Обязанности и права государственных служащих

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств.

Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе – одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

Обязанности и права государственных служащих

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба – подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба – может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Обязанности и права государственных служащих

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение.

К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы.

Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны — Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке – то есть на русском – должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность – принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Обязанности и права государственных служащих

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Обязанности и права государственных служащих

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации – Конституцию, федеральные и региональные законы – и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий – это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Обязанности и права государственных служащих

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников – это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Обязанности и права государственных служащих

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка.

Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается.

Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти – федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Читайте также:  Как рассчитать среднедневной заработок при увольнении

Обязанности и права государственных служащих

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям – классным чинам – от младшей до высшей группы должностных лиц.

Источник: https://BusinessMan.ru/gosudarstvennyiy-grajdanskiy-slujaschiy-eto-ponyatie-prava-i-obyazannosti-gosudarstvennogo-grajdanskogo-slujaschego.html

Обязанности и права государственных служащих

Основной элемент каждой государственной должности – обязанности. Это ее ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей.

  • Многочисленные обязанности государственных служащих можно поделить на общеслужебные, профессиональные, должностные и ограничения.
  • Общеслужебные обязанности связаны с выполнением служебного долга. Служащий обязан:
  • а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан;
  • г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель;

д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных организаций, а также предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

  1. ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  2. з) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
  3. и) бережно относиться к государственной собственности и природным ресурсам.

Другими правовыми актами, регулирующими отдельные виды государственной службы, на государственного служащего могут быть возложены и иные обязанности – профессиональные. Так, например, согласно ст. 18 Закона РСФСР «О милиции»:

  • Сотрудник милиции на территории РСФСР независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:
  • оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
  • в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение милиции.

Как видно из примера, обязанности подобного рода специфичны, характерны только для определенных видов, государственных служащих. Именно поэтому их нельзя отнести к общеслужебным.

Но и должностными они являться не могут в связи с тем, что должностные обязанности государственных служащих связаны с занимаемыми ими должностями, а поэтому разнообразны по каждой должности.

Они могут различаться даже у тех, кто находится на равных должностях в одном органе.

Ограничения – тоже обязанности. Это запреты совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия.

Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан России (право заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в забастовках и т. д.)*.

Такие ограничения необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:

…1) государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности…

…З) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

  1. 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  2. 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  3. 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  4. 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию**…

…10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц…

* В дореволюционной России так и говорили: «Ограничение в правах».

** В этой связи нельзя не высказать сожаления по поводу противоречащего этой норме положения, содержащегося в статье 575 ГК РФ: «Не допускается дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных минимальных размеров оплаты труда… государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей».

Помимо названных выше ограничений социально-экономических прав служащих, закон ограничивает и некоторые политические права. В соответствии с п. 2 той же статьи служащий не вправе быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.

Введение этого ограничения служит гарантией соблюдения конституционного принципа разделения властей.

Кроме того, Закон называет следующие ограничения:

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций…

…11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

*СЗРФ. 1997. №20. Ст.2239

Особым видом ограничений является обязанность служащего не владеть, а передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющиеся объектом налогообложения. Указ Президента «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»* рекомендует государственным служащим одновременно с собственной декларацией представлять сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов своей семьи. Все эти данные являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, однако могут быть обнародованы в средствах массовой информации в определенном Указом порядке.

Права государственного служащего можно поделить на служебные и личные. Служебные связаны с выполнением должностных обязанностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия.

К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каждый государственный служащий. В ст. 9 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» закреплены права служащего на:

…I) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями…

…12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Выделение профессиональных прав государственных служащих вызвано спецификой выполняемой деятельности и в первую очередь теми обязанностями, которые возложены на государственного служащего. Так, согласно ст.

18 Закона «О милиции», уже упомянутой выше, для выполнения служебных обязанностей, установленных этой статьей, сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные этим Законом.

В данном случае права милиции можно назвать профессиональными.

Огромное разнообразие должностных прав (принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т. д.) обусловлено разнообразием должностей и должностных обязанностей.

Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны с карьерой служащего, с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых и на защиту.

Закон о госслужбе в вышеназванной статье называет следующие, связанные с карьерой («карьерные») права:

…5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации…

…8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета…

Подгруппа прав служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Федерации и ее субъектов.

Что касается денежного содержания, то оно состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Эта подгруппа включает также право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Он должен быть не менее 30 дней. Для отдельных категорий государственных служащих законами устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определенных законами, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и дополнительный отпуска суммируются и, по желанию государственного служащего, могут предоставляться по частям.

При этом продолжи тельность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

  • Положением о федеральной государственной службе установлено, что федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:
  • • от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
  • • от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
  • • свыше 15 лет – 15 календарных дней.
  • В эту же подгруппу входит обязательность получения согласия служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.
  • Кроме того, служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных законами, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
  • В соответствии с нормативными правовыми актами служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
  • Для защиты своих прав и законных интересов государственный служащий может использовать права (подгруппа прав на защиту) на:
  • а) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • б) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • в) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • г) обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы;
  • д) защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Читайте также:  Можно ли отказаться от страховки по кредиту после его получения

22 марта 1995 г. был принят специальный Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Законодатель предусмотрел не только гарантии безопасности государственных служащих, но и повышенные меры наказания по отношению к лицам, посягающим на их жизнь и здоровье.

ГЛАВА 12. ПРОХОЖДЕНИЕ

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/40534.html

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:1)
обеспечивать поддержку конституционного
строя и соблюдение Конституции
Российской Федерации, реализацию
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, в том числе
регулирующих сферу его полномочий; 2)
добросовестно исполнять должностные
обязанности; 3) обеспечивать соблюдение
и защиту прав и законных интересов
граждан; 4) исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей,
отданные в пределах их должностных
полномочий, за исключением незаконных; 5) в пределах своих должностных
обязанностей своевременно рассматривать
обращения граждан и общественных
объединений, а также предприятий,
учреждений и организаций, государственных
органов и органов местного самоуправления
и принимать по ним решения в порядке,
установленном федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в
государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка,
должностные инструкции, порядок работы со
служебной информацией; 7) поддерживать
уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных
обязанностей; 8) хранить
государственную и иную охраняемую законом
тайну, а также не разглашать ставшие ему
известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения,
затрагивающие частную жизнь, честь и
достоинство граждан.

Комментарий к
статье 10

Государственные служащие
подпадают под специальный правовой режим.
Вместе с тем они не могут освобождаться и от
общегражданских обязанностей,
предусмотренных Конституцией РФ.

Как и все
граждане, они обязаны платить законно
установленные налоги и сборы, сохранять
природу и окружающую среду, защищать
Отечество, нести военную, а в установленных
законом случаях — альтернативную
гражданскую службу и т.д.

(ст. ст. 57, 58, 59 и др.
статьи Конституции
РФ).

На отдельные категории
государственных служащих Конституция РФ
возлагает повышенные обязанности,
продиктованные интересами нормального
функционирования государственной службы.
Так, должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность: ознакомления с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если
иное не предусмотрено законом (ст. 24);
получения достоверной и своевременной
информации о факторах, создающих угрозу для
жизни и здоровья (ст. 41) и др. Закон
перечисляет восемь общих для всех
государственных служащих служебных
обязанностей, возводя эти требования в
разряд законодательных предписаний. В
действительности же законодательство
возлагает на них большее число
обязанностей. Конкретные обязанности по
соответствующим государственным
должностям определяются должностными
инструкциями и положениями. В Законе
предусматривается шесть обязанностей,
относящихся к существу служебной
деятельности, и две — сопутствующие статусу
государственных служащих. При этом
некоторые из них настолько очевидны, что не
требуют детальных разъяснений, например,
обязанность добросовестно исполнять
должностные обязанности, поддерживать
уровень квалификации и др. 1)
Обязанность обеспечивать поддержку
конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ (подп. 1 комментируемой
статьи) обусловлена тем, что
государственный служащий органически
связан с государством и должен исполнять
свою должность в духе конституционных
принципов: соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина; равноправие и
полноправие граждан; законность; гуманизм
(признание человека высшей ценностью);
идеологическое многообразие,
многопартийность и др. Эта обязанность
всеобъемлющая, она касается поведения
служащего как на государственной службе,
так и за ее пределами. В Законе особо
выделяется обязанность государственного
служащего обеспечивать соблюдение
Конституции РФ, поскольку именно в ней
содержатся основные начала всех иных
законодательных актов. Данное свойство
придает ей высшую юридическую силу, что
закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15). В
случае коллизии между требованиями
Конституции РФ и другими нормативно —
правовыми актами государственный служащий
обязан руководствоваться конституционной
нормой. Из обязанности обеспечивать
поддержку конституционного строя вытекает
неукоснительное следование каждого
государственным интересам.
Государственный служащий не вправе
совершать действий, приводящих к подрыву
авторитета государства, принимать участие
в действиях, нарушающих работу
государственных органов. Государственные
служащие должны воздерживаться от
действий, выступлений и публичных
высказываний, могущих повредить
государственной службе или нанести ущерб
государственному органу. Государственный служащий не имеет права
апелляции к прессе (информацию для нее
могут давать только уполномоченные на это
государственные служащие); не вправе
использовать свой авторитет и знание
документов для того, чтобы критиковать
конституционный строй. С замечаниями о
недостатках, упущениях или
злоупотреблениях соответствующего
государственного органа его служащим может
быть рекомендовано обращаться к
вышестоящему руководству или органу,
включая Правительство РФ. Обязанность
не совершать действий, затрудняющих работу
органов государственной власти,
конкретизируется в зависимости от
занимаемой должности. Государственный
служащий не вправе публично критиковать
своего руководителя, государственный
орган, в котором он служит, по вопросам
проводимой государственной политики. Так,
несовместимы с должностью министра
публичные заявления о неправильной
политике правительства. Если
государственный служащий не согласен с
проводимой политикой, он должен подать в
отставку. Следует отметить, что
формулировка обязанности не совершать
действий, ослабляющих конституционный
строй, затрудняющих работу органов
государственной власти, не отличается
точностью. Из этой формулы неясно, что
госслужащий имеет право делать или не
делать, о чем он имеет право говорить или
умалчивать. Соблюдение данного правила в
том виде, в котором оно сформулировано в
настоящее время, может приводить к
конформизму.

2) В подп. 2 ст. 10 Закона
государственным служащим предписано
добросовестно исполнять свои должностные
обязанности.

Эти обязанности
определяются должностными инструкциями,
положениями, уставами, которые
разрабатываются на основе
квалификационных требований,
установленных ст. ст.

6 и 7 комментируемого
Закона, Федеральным законом «Об
образовании», федеральными законами о
соответствующих государственных органах,
законами субъектов РФ, и утверждаются
руководителями государственных органов и
их структурных подразделений.

Под
исполнением должностных обязанностей в
смысле комментируемого Закона
понимается: исполнение в течение
рабочего времени, а также сверх того, если
это вызвано служебной необходимостью,
обязанностей по занимаемой должности,
приказов и распоряжений руководителей
(начальников); следование к месту
командировки, лечения и обратно, а также
нахождения в командировке или на лечении; нахождение в положении интернированного
или заложника; служебная деятельность
в период безвестного отсутствия — до
признания в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке безвестно отсутствующим или
объявления умершим; действия по защите
от преступных посягательств
государственных интересов, жизни, здоровья,
чести и достоинства себя и членов семьи, а
также других граждан независимо от места и
времени совершения этих действий. Не
признаются исполняющими должностные
обязанности государственные служащие:
находящиеся на отдыхе или в отпуске; в
отношении которых служебным
расследованием, следственными или
служебными органами установлено, что
совершенные ими противоправные действия
находятся в прямой причинной связи с
алкогольным, наркотическим или токсическим
опьянением либо являются умышленным
преступлением или умышленным
административным правонарушением (за
исключением совершенных в условиях крайней
необходимости или необходимой обороны).

Невыполнение должностных обязанностей
либо неполное их осуществление следует
квалифицировать как дисциплинарный
проступок.

Неисполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей
вследствие недобросовестного или
небрежного отношения к государственной
службе, если это повлекло существенное
нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или
государства, образует состав преступления
(ст. 293 УК).

Существуют закрепленные в правовых нормах
правила соподчинения между должностями,
соблюдение которых также охватывается
обязанностью госслужащего осуществлять
полномочия в пределах предоставленных ему
прав и в соответствии с должностными
обязанностями. Исполнение должностных
обязанностей неразрывно связано и с другим
требованием — соблюдать установленный в
государственном органе служебный
распорядок.

Должностные обязанности
возлагаются на государственных служащих
исключительно для выполнения задач и
функций государственных органов в
общественно — полезных целях.

Поэтому если
они осуществляют свои обязанности
недобросовестно (в иных целях) или выходят
за пределы предоставленных прав, то их
действия могут быть квалифицированы в
зависимости от тяжести правонарушения как
дисциплинарный проступок,
административное правонарушение или
преступление.

Так, самовольное, с
нарушением установленного законом порядка,
осуществление должностным лицом своих
действительных или предполагаемых
обязанностей, не причинившее существенного
вреда, образует состав административного
проступка (ст. 166 КоАП) либо преступления (ст. 330 УК), если
такими действиями причинен существенный
вред.

Использование должностных
обязанностей (и прав) вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из
корыстной или иной личной
заинтересованности и повлекло
существенное нарушение прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или
государства, квалифицируется в качестве
преступления (ст.
285 УК). Превышение должностных
полномочий квалифицируется как
дисциплинарный проступок (п. 12 Положения от
22 декабря 1993 г.) . Если же оно причинило
существенный вред государственным или
общественным интересам либо охраняемым
законом правам и интересам граждан, то
образует состав преступления (ст. 286 УК). ——————————— САПП РФ. 1993. N 52. Ст.
5073.Под превышением служебных полномочий
понимается умышленное совершение
государственным служащим действий, явно
выходящих за пределы обязанностей (прав),
предоставленных ему по должности законом
(уставом, положением, инструкцией, приказом
и т.п.). Понятием «превышение должностных
полномочий» могут быть охвачены действия,
которые: входят в компетенцию
вышестоящего должностного лица данного
органа; могут быть совершены лишь
коллегиально; могли быть совершены и
данным должностным лицом, но при наличии у
него специальных полномочий или в особых
условиях; неправомочно совершить
никакое должностное лицо и никакая
служебная инстанция. Наряду с общим
составом превышения власти или служебных
полномочий УК устанавливает некоторые его
специальные виды, например уголовную
ответственность должностных лиц,
производящих дознание или предварительное
следствие, за совершение действий,
заключающихся в принуждении к даче
показаний (ст. 302) и др. 3) В подп. 3
комментируемой статьи предусматривается
обязанность государственного служащего
обеспечивать соблюдение и защиту прав и
законных интересов граждан. В
Конституции РФ (ст. ст. 2, 18) права и свободы
человека и гражданина устанавливаются в
качестве не только основ конституционного
строя, но и непосредственно действующих
прав. Это требование определяет смысл,
содержание и применение законов в
профессиональной деятельности по
реализации полномочий государственных
органов. Выполнение государственными
служащими обязанности обеспечивать
соблюдение и защиту прав и законных
интересов граждан означает: своевременное издание правовых актов,
связанных с обеспечением гражданами своих
прав; организацию исполнения законов,
имеющих непосредственное отношение к
правам и свободам граждан; оказание
помощи и содействия гражданам в реализации
их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод
граждан. В государственных органах
должны определяться конкретные
структурные подразделения и должностные
лица, на которые возлагается обязанность
создавать условия для реализации прав и
свобод, принимать меры к их безусловному
обеспечению, а также предусматривать
ответственность должностных лиц за
ущемление прав граждан и несвоевременное
принятие мер по их защите.

  • Охраняя
    права граждан, руководители
    государственных органов, органов местного
    самоуправления обязаны: осуществлять
    контроль; рассматривать протесты и
    представления органов прокуратуры, частные
    определения и представления судов;
    проводить проверки по выступлениям печати,
    информирующим об ущемлении прав и свобод
    граждан и др.
  • Государственный служащий
    обязан, если существует хоть малейшее
    сомнение относительно правомерности
    полученного приказа (распоряжения),
    незамедлительно сообщить об этом в
    письменной форме как своему
    непосредственному руководителю, так и
    руководителю, издавшему приказ. Условие
    правомерности его исполнения в этом случае
    одно: письменное
Читайте также:  Земельный налог в 2019 году: особенности и расчет суммы

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/8206/29890

Права и обязанности госслужащих в РФ: разъяснение закона

Государственная служба — совершенно особая сфера деятельности. Вступая в нее даже на правах специалиста низшего звена, человек приобретает специфические права и обязанности.

Те и другие желательно знать заранее. Почему? Внимательно читайте статью и все поймете сами.

Правовое положение госслужащего

Возможности и ограничения, сопровождающие статус гражданского служащего, регламентированы третьей главой 79 ФЗ.

Преимущественно ею мы и будем руководствоваться. Сначала расскажем о приятном.

На что может рассчитывать чиновник?

Служащие государственных учреждений имеют все права, которые дает работнику Трудовой кодекс РФ (статья 21 и др.):

  • обеспечение условий, необходимых для нормального труда;
  • право на регулярный отдых (выходные и праздничные дни, ежегодные отпуска);
  • регулярную зарплату и другие предусмотренные законом выплаты;
  • членство в профсоюзе;
  • обращение в суд для защиты ущемленных интересов;
  • обязательное медицинское страхование;
  • пенсионное обеспечение.

Чиновник может:

  • настаивать на ознакомлении с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело;
  • требовать служебной проверки по заявлению;
  • продвигаться по службе на основании открытых конкурсов.

Своеобразное право госслужащего — гарантированный доступ к сведениям, которые признаны гостайной (в том случае, когда они оказываются необходимыми для исполнения поручений.

Основные обязанности гражданских служащих

Госслужащему следует работать в строгом соответствии с Конституцией РФ и принятым регламентом, чтить и соблюдать служебный распорядок.

Чиновнику полагается:

  • пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • не разглашать информацию, которая охраняется законом или касается частной жизни граждан;
  • поддерживать нужный квалификационный уровень;
  • беречь государственное имущество;
  • сообщать определенные сведения о себе и членах семьи -в частности, отчитываться о доходах;
  • корректно общаться с гражданами;
  • не совершать поступков, которые могли бы порочить его должность.

Подробнее — в статье 15 и статье 18.

Отдельного внимания заслуживает пункт о неправомерных поручениях. Государственный служащий не должен исполнять требования начальства слепо. Каждое поручение нужно оценивать с точки зрения его соответствия действующему законодательству. В случае нарушения этого требования исполнитель несет дисциплинарную ответственность.

Ряд запретов налагается статьей 17. В частности,  согласно ей госслужащие не могут:

  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать ценные бумаги для получения дохода;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • использовать в своих корыстных целях государственное имущество;
  • публично высказываться о деятельности руководителей и вышестоящих госорганов;
  • свободно принимать награды других государств;
  • хранить деньги в иностранных банках.

Как видите, ограничений достаточно много и они серьезные. Важно понимать, что работа на госслужбе может напоминать о себе даже после увольнения. Например, людям, которые в юности были младшими чиновниками в каком-либо департаменте, в дальнейшем придется столкнуться с усложненной процедурой оформления загранпаспорта.

Источник: http://www.rabota-naiti.ru/karera/trudovye-prava/gossluzhashhih.html

Права, обязанности и ответственность государственных служащих

Содержанием правового положения государственных служащих является совокупность множества их прав и обязанностей.

Подобные права и обязанности многообразны, и их можно разделить на общие, присущие всем государственным служащим, и специальные, связанные с особенностями службы в том или ином органе (милиции, таможне и т. п.

) – так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные со спецификой занимаемой должности (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) – так называемые должностные.

Права государственных служащих делятся на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно связанные с осуществлением ими государственной службы и предоставленные им для успешной реализации служебных обязанностей.

Вторая группа прав предоставляется государственным служащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном осуществлении службы.

Они связаны с их материальным обеспечением, отдыхом, защитой, чаще носят социально-экономический характер и называются личными.

  • Государственный служащий имеет право:
  • 1) на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
  • 2) на принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
  • 3) на посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;
  • 4) на получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
  • 5) на повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;
  • 6) на повышение в должности, классе государственного служащего;
  • 7) на заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;

8) на участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

Специальные права предоставлены государственным служащим для успешной реализации специальных обязанностей. Специальные профессиональные права предоставлены, в частности, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т. п. в связи с особенностями их административно-правового статуса.

  1. Государственным служащим гарантируются:
  2. 1) условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей;
  3. 2) заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства;
  4. 3) трудовой отпуск;
  5. 4) соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;
  6. Государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде поощряются:
  7. — объявлением благодарности;
  8. — единовременным денежным вознаграждением;
  9. — награждением ценным подарком;
  10. — досрочным присвоением очередного класса государственного служащего по занимаемой должности.

К государственным служащим могут применяться и иные меры поощрения, предусмотренные законодательством. Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения.

Государственному служащему ежегодно предоставляется трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Государственные служащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Перечни государственных должностей, категорий государственных служащих, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

  • К обязанностям государственного служащего относятся следующие:
  • 1) поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;
  • 2) исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;
  • 3) соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;
  • 4) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • 5) исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
  • 6) соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
  • 7) не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

8) соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила Важное требование – сохранение государственным служащим государственной и иной охраняемой законом тайны, которые согласно Закону «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г.

являются видами государственных секретов. К государственным служащим предъявляют высокие требования морально-этического характера. Ограничения, связанные с государственной службой определены в ст.

22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

  1. Государственный служащий не вправе:
  2. 1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
  3. 2) принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  4. 3) занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
  5. 4) принимать участие в забастовках;
  6. 5) заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
  7. 6) выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
  8. 7) использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
  9. 8) пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
  10. 9) принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
  11. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Основания для ответственности государственного служащего предусмотрены ст. 56 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:
  • — замечание;
  • — выговор;
  • — предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • — понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;
  • — увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.
  • К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s63607t3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector