Смежные права: понятие, виды, срок действия

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

 Смежные права: понятие, виды, срок действия

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»

Смежные права: понятие, виды, срок действия

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Смежные права: общая характеристика и особенности

Зачастую в юридической науке авторское право и права, смежные с авторскими рассматриваются неразрывно ввиду зависимости вторых от первых. Вместе с тем институт смежных прав сегодня достаточно развит и играет важную роль. Поэтому целесообразно рассмотреть его в отдельной статье.

Понятие смежных прав, их виды

В соответствии со статьей 1303 Гражданского кодекса РФ смежные права – это разновидность интеллектуальных прав на следующие объекты:

  1. Результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  2. Фонограммы;
  3. Сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач;
  4. Содержание баз данных;
  5. Произведения, науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.

Далее в статье сказано, что на указанные объекты всегда возникает исключительное право – возможность использовать интеллектуальную собственность любым образом в рамках закона. В ряде случаев на них могут возникать и личные неимущественные права: например, они есть у исполнителя (см. ст. 1315 ГК РФ).

Если обратить внимание на каждый из этих объектов, то нетрудно заметить, что каждый из них опосредует иной объект, подлежащий авторско-правовой охране. Так, исполняться могут произведения искусства (пьесы, песни и т.д.

Читайте также:  Ответственность за разглашение врачебной тайны

), фонограмма пишется на готовую музыку, по эфиру передаются фильмы, передачи и т.д.  Этим и обуславливается их производный характер.

В то же время о целесообразности охраны свидетельствует тот факт, что в большинстве этих объектов (к примеру, в фонограммах, исполнениях) присутствует творческий характер, который в авторском праве являлся главным свойством произведений.

Закон предписывает, что осуществляться смежные права должны только с соблюдением авторских. Таким образом, если, к примеру, исполнитель не получит согласие автора песни на ее исполнение, то он не будет обладать смежными правами.

Вместе с тем они действуют независимо от авторских. Следовательно, исполнение будет охраняться в течение определенного срока даже в том случае, если правообладатель утратит возможность использовать песню.

Относительно последнего свойства следует упомянуть и еще такой момент. Представим, что совершено интеллектуально-правовое нарушение: гражданин в публичном месте исполнил чужую песню.

Помимо нарушения прав автора данной песни, гражданин также использовал фонограмму, на которую в силу статьи 1324 ГК РФ также возникают права, только уже смежные.

Следовательно, суд вполне может обязать его выплатить компенсацию как автору песни, так и организации, изготовившей фонограмму.

Знак охраны

Существует отдельный знак охраны: буква «р» в кружочке – . Как и в случае с копирайтом, он выполняет лишь уведомительную функцию о наличии на данный объект интеллектуальной собственности исключительных смежных прав.

Источник: http://copylegal.ru/smezhnye-prava/smezhnye-prava/

Смежные права

Возникновение смежных прав можно отнести к послевоенному периоду (Первая мировая война). В этот период развивались новые технологии, способствующие появлению кино, радио, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет. Смежные права – один из видов интеллектуальной собственности, при котором правовой охраной обеспечиваются определенные объекты (ГК РФ, ст. 1304).

Выделяют следующие объекты смежных прав:

  • Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
  • Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
  • Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
  • Базы данных.

Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:

  • Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
  • Производители фонограмм.
  • Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
  • Издатели художественной, научной и прочей литературы.
  • Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).

Особенности применения смежных прав

Сфера действия смежных прав распространяется, в том числе, и на коллективное исполнение, например на актерский состав спектакля, музыкальный или танцевальный коллектив либо соавторов литературных или научных произведений. Распределение доходов в этом случае происходит в зависимости от заключенного соглашения, в равных долях или пропорционально творческому вкладу каждого участника.

Хотя понятие смежных прав неотделимо от авторских, в некоторых случаях исполняются произведения, не охраняемые авторскими правами. Например, исполнение музыки Чайковского или Паганини, постановка пьес Мольера или Шекспира охраняются лишь смежными правами, поскольку их творчество уже перешло в статус общего достояния.

Хотя понятие смежных прав неотделимо от авторских, в некоторых случаях исполняются произведения, не охраняемые авторскими правами.

Также благодаря смежным правам обеспечивается защита культурного наследия разных стран и народов. Так как фольклор не может являться объектом защиты авторских прав, именно смежные права исполнителей народного творчества служат охраной огромного пласта культуры многих народностей.

Содержание смежных прав раскрыто в ГК РФ, гл. 71, который регламентирует правовое регулирование их использования, а также срок их действия. Кроме того, российское законодательство синхронизировано с международными положениями о защите прав исполнителей, такими как Римская конвенция, Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам и некоторыми другими.

Таким образом, смежные права обеспечивают охрану творческой деятельности физических лиц или организаций, в большинстве случаев сопряженной с использованием авторских прав.

Источник: https://zhazhda.biz/base/smezhnye-prava

Понятие смежных прав

Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современные средства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение и т.п.).

Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны.

Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, «примыкающие» к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название «смежных» прав. Существуют четыре категории смежных прав:

  • 1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
  • 2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
  • 3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
  • 4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи. Таким образом, правильнее говорить о наличии в российском законодательстве трех категорий смежных прав.

Указанные три категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и т.п. Поэтому нельзя говорить о смежном праве как о едином правовом институте. Вот почему Закон правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

Объектами исполнительских смежных прав являются исполнения и постановки, т.е. то, что создается исполнителями. Объекты исполнительских прав могут восприниматься на слух, зрительно или на слух и зрительно.

Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Запись исполнения (постановки) может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиозапись (в остальных случаях).

Фонограммные смежные права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента опубликования этой звукозаписи.

Права организаций эфирного и кабельного вещания возникают на их передачи. Эти права действуют с момента осуществления передачи. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права. Если такая запись произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю, то «передачи» еще нет и потому права на нее не возникают

Субъектами смежных прав являются:

1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т.д.);

2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие звуковую запись исполнения);

3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).

Субъекты смежных прав должны иметь договор с автором произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания — ещё и договор с исполнителем.

Все субъекты смежных прав имеют исключительное право на использование произведения (исполнения, постановки, фонограммы, передачи).

Это означает, что другие лица должны получать разрешение на первичную запись исполнения, постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они дают также разрешение на воспроизведение фонограммы, переделку, переработку и ряд других действий.

Субъекты смежных прав имеют также право на вознаграждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения — специальными организациями, управляющими смежными правами, которые создаются их субъектами.

Закон подробно регулирует отношения в сфере смежных прав. По сравнению с авторскими эти права носят в определённой мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

К смежным правам могут по аналогии применяться следующим нормы, относящиеся к авторскому праву: распространение права на часть объекта; нераспространение права на содержание; соотношение смежного права и права собственности на материальный объект; производные объекты смежных прав; право первоиздателя; соавторство.

Источник: https://studbooks.net/974985/pravo/ponyatie_smezhnyh_prav

Виды смежных прав

Смежные права принято делить на три основных категории: право на исполнение, право на фонограмму, а также право на трансляцию телепередачи либо радиопередачи.

Этот вид интеллектуального права, как и многие другие отрасли, появился благодаря техническому прогрессу.

Развитие звукозаписывающих технологий, радио, телевидения создало новую нишу общественных отношений, которая требовала собственного правового регулирования.

С определенного момента исполнение произведений перестало быть одноразовым, появилась техническая возможность их ретрансляции. При этом огромное значение стали иметь формат и качество повтора выступлений артиста.

Существенным моментом является значительное увеличение аудитории, которая получает доступ к продуктам интеллектуальной деятельности. С этого момента лица – обладатели смежного права – стали во многом определять, как именно потребители будут воспринимать тот или иной объект творчества.

Смежные права тесно связаны с авторскими, поскольку призваны защитить тех лиц, которые помогают авторам произведений распространять собственное творчество. Ведь продукт интеллектуальной деятельности необходимо не только создать, но и грамотно представить широким массам. Механизм распространения произведения получил огромное значение в определении уровня его популярности.

Читайте также:  Договор пожизненной ренты на квартиру: плюсы и минусы

Права исполнителя

Сегодня множество стран придерживаются доктрины по защите смежных прав как ключевого механизма в процессе обеспечения авторских прав. Как и любая отрасль (подотрасль) права, смежные права имеют определенный круг субъектов, которые вступают в регулируемые отношения. Среди таковых можно выделить исполнителей, организации вещания (эфирное, кабельное вещание), а также производителей фонограмм.

Действующее законодательство РФ не выдвигает каких-либо специальных требований для приобретения и осуществления смежных прав. В качестве уведомления о пребывании продукта под защитой правообладатель может поместить на физических носителях соответствующие обозначения.

Что касается конкретного перечня прав, которые предоставляются существующим законодательством, то исполнитель наделяется следующими правами: правом на имя, на обеспечение запрета несанкционированного искажения выступления, на вознаграждение за использование выступления, на распространение и прочие.

Особенности смежных прав

Производители фонограмм наделяются правами на воспроизведение, редактирование конечного продукта, распространение, включая продажу за рубежом.

Организации, занимающиеся эфирным вещанием, имеют право передавать передачи собственного эфира для воспроизведения иным подобным организациям, осуществлять публичную трансляцию передачи по кабелю, осуществлять запись передачи и воспроизводить ее, получать плату за распространение передач.

Организации кабельного вещания обладают правом использования передачи и отчуждения прав на использование своего медиапродукта третьими лицами, правом на получение вознаграждения, запуск передачи в эфир. Кроме того, организации кабельного вещания обладают иными правами, предусмотренными для организаций эфирного вещания с учетом особенностей кабельных сетей.

В общем порядке срок существования смежных прав по отношению к исполнителю ограничивается 50-летним периодом с момента осуществления первого исполнения (постановки). Что касается вопроса по защите охраняемых объектов от искажения, редактирования, посягательства, то действие таких прав является бессрочным.

Источник: https://www.p-tm.ru/news/vidyi-smezhnyih-prav/

Понятие смежного права

Смежное право представляет собой другую часть единого правового института авторского права и смежных прав.

Нормы смежного права регулируют имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач, содержания баз данных, а также произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние. Основу смежного права составляют положения Конституции РФ и части IV ГК РФ, в частности, главы 71 ГК РФ. Кроме того, данные отношения регулируются нормами международного права, а также другими законами и подзаконными актами.

  • Объекты смежных прав
  • В соответствии со ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:
  • –исполнения, если они выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей);
  • – фонограммы;
  • – сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
  • – базы данных;
  • – произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Следует заметить, что базы данных и произведения науки, литературы и искусства всегда являлись объектом только авторских прав. Отнесение данных результатов интеллектуальной деятельности к числу объектов смежных прав стало новеллой ГК РФ. На сегодняшний день базы данных одновременно могут быть объектом и авторских, и смежных прав.

Охрана данных объектов осуществляется независимо от регистрации или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Субъекты смежных прав

Одним из субъектов смежных прав является автор исполнения. Исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение: артист-исполнитель, режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Помимо исполнителя смежные права принадлежат изготовителю и переработчику фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, изготовителю базы данных и публикатору. Необходимо обратить внимание на то, что изготовитель базы данных и публикатор являются новыми субъектами смежных прав по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Изготовителем фонограммы считается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. В соответствии со ст.

1324 ГК РФ лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Организация эфирного или кабельного вещания – это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Наконец, публикатор – это гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Таким образом, среди субъектов смежных прав только исполнитель и публикатор непременно должны быть физическими лицами, а организация эфирного или кабельного вещания – юридическим лицом, в отношении остальных специальные требования не установлены.

Обладателями прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут быть также публично-правовые образования.

Основания приобретения прав на объекты смежных прав аналогичны основаниям приобретения иных интеллектуальных прав.

Среди субъектов смежных правоотношений следует упомянуть организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, содействующие правообладателям в осуществлении и защите принадлежащих им исключительных прав.

Интеллектуальные права обладателей смежных прав. Содержание исключительного права обладателей смежных прав, ограничения права. Срок действия смежных прав

В соответствии с п. 2 ст. 1303 ГК РФ к смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ – личные неимущественные права.

Среди личных неимущественных прав, прежде всего, следует назвать право авторства, т.е. право признаваться автором исполнения. Данное право может принадлежать только исполнителю.

Следующим личным неимущественным правом является право на имя, под которым понимается возможность указывать свое имя или наименование на экземплярах фонограммы, на упаковке фонограммы, на экземплярах базы данных и (или) ее упаковке, на обнародованном произведении, его переводе или иной переработке.

Это право принадлежит всем субъектам смежных прав, исключая лишь организацию эфирного или кабельного вещания. Необходимо подчеркнуть, что содержание данного права различается в зависимости от его субъекта.

Так, только право на имя, принадлежащее исполнителю, включает правомочия на использование псевдонима, и, кроме того, на указание наименования коллектива исполнителей. Личным неимущественным признается право на неприкосновенность объекта смежных прав: исполнения и фонограммы.

Право на неприкосновенность исполнения представляет собой право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Несколько иначе сформулировано данное право применительно к другому объекту – фонограмме.

Изготовитель фонограммы вправе препятствовать любому искажению фонограммы при ее использовании. Наконец, еще одним личным неимущественным правом, принадлежащим исключительно изготовителю фонограммы является право на обнародование, т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом.

Исключительным смежным правом обладают все перечисленные субъекты. Однако его содержание различается в зависимости от субъекта, которому это право принадлежит. Исполнителю, изготовителю фонограммы и организации эфирного и кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать исполнение, фонограмму, или сообщение любым не противоречащим закону способом.

Содержание исключительных прав публикатора и изготовителя базы данных намного уже. Публикатор вправе использовать произведение только строго определенными в законе способами (ст. 1339 ГК РФ).

Исключительное право изготовителя базы данных предоставляет ему возможность извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

При этом под извлечением базы данных понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме (ст. 1334 ГК РФ).

Исключительное смежное право ограничивается в случаях свободного использования произведений и в иных предусмотренных законом случаях. Так, например, лицо, правомерно пользующееся базой данных вправе без разрешения правообладателя извлекать из этой базы материалы и осуществлять их последующее использование в некоммерческих целях, в объеме, оправданном этими целями, и постольку, поскольку это не нарушает авторские права изготовителя базы данных и иных лиц (п. 3 ст. 1334 ГК РФ).

Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Право изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Продолжительность исключительного права зависит от объекта, на который оно установлено.

Читайте также:  Пособие на ребенка до 18 лет в 2019 году: величина и особенности

Так, исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Существуют и иные, специальные сроки охраны применительно к отдельным ситуациям. По истечении срока действия исключительного права на исполнение оно переходит в общественное достояние.

Исключительные права на фонограмму и на сообщение радио- или телепередачи действуют в течение пятидесяти лет, различается лишь момент, с которого начинает исчисляться срок их охраны.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, если же база данных была обнародована в указанный период, началом течения срока становится 1 января года, следующего за годом обнародования базы данных. Данные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Право может прекратиться досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушил авторство, имя автора или неприкосновенность произведения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/34575.html

Смежные права. Объекты (виды) смежных прав. Сфера действия смежных прав

  • порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи.
  • Создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе (но не обязан).
  • использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.
  • В качестве знака охраны смежных прав принят предусмотренный Римской конвенцией знак, состоящий из трех элементов.
  • ۷ латинской буквы «R» в окружности: ®;
  • ۷ имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
  • ۷ года возникновения смежных прав.

Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежных прав возможности  их защиты,  однако  в ряде  случаев затрудняет процесс доказывания своих законных прав при их нарушении.

2. Сроки действия смежных прав.

Сроки действия смежных прав в ст. 43 Закона «Об АП и СП» существенно сужены. Смежные права действуют, по общему правилу, с соответствующего момента их возникновения в течение 50 лет следующим образом:

  1. ۷ права исполнителей — с даты первого исполнения или постановки;
  2. ۷права производителей фонограмм — с первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была опубликована;
  3. ۷ права организаций эфирного и кабельного вещания — с первой передачи в эфир или по кабелю.

К физическим лицам — наследникам (а в отношении юридических лиц —   правопреемникам) исполнителя,   производителя   фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходят право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и право на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков. Очень важно для РФ отметить следующее положение о смежных правах. Так как ранее смежные права на территории РФ не охранялись, то принципиальное значение имеет вопрос о том,  с какого момента права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания стали охраняться законом.

На территории РФ права исполнителей и создателей звукозаписей охранялись с 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства 1991 г.

Права организаций эфирного вещания на созданные ими аудио- и телепередачи признавались законодательством, которое действовало и до 3 августа 1992 года. Однако если ранее они рассматривались как авторские права юридических лиц, передающих в эфир эти передачи (ст.

486 ГК РСФСР 1964 г.), то с момента вступления в силу Закона «Об АП и СП» они стали охраняться как смежные права, при условии, что не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или с момента создания, если они не были обнародованы.

Таким образом, нормам Закона «Об АП и СП», касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим правилом не придается обратная сила.

Личные неимущественные права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней, увеличивается на 4 года. 2.

Отсчет 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года, следующего за тем годом, в котором имел место юридический факт, послуживший началом течения срока. Если исполнитель был репрессирован, а позднее посмертно реабилитирован, срок

Источник: https://vunivere.ru/work61719

Авторские и смежные права, срок их действия

Срок действия авторского права

В соответствии со ст.1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Авторское право на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).

Исключительное авторское право переходит по наследству.

Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю. 2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи.

Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир. 4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных.

Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 20 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.



Источник: https://infopedia.su/14xd4cb.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector