравнению с передачей ключей в Москву.

Поэтому чем сильнее будет нажим, тем агрессивнее – сопротивление. И раз Лукашенко не соглашается, что делать дальше? У Москвы в Белоруссии просто нет серьезной политической инфраструктуры, пророссийской оппозиции или слишком тяготеющих к интеграции регионов, вроде Донбасса. А вот вертикаль Лукашенко прочно контролирует внутреннюю политику.

Номенклатура сплочена вокруг президента, бизнес не хочет прихода российского олигархата. Подавляющее большинство белорусов, по данным любого публично доступного опроса, не хотят входить в состав России.

Попытки переманить бдительно следящих друг за другом белорусских силовиков чреваты такими рисками для них самих, что они побоятся даже вести разговоры на эту тему.

Оставим за скобками экономическую блокаду или какие-то военные сценарии принуждения Белоруссии к любви. Актуальная для Кремля проблема 2024 г. решается разными способами, и все они проще и менее затратны, чем жесткий конфликт с Белоруссией.

Но вне зависимости от того, какая стратегия у Москвы и есть ли она вообще, цели Минска в этом разговоре предельно понятны. Переговоры об интеграции – это торг, попытка сохранить хоть какие-то сегодняшние выгоды дружбы с Россией, не уступая ей в главном – в вопросе суверенитета.

Этот торг будет продолжаться до тех пор, пока в Москве не решат, что разговор бесплоден и его пора сворачивать. А дальше страны будут привыкать жить в новой реальности – взрослых отношений двух соседей, которые все меньше полагаются на интеграционные рудименты 90-х, а все больше – на свои национальные интересы.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/07/21/806944-soyuz-belorussii

Лукашенко назвал главное достижение договора о Союзном государстве с Россией

Мишустин оценил договор о Союзном государстве с Белоруссией Михаил Климентьев/ТАСС

С развалом СССР Россия и Белоруссия ни в экономике, ни в социальной сфере далеко друг от друга не ушли — это большое достижение договора о создании Союзного государства с РФ, заявил белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с российским президентом Владимиром Путиным, передает «БелТА».

«В принципе с развалом Советского Союза мы ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере далеко друг от друга не ушли. Это тоже большое достижение этого договора (о создании Союзного государства. — Прим. Белта).

Если мы и не реализовали те пункты, которые там прописаны, то мы не разбежались, как это есть, допустим, у России с другими республиками постсоветского пространства (не только с Прибалтикой или Украиной)», – заявил Лукашенко.

При этом он согласился с Путиным, что странам еще есть над чем работать.

7 декабря в Сочи состоялись переговоры Путина и Лукашенко по вопросам углубления интеграции в рамках Союзного государства. Встреча продолжалась около пяти с половиной часов.

С российской стороны участие в переговорах принимали также председатель правительства Дмитрий Медведев, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер Дмитрий Козак, глава Минэкономразвития Максим Орешкин и глава Минэнерго Александр Новак.

В начале встречи оба президента заявляли, что в ходе переговоров хотели бы обсудить взаимодействие России и Белоруссии в рамках Союзного государства. При этом Лукашенко также отметил, что Белоруссия не просит у России низкие цены на нефть и газ, но настаивает на необходимости создания равных экономических условий для компаний двух стран.

По итогам встречи глава Минэкономразвития РФ заявил, что Путин и Лукашенко проведут новую встречу 20 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге. 19 декабря, накануне встречи двух лидеров, спикер верхней палаты парламента Белоруссии Наталья Кочанова заявила, что Минск намерен поддерживать инициативы в рамках интеграции с Москвой только на условиях сохранения равных прав, передавало «БелТА».

Источник: https://RNS.online/economy/Lukashenko-nazval-dostizhenie-dogovora-o-Soyuznom-gosudarstve-s-Rossiei-2019-12-20/

Президент РФ дал оценку созданию Союзного государства с Белоруссией

Москва, 19 декабря 2019, 14:16 — REGNUM Решение о создании Союзного государства России и Белоруссии было верным. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе пресс-конференции 19 декабря.

Он пояснил, что и этнически, и исторически Россия и Украина, Россия и Белоруссия должны были бы существовать в таком виде. На текущий момент многое сделано в рамках ЕАЭС, и, к примеру, в экономике интеграция в этом формате глубже, чем в союзе с Минском.

Подавляющее большинство основополагающих решений по Союзному государству не реализованы, добавил президент.

Россия и мир глазами Владимира Путина: большая пресс-конференция онлайн

История вопроса

Договор о союзе Белоруссии и России был подписан 2 апреля 1997 года. Союзное государство предполагает унификацию законодательства, единые органы власти, валюту, рынок. Однако процесс объединения оказался затруднён возникшими экономическими и политическими разногласиями: Президент Белоруссии Александр Лукашенко не раз обвинял Россию в том, что она не спешит отменять свои таможенные пошлины, а также заявлял об опасности потери белорусским государством суверенитета под давлением из Москвы.

Источник: https://regnum.ru/news/2812339.html

Россия настаивает на пересмотре Договора о Союзном государстве с Беларусью

Договор о создании Союзного государства Беларуси и России необходимо актуализировать, заявил первый вице-премьер — министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.

«Мы уже говорили о том, что у нас, с одной стороны, есть договор о создании Союзного государства. С другой стороны, по правде сказать, — в последние годы движение по пути создания Союзного государства затормозилось и практически не реализовывалось», — отметил он в интервью телевидению РБК 15 января.

«В чем разногласия: мы сейчас проводим налоговые изменения, в первую очередь связанные с нефтянкой,— пояснил первый вице-премьер. — Мы создаем условия, чтобы стимулировать нефтеперерабатывающие предприятия модернизировать свое производство.

И это делается за счет понижения экспортных пошлин.

Мы повышаем внутреннее налогообложение и даем субсидии нашим нефтепереработчикам в случае, если они подписывают с нами соглашения об использовании этих ресурсов, в виде субсидий, на модернизацию своих предприятий».

По его словам, «это наши внутренние изменения налогового законодательства, это решение абсолютно вне политики».

«Но коллеги считают, что мы таким образом хотим как-то повлиять на решение интеграционных вопросов, на решение каких-то политических проблем. Я могу сказать, что это абсолютно не так», — заявил он.

При этом Антон Силуанов признал, что понижение экспортных пошлин и повышение внутреннего налогообложения в России «приводит к удорожанию поставляемой в Беларусь нефти на беспошлинной основе».

«Они говорят: давайте нам тоже, нашим предприятиям и нашему бюджету, такие же субсидии, какие вы своим даете», — рассказал он.

«Давать субсидии предприятиям чужой страны странно было бы, — заявил первый вице-премьер. — Они не являются нашими налогоплательщиками, не платят в наш бюджет.

Это, конечно же, можно было бы сделать, если бы была у нас более глубокая степень интеграции. Мы об этом и говорим.

Если хотите такой же режим — давайте вернемся к нашему cоюзному договору и будем двигаться не только по этому направлению (а оно, кстати, есть в союзном договоре), но и по всем остальным».

При этом он заявил, что «решения о создания союзного государства не выполняются, они выполняются где-то на 10 процентов».

«Сейчас у нас создана рабочая группа с российской и белорусской стороны, мы должны посмотреть на текст союзного договора, предложить его актуализировать. И тогда, если мы хотим, — интегрироваться. Мы не возражаем против этого. Мы весь комплекс вопросов должны рассмотреть, а не только этот — дайте нам субсидии», — подчеркнул Силуанов.

«Мы говорим: давайте обновим договор, но если мы строим Союзное государство, какие-то его принципы должны выполняться. И тогда один из элементов равных условий для отдельных предприятий тоже должен выполняться. Нельзя выхватывать отдельные элементы и считать, что мы ведем себя не по-партнерски. Мы как раз по-партнерски себя ведем», — отметил Силуанов.

«Конечно, мы помогали и будет помогать своему соседу и союзнику», — заверил вице-премьер.

По его словам, Россия сохраняет поддержку Беларуси «в виде кредитов». 

«Мы поставляем беспошлинно нефть нашим соседям, по низкой цене поставляем газ. Это огромные миллиарды долларов ежегодно», — подчеркнул Силуанов.

  • «Поэтому здесь надо всем охладиться (партнерам нашим), еще раз посмотреть более широко на сложившуюся ситуацию, просто сесть и выработать совместные решения», — заявил он.
  • 10 января на совещании о «социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений» Александр Лукашенко поручил правительству проработать вопрос об альтернативных вариантах поставки нефти в Беларусь.
  • Он заявил, что отсутствие для Беларуси компенсации из-за проведения в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли не станет катастрофой, но Беларусь будет ее добиваться ради равных условий хозяйствования.

«Поэтому не надо считать, что это катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем», — сказал Лукашенко.

Белорусские власти оценивают совокупные потери из-за реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России в 2019—2024 годах в 10,5 млрд долларов.

Официальный Минск ведет переговоры с Кремлем по вопросу компенсации этих потерь, однако к настоящему времени они не привели к положительному для Беларуси результату.

Российские власти увязывают оказание финансовой поддержки Беларуси с реализацией норм, за которыми последует «продвинутая интеграция» двух стран.

Источник: https://naviny.by/article/20190115/1547580830-rossiya-nastaivaet-na-peresmotre-dogovora-o-soyuznom-gosudarstve-s

В россии приступили к ревизии союзного договора с белоруссией

23 января 201920:04

Москва начала ревизию договора о создании Союзного государства от 1999 года. Работа ведется в рамках двусторонней рабочей группы по интеграции, сообщил 23 января посол России в Белоруссии Михаил Бабич, передает «Интерфакс».

«Российская часть группы к работе приступила. Сейчас идет инвентаризация всех положений союзного договора по блокам: экономический, социальный, по органам государственного управления, по вопросам безопасности и военно-технического сотрудничества. Все аспекты договора, которые были заложены в 1999 году, рассматриваются соответствующими органами власти», — сказал дипломат.

Читайте также:  Пособие малоимущим семья в 2019 году в санкт-петербурге - порядок получения

По его словам, «особенность этой работы состоит в том, что пять лет назад мы подписали евразийский договор» и часть положений договора о Союзном государстве уже изъята и переведена на евразийский уровень.

«Поэтому здесь важно не дублировать полномочия, которые переданы евразийским органам, а сохранить в рамках Союзного договора те правоотношения, которые должны быть в двустороннем формате», — подчеркнул российский посол, отметив, что после завершения данной работы Москва передаст свои предложения в Минск для выработки встречных предложений.

«Как только предложения будут сведены, российская сторона предложит посмотреть их белорусским партнерам и высказать по ним свои замечания и предложения. Рассчитываем, что и белорусская сторона сделает то же самое», — заявил Бабич. При этом он пояснил, что после выработки согласованных предложений рабочая группа вынесет их на рассмотрение президентов двух стран.

«Потом уже мы проведем совместное заседание рабочей группы, где предметно распределим задачи для того, чтобы найти все развязки в рамках проекта для доклада президентам», — подчеркнул он.

Кроме того, Михаил Бабич подтвердил планы по расширению военно-технического сотрудничества двух стран. «Военно-техническое и военное сотрудничество у нас развивается очень активно.

Задачи, которые Россия и Белоруссия поставили перед собой в части обеспечения военной безопасности, безусловно, выполняются», — сказал дипломат и напомнил, что «большой объем двусторонних учений проходит в рамках региональной группировки войск, а в 2019-м планируется провести масштабные совместные учения на территории России». При этом он добавил, что в сфере военно-технического сотрудничества сегодня есть крупные совместные проекты. «В частности, недавно побывали на Минском заводе колесных тягачей, предприятии „Пеленг“. Совместные проекты с этими предприятиями также успешно реализуются… Мы ещё раз сверили часы, посмотрели на перспективные программы сотрудничества и будем продолжать это взаимодействие», — подчеркнул посол.

Как сообщало EADaily, в конце декабря 2018 года президенты Белоруссии и России Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились о создании рабочей группы по интеграции и решению спорных вопросов в отношениях двух стран.

Договоренность стала результатом напряженных переговоров о предоставлении Минску компенсации выпадающих доходов в связи с реализацией в России налогового манёвра в нефтяной сфере.

По мнению российской стороны, продолжение субсидирования белорусской экономики возможно лишь при условии актуализации процесса дальнейшей интеграции двух стран в рамах Союзного договора от 1999 года.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2019/01/23/v-rossii-pristupili-k-revizii-soyuznogo-dogovora-s-belorussiey

Мишустин оценил потенциал договора о Союзном государстве с Белоруссией

Премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с главой правительства Белоруссии Сергеем Румасом и заявил, что рассчитывает предметно обсудить с ним договор о Союзном государстве и надеется полностью раскрыть потенциал документа. Об этом сообщает «РИА Новости» в пятницу, 31 января.

«Восьмого декабря 2019 года исполнилось 20 лет договору о создании Союзного государства. Я думаю, что нам необходимо в полной мере раскрыть потенциал договора и обеспечить максимальную гармонизацию национальных законодательств. Это позволит нам создать новый драйвер росту наших экономик, облегчить условия ведения бизнеса, повысить благосостояние граждан РФ и Белоруссии», — сказал Мишустин.

Он заверил Румаса, что все члены российского правительства настроены на активную работу с коллегами из Белоруссии.

Отмечается, что встреча председателей правительств двух стран проходила один на один без участия министров и делегаций.

23 января в Госдуме назвали сроки введения единой валюты с Белоруссией. Предполагается, что она появится не ранее 2030 года. Вместе с тем, по словам первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ Виктора Водолацкого, подписание отдельных «дорожных карт» по интеграции двух стран в рамках Союзного государства идет медленно, так как есть ряд противоречий.

8 декабря 2019 года Минск и Москва согласовали «дорожные карты» по электроэнергетике и таможне. Сейчас приоритетная задача отработать всю нормативную базу — и белорусскую, и российскую: сотни законодательных актов, десятки межправительственных соглашений.

7 декабря 2019 года президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе переговоров с президентом России Владимиром Путиным рассказал об ожиданиях от грядущей интеграции. Белорусский лидер сделал акцент на предоставлении равных условий при подобном сотрудничестве.

16 сентября 2019 года СМИ опубликовали подробности проекта интеграции России и Белоруссии. Документ предусматривает единый Налоговый и Гражданский кодексы, объединение таможенной и энергетической сфер государств, создание унифицированной системы учета собственности, взаимный доступ к госзакупкам.

Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 года.

Источник: https://iz.ru/970850/2020-01-31/mishustin-otcenil-potentcial-dogovora-o-soiuznom-gosudarstve-s-belorussiei

«Два года Россией должен был управлять Лукашенко». Договору о Союзном государстве — 20 лет

Ровно 20 лет назад в Москве президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства. Документ, как это прописано в нем, приняли, «руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан».

19 лет договор был просто одним из многих документов, подтверждающих «крепкие дружественные связи братских народов». Но год назад он заиграл новыми красками — началась подготовка дорожных карт для «более углубленной интеграции» в рамках договора 20-летней давности, пишет tut.by.

Александр Лукашенко всегда был сторонником интеграции с Россией и до того, как стал президентом, даже заявлял об этом с трибуны в Москве. Например, в мае 1994 года он выступил в российской Государственной думе, где предложил восстановить СССР. Никаких политических последствий это заявление не имело, но принесло Лукашенко дополнительную популярность среди электората.

После избрания президентом Лукашенко сделал союз с Россией своим внешнеэкономическим приоритетом — вопрос об экономической интеграции с этой страной был вынесен на республиканский референдум 1995 года.

И до договора 1999 года Беларусь и Россия подписали четыре интеграционных документа: Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя государствами, Договор об образовании сообщества Беларуси и России, Договор о Союзе Беларуси и России, Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России.

  • РЕКЛАМА
  • В книге мемуаров «Президентский марафон» Борис Ельцин писал, что особенно трудным для СНГ был 1997 год, когда был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который потом лег в основу Договора о создании Союзного государства.
  • «Мы прошли через несколько испытаний, и первое испытание, как ни странно, российско-белорусский договор», — вспоминал Борис Ельцин.

Первый вариант Договора о Союзе Беларуси и России был готов к началу 1997 года.

С российской стороны его писал вице-премьер Валерий Серов, с белорусской — глава Администрации президента Михаил Мясникович и министр иностранных дел Иван Антонович.

Текст договора был направлен двум президентам. Из него выходило, что Беларусь и Россия перестанут существовать по отдельности и станут новым объединенным государством.

Источник: https://www.intex-press.by/2019/12/08/dva-goda-rossiej-dolzhen-byl-upravlyat-lukashenko-dogovoru-o-soyuznom-gosudarstve-20-let/

"Мы обязаны отстаивать интересы своих стран": Медведев — о компромиссах и трудностях интеграции с Белоруссией

8 декабря исполняется 20 лет со дня подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. К этой дате власти обеих стран надеются достичь общего согласия по вопросам интеграции. «Мы обязаны отстаивать интересы своих стран», — заявил журналистам глава правительства России Дмитрий Медведев.

По словам российского премьер-министра, к этой дате стороны постараются свести общий набор решений главных вопросов, подвести итоги проведённой работы.

«Я пока ещё не могу сказать, что в итоге будет результатом этой работы, но уверен, что мы способны практически по абсолютному большинству дорожных карт (по интеграции — ред.

) достигнуть какого-то консенсуса, который будет добротной основой для обсуждения президентами двух стран.

Ну а дальше это, соответственно, будет уже их решением», — заявил Медведев по итогам российско-белорусских переговоров во вторник.

По мнению главы правительства России, чтобы не поставить под удар сам процесс интеграции, необходимо идти на компромиссы. Несмотря на длительные переговоры и обсуждения, некоторые разногласия между сторонами всё ещё остались. Часть из них можно назвать чисто техническими, а некоторые требуют разрешения на уровне президентов двух стран.

Тем не менее глава правительства России выразил благодарность Минску за стремление решать все возникающие вопросы, нередко довольно сложные, в партнёрском ключе.

«Это всегда нелегко с учётом того, что мы обязаны безусловно отстаивать национальные интересы наших стран», — сказал Медведев по итогам переговоров с белорусским коллегой Сергеем Румасом.

По мнению премьер-министра России, очень важно суметь без эмоций подойти к решению самых спорных вопросов, в том числе и о границах суверенитета двух стран.

Дмитрий Медведев отметил, что необходимо «понизить градус риторики», а все существующие вопросы, которые имеют «фундаментальное значение для граждан обеих стран», надо обсуждать в спокойном и прагматическом ключе. Прежде всего речь идёт о вопросах экономического и социального плана.

Проходившее 19 ноября заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии длилось семь часов. Говоря о результате совместной работы, глава правительства заявил, что значительная часть дорожных карт по интеграции двух стран согласована.

Напомним, к концу первой декады ноября Россия и Белоруссия согласовали около половины дорожных карт по экономической интеграции. На сей раз перед профильными ведомствами наших стран поставлены жёсткие и конкретные сроки.

Все дорожные карты должны быть представлены Владимиру Путину и Александру Лукашенко не позднее 1 декабря этого года — так, чтобы к 8 декабря, то есть к 20-летию договора «О создании Союзного государства», конкретные задачи экономической интеграции были окончательно утверждены.

Особые сложности на пути экономической интеграции касаются вопроса унификации налогового законодательства. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий налоговые системы России и Белоруссии развивались совершенно по-разному, однако полноценная экономическая интеграция без их объединения попросту невозможна.

При этом Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства, принятая Дмитрием Медведевым и Сергеем Румасом 6 сентября нынешнего года, предусматривает введение единого налогового кодекса уже через полтора года — к 1 апреля 2021 года. Однако у Минска здесь существует множество амбиций и возражений. К примеру, 1 ноября министр финансов Белоруссии Максим Ермолович провозглашал:

«Вопрос, который связан с налоговым суверенитетом, для нас решён давным-давно. Отказываться от налогового суверенитета страна не будет, по крайней мере в одностороннем порядке».

Для России же введение единого налогового законодательства имеет принципиальное значение. Только при таком условии наше правительство готово предоставить белорусам компенсацию за потенциальные потери от налогового манёвра.

Некоторые отечественные специалисты и чиновники полагают, что тут может быть предложен целый веер решений — от принятия не идентичных, но очень близких и взаимно прозрачных налоговых кодексов до серии подвижек и компромиссов с обеих сторон. Однако и в Москве, и в Минске многие сомневаются, что два разных кодекса способны решить проблему и в частности подвигнуть правительство России на выплату компенсаций.

Источник: https://tsargrad.tv/news/my-objazany-otstaivat-interesy-svoih-stran-medvedev-o-kompromissah-i-trudnostjah-integracii-s-belorussiej_226589

Судьба Союзного государства поставлена на карты

Как стало известно “Ъ”, РФ и Белоруссия согласовали больше половины «дорожных карт», предусмотренных программой экономической интеграции двух стран.

Если все пойдет по плану, 20-летие подписания договора о создании Союзного государства отметят в Москве 8 декабря саммитом, на котором президенты утвердят весь пакет «дорожных карт».

После этого встанет вопрос об углублении политической интеграции.

Правительства России и Белоруссии согласовали 16 «дорожных карт» по углублению экономической интеграции.

Всего к «Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства» прилагается 31 «дорожная карта».

Саму программу 6 сентября парафировали премьеры двух стран Дмитрий Медведев и Сергей Румас (“Ъ” писал о документе 16 сентября).

О том, что сторонами проделано больше 50% работы, “Ъ” сообщили три источника, знакомых с ситуацией в межправительственных переговорах. По словам одного из них, по 16 картам все согласовано полностью. Эта стопка документов отложена в сторону, и к ней возвращаться не планируется. По каким конкретно направлениям все решено, он не уточнил.

Читайте также:  Статья 19.1 коап рф: почему каждый дпс-ник боится её?

«Дорожные карты» посвящены разным сферам и отраслям: сближению макроэкономической политики, гармонизации валютного регулирования, унификации бухучета и бухгалтерской отчетности, формированию единой аграрной и промышленной политики, унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства. Каждое направление закреплено за профильными министерствами и ведомствами.

«Задача — к 1 декабря выйти на стопроцентное согласование всех «дорожных карт»»,— сказал информированный собеседник “Ъ”.

Этот же срок в начале недели обозначил белорусский премьер Румас, отметивший, что отраслевые «дорожные карты» должны лечь на стол президентам Владимиру Путину и Александру Лукашенко в первый день зимы.

По большинству остающихся направлений работу планируется завершить к 19 ноября. В этот день в Москве состоится заседание Совета министров Союзного государства с участием господ Медведева и Румаса. На нем стороны все сверят и, по словам источника “Ъ”, если «останутся шероховатости», займутся их устранением перед тем, как направить президентам.

Собеседник “Ъ” говорит, что непосредственно на заседании Совета министров обсудят «семь-восемь» из остающихся несогласованными «дорожных карт».

На 19 ноября, по его словам, отложены нерешенные вопросы для обсуждения на премьерском уровне. К ним, в частности, относятся сельское хозяйство и энергетика.

Отметим, что формированию объединенных рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, а также развитию атомной энергетики посвящены пять отдельных «дорожных карт».

Еще один проблемный вопрос — налоговое законодательство.

Как уже писал “Ъ”, «Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства» предусматривает, что к 1 апреля 2021 года в Союзном государстве будет единый налоговый кодекс. Но это не устраивает Минск.

«Вопрос, который связан с налоговым суверенитетом, для нас решен давным-давно. Отказываться от налогового суверенитета страна не будет, по крайней мере в одностороннем порядке»,— заявил 1 ноября глава Минфина Белоруссии Максим Ермолович.

Между тем Москва увязывает компенсацию белорусской стороне потерь от налогового маневра именно с унификацией налогового законодательства двух стран.

Знакомый с ситуацией российский чиновник говорит, что эта проблема может быть решена.

Одна из возможных идей, по его словам, состоит в том, чтобы в результате гармонизации налогового законодательства России и Белоруссии выйти не на единый кодекс, а на два «идентичных или очень близких кодекса».

Белорусский политический аналитик Артем Шрайбман считает, что два кодекса могут не решить проблемы. «Налоговые кодексы России и Беларуси очень разные.

Если стороны пойдут таким путем, то наверняка будет много изъятий, поскольку налоговые системы двух стран почти 30 лет развивались в совершенно разных экономиках.

А дальше встанет вопрос о том, насколько такая поверхностная гармонизация устроит Москву, чтобы она согласилась компенсировать Минску налоговый маневр»,— сказал он “Ъ”.

Собеседник “Ъ” в госструктурах РФ, в свою очередь, пояснил, что единые акты предполагают наличие наднациональных органов, которых в Союзном государстве пока нет.

«По ним, как и по общей конституции, договориться пока не удается»,— пояснил он. И добавил: о политической интеграции в рамках объединения можно будет говорить после того, как заработает все, что записано в экономических «дорожных картах». Замысел, отметил источник, состоит в том, чтобы потом двигаться в политическую сторону.

Если стороны в срок согласуют все «дорожные карты», утвердить их могут 8 декабря в Москве — в день 20-летия подписания Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Окончательное решение о том, как именно отмечать эту дату, по данным “Ъ”, пока не принято. Один из возможных форматов — российско-белорусский саммит.

Владимир Соловьев

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4154335

Россия начала инвентаризацию договора о Союзном государстве с Беларусью

Источник изображения: kp.ru

Российская часть созданной вместе с Беларусью межправительственной рабочей группы приступила к инвентаризации договора о Союзном государстве. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на спецпредставителя России по торгово-экономическому сотрудничеству с Беларусью, посла РФ в Минске Михаила Бабича.

По его словам, в настоящее время «идет инвентаризация всех положений союзного договора по блокам: экономический, социальный, по органам государственного управления, по вопросам безопасности и военно-технического сотрудничества». Он уточнил, что все аспекты договора, заложенные в 1999 году, рассматриваются соответствующими органами власти в России.

По словам Бабича, работа ведется в связи с подписанием пять лет назад евразийского договора. Он заметил, что часть положений договора о Союзном государстве « уже изъята и переведена на евразийский уровень».

«Поэтому здесь важно не дублировать полномочия, которые переданы евразийским органам, а сохранить в рамках союзного договора те правоотношения, которые должны быть в двустороннем формате», — отметил посол.

По завершении работы российская сторона предложит белорусским партнерам высказаться по этому вопросу. Бабич рассчитывает, что и белорусская сторона сделает то же самое. «Потом уже мы проведем совместное заседание рабочей группы, где предметно распределим задачи для того, чтобы найти все развязки в рамках проекта для доклада президентам», — заключил он.

Межправительственная рабочая группа России и Беларуси по интеграции была создана в декабре прошлого года. В нее вошли представители министерств и ведомств и парламентарии обеих стран.

В середине января глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что создание общих органов власти и конституции с Беларусью пока невозможно. По его словам, Москва на этом и не настаивает.

Дискуссии о перспективах Союзного государства начались в конце прошлого года в связи со спором Москвы и Минска вокруг налогового маневра в российской нефтяной сфере.

Чтобы разрешить проблему, президент Беларуси Александр Лукашенко в конце декабря 2018 года дважды прилетал в Москву для переговоров с Владимиром Путиным.

Россия и Беларусь подписали договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года. Он вступил в силу 26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран.

Источник: https://www.rubaltic.ru/news/23012019-rossiya-nachala-inventarizatsiyu-dogovora-o-soyuznom-gosudarstve-s-belarusyu/

Лукашенко: РФ и Белоруссия не будут "ломать" договор о Союзном государстве

Белоруссия и Россия должны выстраивать союзные отношения в строгом соответствии с положениями о создании Союзного государства. Об этом заявил белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой.

«Мы договорились с президентом Путиным о том, что не будем ломать договор», — приводит ТАСС слова Лукашенко.

Если влезть в «ломку договора», то будет разрушено все, что «было сделано за это время», подчеркнул он.

Договор о создании Союзного государства в полном объеме не реализован, он сегодня актуален, отметил Лукашенко. Поэтому президенты приняли решение, что договор «нельзя трогать», нужно «выработать документ, материалы, программу действий по дальнейшей интеграции» Белоруссии и России в рамках этого договора, рассказал он.

Возможное объединение в одно государство Белоруссия и Россия не обсуждают, сторонам необходимо шаг за шагом идти в развитии интеграционных процессов, отметил президент.

Источник: https://vestikavkaza.ru/news/Lukashenko-RF-i-Belorussiya-ne-budut-lomat-dogovor-o-Soyuznom-gosudarstve.html

Россия и Белоруссия договорились о создании Союзного государства с едиными налогами

Обновление 17:46. Пресс-секретарь белорусского президента Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт заявила, что работа над программой продолжается: документ примут в декабре, «если стороны будут готовы».

«Никаких совместных органов не создается — к этому страны не готовы», — рассказала она.

Эйсмонт также назвала термин «конфедерация» из статьи «Коммерсанта» «пустым журналистским штампом» и подчеркнула, что при разработке «Программы действий» стороны должны ориентироваться на суверенитет и независимость каждой из стран.

В документе говорится о почти полном поглощении экономикой России экономики Белоруссии на уровне управления: в проекте обозначено объединение платежных систем, но нет упоминания единой валюты.

Кроме того, к 1 апреля 2021 года страны собираются принять единый Налоговый кодекс, в этом же году — объединить таможенную и энергетическую политики, ввести единый доступ к госзакупкам.

С 1 июня 2020 года Россия и Белоруссия планируют взаимно отменить роуминг.

Что еще известно:

«Программа действий» не затрагивает сферы обороны, суда, образования, здравоохранения, науки, госбезопасности и госуправления, а также правоохраны.

О Союзном государстве:

Договор о создании Союзного государства страны подписали еще в 1999 году. Документ предполагает тесную интеграцию двух стран в политической, экономической, военной, валютной, культурной и других сферах. В апреле 2019 года Россия передала Белоруссии предложения по дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства, их суть была неизвестна.

Источник: https://snob.ru/politics/rossiya-i-belorussiya-dogovorilis-o-sozdanii/

20 лет назад был подписан Договор о создании Союзного государства

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Беларусь и Россия подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств − участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

Союзное государство осуществит в 2020 году 11 программ на 3,2 млрд рублей

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России. В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России. Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В 1997-1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

Следующим важным этапом в развитии союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации стало подписание 25 декабря 1998 года.

Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему.

В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года произошло событие, которое стало знаковым для России и Беларуси. Два государства подписали Договор о создании Союзного государства. Документ вступил в силу 26 января 2000 года, он обеспечивает равные права и гарантии гражданам и предпринимателям двух независимых государств.

Почему Союз Беларуси и России — это в большей степени явление нравственное

За прошедшее время в деле союзного строительства достигнуто немало успехов, сформирована солидная договорно-правовая база.

Созданы все условия для обеспечения равенства прав граждан, проведения совместной оборонной политики, согласованного внешнеполитического взаимодействия, реализации масштабных экономических и научно-технических процессов.

У нас нет визового режима и миграционных карт, каждый может въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории любого из государств, не нужно оформлять разрешение на работу или патент.

К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, на трудоустройство.

Пример Союзного государства во многом стал ориентиром и для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Многие российско-белорусские наработки были использованы при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза.

Источник: https://rg.ru/2019/12/08/20-let-nazad-byl-podpisan-dogovor-o-sozdanii-soiuznogo-gosudarstva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector