Понятие и принципы авторского права

Понятие авторского права выступает, прежде всего, как объективный и субъективный смысл.

В объективном смысле можно говорить о общей совокупности конкретных правовых норм, которые позволяют регулировать правовые отношения на законодательном уровне, которые могут возникнуть в результате создания и использования продуктов интеллектуального творчества в сфере литературы, науки или искусства.

В субъективном смысле этого же авторского права можно говорить о совокупность конкретных субъективных прав, которые возникли непосредственно у самого автора интеллектуальной собственности в процессе создания этого произведения. Здесь стоит также учитывать, что авторские права – это права, которые широко распространяются на произведения своего законного владельца или группу владельцев.

Замечание 1

Основной задачей авторских прав во всем мире является процесс обеспечения интересов автора и его правопреемников. С другой же стороны основная задача авторских прав складывается из интересов конкретного общества или конкретной группы лиц.

Понятие и принципы авторского права

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные принципы авторского права

Если говорить об основных задачах авторского права, которые имеются у каждого конкретного автора произведений интеллектуальной собственности, то весьма справедливо говорить и о принципах того же самого авторского права. Сегодня специалисты выделяют четыре основных принципа, которые отражают авторские права гражданина:

  • Принцип свободы творчества. Данный принцип говорит о том, что каждый автор может в свободной форме выражать свои интеллектуальные и творческие способности. Могут быть самыми разнообразными способы и формы подачи конкретного произведения, а также могут в свободной форме осуществляться имущественные и неимущественные (личные) авторские права.
  • Принцип сочетания личных интересов конкретного автора и направленного произведения на конкретное общество. Принцип заключается с исключительными правами автора конкретного произведения на процессы использования. Автор может самостоятельно выбирать варианты и способы выражения своего произведения интеллектуальной собственности. Например, выбрать вариант воспроизведения и прочие. Стоит отметить, что современное общество заинтересовано не только в качественном процессе защиты всех авторских прав, но и в доступе к ним в свободном и, ни чем не ограниченном режиме.
  • Принцип не отчуждаемости неимущественных, то есть личных авторских прав. Данный принцип говорить о том, что совершенно ни при каких обстоятельствах прав, которые можно отнести к неимущественным правам, они могут быть переданы на использование третьим лицам. Само по себе неимущественное (личное) право принято считать неотъемлемой частью самого автора произведения, и даже после его передачи третьему лицу данный вид прав остается авторским.
  • Принцип свободы авторского договора. Этот принцип представляет собой такой аспект, что автор вполне свободен в процессе выбора своих контрагентов, а также от условий любого авторского договора.

Все принципа авторских прав, а также же их основные задачи подчинены законодательным актам и нормам. Акты и нормы приняты в соответствии с законами и постановлениями федеральной уровне. Нарушение авторских прав, точно также как и их незаконное присвоение будет преследоваться по закону в соответствии с Уголовным, Административным и Гражданским кодексов Российской Федерации.

Замечание 2

Стоит отметить, что авторские права автор может самостоятельно зарегистрировать в специализированном органе и получить высокую степень контроля над ними.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/principy_avtorskih_prav/

1.1 Понятие и принципы авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в связи с созданием произведения, использованием исключительного права и переходом исключительного права от одного лица к другому.

Большинство правовых норм, регулирующих эти отношения, имеют гражданско-правовую природу. Кроме того, они регулируются и (или) охраняются также нормами конституционного, административного и уголовного права.

Так в КРФ закрепляется принцип свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Право на свободу творчества относится к правам человека .

Частью четвёртой ГК РФ предусмотрена факультативная регистрация некоторых объектов авторского права, таких как программы для ЭВМ и базы данных. Согласно ст.

1262 ГК РФ правообладателю предоставляется право в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных зарегистрировать такую программу или базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В результате подачи заявки на регистрацию в вышеуказанный орган, между этим органом и лицом подавшим документ возникают административные правоотношения.

Как уже отмечалось, авторские права охраняются нормами административного и уголовного права. Таким образом, если нарушение авторского права будет содержать в себе признаки административного правонарушения или преступления, то защита нарушенных прав будет осуществляться посредством применения соответственно либо административного либо уголовного законодательства.

Из всего сказанного можно сделать однозначный вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Гражданско-правовые нормы, входящие в этот правовой институт, образуют институт авторского права, который является составной частью подотрасли интеллектуальных прав ветви ГП.

Принципы права — основные положения, отражающие специфику и содержание права в целом или его отдельных структурных подразделений. В принципах кристаллизируются характерные черты права.

Рассмотрим сами принципы авторского права:

Принцип свободы творчества. О тесной связи творчества и свободы писал Н.А. Бердяев. Этот принцип нашёл своё отражение в ст.44 КРФ, согласно которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Принцип территориального и национального характера исключительного права на произведение.

С вступлением в силу части четвёртой ГК РФ принцип территориального и национального характера авторского права действует только применительно к исключительному праву на произведение. Буквальное толкование положений абз. 2 п.1 ст. 1231 ГК РФ, которые отсылают к абз. 4 п. 1 ст.

2 ГК РФ, позволяет прийти к выводу, что в отношении личных неимущественных и иных интеллектуальных права на произведение применяется общегражданский подход, т.е. они признаются за иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами , если иное не предусмотрено федеральным законом.

Территориальный характер исключительного права отражается в положениях прописанных в п.1 ст.

1256 ГК РФ, согласно которому исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от гражданства. Так, например произведения французского автора, обнародованные на территории РФ будут признаваться в РФ в силу территориального характера исключительного права.

Национальный характер исключительного права закрепляется в подп. 2 п.1 ст. 1256 ГК РФ, согласно которому исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ.

Принцип баланса интересов автора и общества

Произведение есть не только результат творческого труда человека, одновременно оно является и достоянием культуры.

Согласно ч. 2 ст. 44 КРФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Для того чтобы обеспечить доступ к культурным ценностям, предоставить возможность создания новых культурных ценностей, законодатель в ряде случаев ограничивает монополизм автора, устанавливая так называемые случаи свободного использования произведения.

Принцип возникновения авторского права в силу создания произведения. Согласно п.4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Принцип ограниченности во времени исключительного авторского права. Согласно ст. 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года следующего за годом смерти автора.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/31107

Тема 1. Понятие, предмет и принципы авторского права 1. Понятие и функции авторского права 2. Задачи и принципы авторского права 3. Источники авторского. — презентация

1 Тема 1. Понятие, предмет и принципы авторского права 1. Понятие и функции авторского права 2. Задачи и принципы авторского права 3. Источники авторского права 4. История развития авторского права в России России Тараненко Е.М., ст. преподаватель Тараненко Е.М., ст. преподаватель кафедры ГПП ИПУ ВГУЭС кафедры ГПП ИПУ ВГУЭС

  • 2 Ключевые слова и понятия Авторское право Авторское право Принципы авторского права Принципы авторского права Источники Источники Бернская конвенция Бернская конвенция Всемирная конвенция Всемирная конвенция История История
  • 3 Авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения — по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, — установлению режима их использования, — наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, — защите прав авторов и других правообладателей
  • 4 Авторское право в субъективном смысле – это права на определенное произведение науки, литературы и искусства, принадлежащие определенному лицу (автору)

5 Автору произведения принадлежат права (статья 1255 ГК РФ) Неимущественные 1.Право авторства 2.Право на имя 3.Право на неприкосновенность произведения 4.Право на обнародование произведения Исключительное право на произведение Иные 1.Право на вознаграждение 2.На использование служебного произведения 3.Право доступа 4.Право следования 5.Право на отзыв

6 Функции авторского права Признание авторства и охрана произведений Признание авторства и охрана произведений Установление режима использования произведений Установление режима использования произведений Наделение авторов произведений и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав Наделение авторов произведений и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав Защита данных прав Защита данных прав (Суханов Е.А.) (Суханов Е.А.)

  1. 7 Предмет авторского права — это регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства
  2. 8 Задачи авторского права © Всемирная охрана исключительных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов © Стимулирование деятельности по созданию произведений © Создание условий для широкого использования обществом произведений
  3. 9 Принципы авторского права Свобода творчества Свобода творчества Сочетание личных интересов автора с интересами общества Сочетание личных интересов автора с интересами общества Неотчуждаемость личных неимущественных авторских прав Неотчуждаемость личных неимущественных авторских прав Свобода авторского договора Свобода авторского договора Иные Иные
  4. 10 Источники авторского права Конституция РФ Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Федеральные законы Федеральные законы ФЗ «О средствах массовой информации» ФЗ «О средствах массовой информации» ФЗ «О рекламе» ФЗ «О рекламе» Иные Иные Подзаконные акты Подзаконные акты Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве Региональные международные договоры Региональные международные договоры Двусторонние международные договоры (с Австрией, Арменией, Кубой, Малайзией, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией и другими) Двусторонние международные договоры (с Австрией, Арменией, Кубой, Малайзией, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией и другими)

11 Региональные международные договоры Региональные международные договоры Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав между странами СНГ (1993 г.) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав между странами СНГ (1993 г.

) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества (1 декабря 1997 года) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества (1 декабря 1997 года) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14 июля 1967 г.

) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14 июля 1967 г.)

12 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Принята в 1886 году в Берне (Швейцария) Принята в 1886 году в Берне (Швейцария) Существует 7 редакций Существует 7 редакций Участники государств Участники государств В 1994 году Россия присоединилась к БК в редакции 1971 года с оговоркой, что ее положения не будут распространяться на те произведения, которые к моменту ратификации конвенции уже будут являться общественным достоянием В 1994 году Россия присоединилась к БК в редакции 1971 года с оговоркой, что ее положения не будут распространяться на те произведения, которые к моменту ратификации конвенции уже будут являться общественным достоянием Основные принципы национальный режим охраны национальный режим охраны национальный режим предоставляется автоматически и не обусловлен какими-либо формальностями национальный режим предоставляется автоматически и не обусловлен какими-либо формальностями предоставление охраны во всех странах БС не зависит от существования соответствующей охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. предоставление охраны во всех странах БС не зависит от существования соответствующей охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

  • 13 Всемирная (Женевская)конвенция об авторском праве Подписана в 1952 году в Женеве Подписана в 1952 году в Женеве Участники – 90 государств Участники – 90 государств СССР присоединилась к редакции 1952 года в 1973 году, РФ — к редакции 1971 года – в 1995 году СССР присоединилась к редакции 1952 года в 1973 году, РФ — к редакции 1971 года – в 1995 году Основная цель – включение США и иных стран в систему международно- правовой охраны авторского права Основная цель – включение США и иных стран в систему международно- правовой охраны авторского права Основные принципы Национальный режим охраны Национальный режим охраны Защита Бернского союза Защита Бернского союза Установление знака авторства Установление знака авторства Минимальные сроки охраны произведений Минимальные сроки охраны произведений
  • 14 Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) Создана в 1970 году в Женеве Создана в 1970 году в Женеве Включает 184 государства Включает 184 государства Структура Структура Генеральная ассамблея Генеральная ассамблея Конференция Конференция Комитет по координации Комитет по координации Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности Международное бюро (секретариат) Международное бюро (секретариат) Цель создания – выполнение функций секретариата для всех международных союзов в сфере авторского права Цель создания – выполнение функций секретариата для всех международных союзов в сфере авторского права
  • 15 Конституция РФ Статья 29 – запрет цензуры Статья 29 – запрет цензуры Статья 44 — свобода творчества Статья 44 — свобода творчества
  • 16 Предпосылки зарождения авторского права в России Книгопечатание Книгопечатание Промышленная революция Промышленная революция Начальный период становления авторского права в России – VIII век
  • 17 Этапы развития авторского права в России Зарождение – VIII век Зарождение – VIII век Становление – ~ Становление – ~ Разрушение – 1917 – 1925 Разрушение – 1917 – 1925 Повторное «зарождение» и развитие – 1992 Повторное «зарождение» и развитие – 1992 Совершенствование – с 1993 Совершенствование – с 1993
  • 18 Зарождение авторского права в Российской империи Государственная монополия на книгопечатание до конца XVIII века Государственная монополия на книгопечатание до конца XVIII века Охрана авторских прав основывалась на частных привилегиях Охрана авторских прав основывалась на частных привилегиях 1771 год — первое разрешение на открытие частной типографии 1771 год — первое разрешение на открытие частной типографии 1772 год – указом разрешено открывать частные типографии (отменено в 1796 году) 1772 год – указом разрешено открывать частные типографии (отменено в 1796 году) 1801 год – повторное разрешение открывать частные типографии 1801 год – повторное разрешение открывать частные типографии
  • 19 Авторское законодательство Российской Империи 1828 год — Приложение к Цензурному уставу («Положение о правах сочинителей» ) 1828 год — Приложение к Цензурному уставу («Положение о правах сочинителей» ) 1830 год — Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей» 1830 год — Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей» 25 марта – 6 апреля 1861 года – международный договор с Францией «О литературной и художественной собственности» 25 марта – 6 апреля 1861 года – международный договор с Францией «О литературной и художественной собственности» Международные договоры с Международные договоры с Францией (была заключена сроком на 3 года), Францией (была заключена сроком на 3 года), Германией (на 5 лет), Германией (на 5 лет), Бельгией (1915), Бельгией (1915), Данией (1915) Данией (1915) 1911 год — Положение об авторском праве 1911 год — Положение об авторском праве
  • 20 Постреволюционный период (разрушение всей системы авторского права) декабря Декрет «О государственном издательстве» ноября 1918 года — Декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»
Читайте также:  Отказ от отцовства в добровольном порядке согласно закону

21 Авторское право в СССР 1925, 1928 годы – Основы авторского права 1925, 1928 годы – Основы авторского права 12 июля 1944 г. — Постановление СНК РСФСР «Об авторском гонораре» 12 июля 1944 г.

— Постановление СНК РСФСР «Об авторском гонораре» 1964 год – Гражданский кодекс РСФСР 1964 год – Гражданский кодекс РСФСР 1991 год – Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 год – Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик

22 Современное авторское право 09 июля 1993 года – закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (изменен в 1995, 2004 гг.) 09 июля 1993 года – закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (изменен в 1995, 2004 гг.

) 23 сентября 1992 года – закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 23 сентября 1992 года – закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» 18 декабря 1996 года – часть 4 Гражданского кодекса РФ 18 декабря 1996 года – часть 4 Гражданского кодекса РФ

23 Вопросы для самопроверки 1. Дайте понятие авторского права в объективном и субъективном смысле 2. Охарактеризуйте предмет науки авторского права 3. Перечислите функции и задачи авторского права 4.

Дайте характеристику основных принципов авторского права 5. Перечислите источники авторского права 6. Назовите место и роль авторского права в системе права России 7.

Раскройте этапы развития авторского права в России

24 Рекомендуемая литература

Источник: http://www.myshared.ru/slide/158154/

Понятие авторского права (стр. 1 из 7)

  • Введение
  • Глава 1. Развитие авторского права
  • Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования
  • 2.1 Понятие и значение авторского права
  • 2.2 Источники авторского права
  • Глава 3. Виды авторских прав
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства — авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы — в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется.

Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами.

В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Глава 1. Развитие авторского права

В средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой.

Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым.

Появляются права автора, издателя, книготорговца — лиц-участников создания, печати и распространения произведений, — которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью.

Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.

В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1.

Читайте также:  Досудебная претензия в страховую компанию

, где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет «О государственном издательстве» предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон «Об основах авторского права».16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

  1. Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
  2. Типовыми авторскими договорами;
  3. Разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР — статьи 475-516 ГК);
  4. Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.

Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ («Авторское право»), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон «Об авторском праве и смежных правах». Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года.

Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

  • Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
  • Термин «авторское право» понимается в двух значениях:
  • а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
  • б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

Источник: https://mirznanii.com/a/29928/ponyatie-avtorskogo-prava

Основные принципы авторского права

Что означает понятие «авторское право» и как оно связано с «правом интеллектуальной собственности»?

Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности.

Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает все известные права на результаты творчества, результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК).

Интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей (науки, литературы, искусства), которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора. Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.

  • Авторское право неразрывно связано и взаимодействует со смежными правами.
  • К объектамсмежных прав относятся:
  • Исходные оригинальные фонограммы:
  • — аудиокассеты;
  • — видеокассеты;
  • — компакт-диски;
  • Исполнение:
  • — песен;
  • — музыкальных произведений
  • Постановки:
  • — спектаклей;
  • — кинофильмов;
  • — шоу
  • Передачи эфирного и кабельного вещания.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, т.е.:

  1. — без обязательной регистрации;
  2. — патентовании;
  3. — каких-либо других формальных процедур.
  4. При этом автор может передать, продать исключительные права на использование своих произведений другим физическим или юридическим лицам.
  5. Авторское право решает три основные задачи:
  1. авторов;
  2. обладателей исключительных авторских прав на использование произведений;
  3. обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений.

Способность обладания авторскими права – одна из составляющих содержания правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Таким образом, реализовать свои творческие возможности путем создания произведения (сочинить стихи, нарисовать картину) физическое лицо может в любом возрасте и независимо от состояния здоровья.

Однако самостоятельно осуществлять свои авторские права (например, передавать свои права по авторскому договору) автор сможет только по достижении 14 лет (ст. 26 ГК РФ). До этого момента за малолетнего автора распоряжаться авторскими правами могут его родители, усыновители или опекуны.

(не писать)

Законодательство предусматривает ограничения самостоятельного осуществления прав для лиц, признанных судом недееспособными. Таковыми могут быть признаны лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими.

Распоряжаться авторскими правами за недееспособных авторов могут их опекуны.

А для заключения авторских договоров ограниченно дееспособными авторами (ставящими свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) необходимо согласие их попечителей.

(писать)

Автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором не может быть какая-либо организация, государственный орган, юридическое лицо. Автор всегда лицо физическое, то есть человек.

Юридическое лицо может приобрести авторские права либо в силу закона либо по договору с автором (наследника автора).

В этом случае оно может рассматриваться в качестве правообладателя на произведение (но не может быть автором произведения), как, например, и наследник автора.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и не необнародованные. Обнародование – это осуществление с согласия автора действие, которое впервые делает его доступным для ознакомления широкой публики.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст.6 п.4. ЗоАП).

(не писать)

К примеру, автор написал роман, сюжет которого заключается в многолетнем противоборстве двух внеземных цивилизаций. Никто не может без разрешения автора копировать текст романа и распространять его, переводить и т.д.

, то есть защищается форма.

Вместе с тем автор не может запретить другому лицу написать еще один роман о противоборстве двух внеземных цивилизаций, поскольку сюжет произведения относится к категории содержания или идеи, а они не охраняются авторским правом.

  • Основными нормативными актами, регулирующими вопросы авторского права в России, являются:
  • — Конституция Российской Федерации;
  • — Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП);
  • — Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (ЗоПЭВМ);
  • — Гражданский кодекс;
  • — Уголовный кодекс;
  • — Всемирная (женевская) конвенция об авторском праве;
  • — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
  • — двусторонние договоры РФ с другими странами.
  • Основные принципы авторского права
  • 1. свобода творчества;
  • принцип закрепленный в ст. 44 Конституции РФ позволяет самому автору выбирать интересующие его:
  • — тему;
  • — форму;
  • — методы создания будущего произведения.

Свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура в России запрещена.

  1. 2. сочетания личных интересов автора с интересами общества;
  2. состоит в одновременном законодательном закреплении:
  3. — прав автора и его наследников;
  4. — интересов общества
  5. например: неимущественное право на литературное произведение принадлежит:
  6. — создавшему его автору на протяжении всей жизни;
  7. — и на протяжении 50 лет после смерти – его наследникам.

По прошествии 50 лет после смерти автора произведение становится достоянием общества.Пользоваться произведением может неограниченный круг лиц независимо от воли наследников.

(не писать) Это происходит потому, что со временем произведение автора становится достоянием культуры народа и человечества в целом. Например, наследники Толстого, Пушкина, Достоевского и др. не могут как-либо ограничивать возможности современного общества пользоваться плодами творчества данных великих писателей.

  • 3. моральное и материальное поощрение автора за создание и последующее использование произведений;
  • состоит в том, что:
  • — автору выплачивается гонорар за создание произведения;
  • — автору могут выплачиваться проценты от прибыли полученной в результате реализации на рынке его произведений;
  • должны соблюдаться этические нормы во взаимоотношениях с автором, в частности необходимо:
  • — информировать автора о судьбе его произведения;
  • — согласовывать с автором вопросы, связанные с изданием его произведения и внесением изменений;
  • — проявлять уважение к автору.
  • 4. охрана прав и законных интересов авторов;
  • состоит в том, что законом предусмотрены:
  • — ответственность за нарушение авторского права;
  • — способы восстановления нарушенных прав.
  • 5. неотчуждаемость личных неимущественных прав;

личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие.

(не писать) Соглашение о передаче личные неимущественных прав автора не будет иметь юридической силы и является недействительным. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s48412t1.html

Понятие и принципы авторского права

Правовое регулирование отношений в сфере авторского права осуществляется в соответствии с гл.61 ГК РБ, законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», а также нормами Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.), Всемирной конвенции по авторскому праву (1952 г.) и другими актами законодательства.

Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Также следует помнить, что авторское право распространяется не только на произведения литературы (науки, искусства), но и на компьютерные программы и базы данных.

При этом авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения (ст. 5 закона «Об авторском праве и смежных правах»).

  • Принципами авторского права являются:
  • — принцип свободы творчества;
  • — принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
  • — принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав;
  • — принцип свободы авторского договора и др.

Объектами охраны могут быть все произведения литературы или искусства независимо от их качества (дело вкуса). Заложенные в произведении идеи не всегда могут быть новыми, однако форма их выражения обязательно должна быть оригинальной.

Произведение становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.

Читайте также:  Какие последствия могут иметь место для заемщика при неуплате займа

Пока мысли и образы автора существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, нет потребности в их правовой охране.

Обществен­ную значимость приобретают творческие результаты, которые воплощены в какой-либо объективной форме:

— письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

— устной (публичное произнесение, исполнение и т.д.);

— звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

— изображения (рисунок, эскиз, картина, чертеж. кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

— объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, со­оружение и т.д.);

  1. — в других формах.
  2. Сфера действия авторского права также определена ст. 991 ГК Республики Беларусь (согласно которой авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме):
  3. — на территории Республики Беларусь признается независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
  4. — за пределами границ Республики Беларусь признается за авторами- гражданами Республики Беларусь – и их правопреемниками;
  5. — за пределами границ Республики Беларусь признается за авторами (их правопреемниками-гражданами других государств) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
  6. Произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами республики оно было опубликовано и на территории белорусского государства.
  7. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
  8. В соответствии со ст. 993 ГК объектами авторского права являются:
  9. — литературные произведения (книги, буклеты, брошюры, статьи и др.);
  10. — научные произведения (статьи, монографии, отчеты);
  11. — драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
  12. — музыкальные произведения с текстом и без текста;
  13. — аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и теле -произведения);
  14. — произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
  15. — произведения прикладного искусства;
  16. — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  17. — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  18. — карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  19. — компьютерные программы;
  20. — иные произведения.
  21. К объектам авторского права также относятся:
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • — сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
  • Не являются объектами авторского права (ст. 8 Закона):
  • — официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • — государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
  • — произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
  • Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены и воплощены в произведении.
  • Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:
  • · латинской буквы «С» в окружности: ©;
  • · имени (наименования) обладателя исключительных иму­щественных прав;
  • · года первого опубликования произведения.
  • СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Субъектами авторского права являются лица, которым по закону, как создателям произведений, принадлежит авторское право в отношении того или иного произведения. Иначе говоря, владельцем авторского права на произведение является лицо, творческим трудом которого оно создано, т.е. его автор.

Автором произведения может быть любое физическое лицо. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей (ст.9 закона).

Следовательно, авторские права у создателя произведения возникают немедленно, как только творческий результат облекается в объективную форму, позволяющую воспринимать его иными лицами.

Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное. В случае, когда произведение публикуется анонимно или под псевдонимом, представителем автора является издатель, наименование которого обозначено на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор не заявит о своем авторстве на произведение.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит авторам совместно независимо от того, образует такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 10 закона).

Право на использование произведения в целом принадлежит авторам совместно. Ни один из соавторов не вправе запретить использование произведения без достаточных на то оснований.

Несомненно, коллективное произведение не может быть создано путем простого соединения произведений отдельных авторов. Чтобы оно воспринималось другими лицами как единое произведение, необходима взаимная увязка внутренней формы и содержания.

При этом под совместным творческим трудом нескольких лиц следует понимать совместно достигнутый результат.

Важным условием признания тех или иных лиц соавторами является наличие соглашения между ними о соавторстве. Оно является добровольным и может быть выражено в любой форме, однако конкретные условия возникновения соавторства законом не оговорены. В спорных случаях этот вопрос решается судом.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование имущественных прав авторов в соответствии с общепринятым правилом может осуществляться либо по завещанию, либо по закону.

В соответствии со ст.24 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право переходит по наследству. Это правило применимо только к имущественным правам автора, так как по наследству не переходит право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, т.е. личные неимущественные права.

Автор вправе в своем завещании указать лицо, на которое он возлагает охрану своих личных неимущественных прав после своей смерти.

Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками.

Наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав без ограничения срока.

При отсутствии наследников автора защиту таких прав осуществляет специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь.



Источник: https://infopedia.su/15xdb1a.html

Понятие и принципы авторского права

Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Оно является самостоятельным институтом гражданского права.

В субъективном смысле авторское право – это совокупность личных неимущественных (моральных) и имущественных прав, принадлежащих лицам, создающим произведения науки, литературы и искусства (авторам) в отношении созданных ими произведений.

Формирование авторского законодательства осуществляется на основе принципов гражданского права вообще и специфических принципов, присущих данному институту.

В юридической литературе, особенно учебной, к таким принципам обычно относят: свободу творчества, сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, моральную и материальную заинтересованность автора в создании и использовании произведений, всемерную охрану прав и законных интересов авторов.

Основные задачи и принципы авторского права

В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической литературе называются две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства.

В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т. д.

С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения.

Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т. п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения.

В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений.

Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом.

Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие.

Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены.

Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т. д.

Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам.

Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений.

Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав.

Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

Источник: https://sdalna10.com/14063180

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector