Отличие административного правонарушения от преступления

Отличие административного правонарушения от преступления

В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.

О преступлении

В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения.

Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок.  Лицо его совершившее должно быть признано виновным.

Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

Отличие административного правонарушения от преступления

Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр.

Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения.

Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

Отличие административного правонарушения от преступления

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять.

Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности.

В таком случае оно признается виновным.

Отличие административного правонарушения от преступления

Общественно опасное деяние признается противоправным и квалифицируется в соответствии с уголовным кодексом. За него устанавливается уголовная ответственность, и судом назначается наказание в виде лишения свободы и пр.

Уголовное право предусматривает и обратный процесс, когда деяние не признается преступным и исключается из уголовного кодекса.

Это может происходить, например, при установлении за определенное деяние административной ответственности вместо уголовной.

К административным правонарушениям также относятся виновные деяния физического или юридического лица. При этом может происходить нарушение общественной нравственности и порядка, покушение на собственность, нарушение нормативных актов в сфере охраны здоровья, экологии, транспорта и пр.

Законодательство об административных правонарушениях предполагает за это административную ответственность. Как и в уголовном преступлении, административное правонарушение должно содержать признаки действия или бездействия нарушающего административное и иные отрасли права. Правонарушитель действует по неосторожности или умышленно.

За это он привлекается к административной ответственности.

Отличие административного правонарушения от преступления

Основным признаком является отсутствие большой общественной опасности и нанесения существенного вреда обществу. В странах СНГ кодексами об административных правонарушениях содержатся понятия таких нарушений права, предусматриваются условия привлечения к ответственности.

Специальными статьями определяется ответственность отдельных лиц, в частности:

  • Собственников автомашин и других средств транспорта.
  • Владельцев и собственников объектов недвижимого имущества.
  • Иностранцев, лиц без гражданства.
  • Лиц, находящихся на военной службе.
  • Должностных лиц.
  • Юридических лиц и пр.

Административным правом определяются понятия невменяемости, крайней необходимости, условия освобождения от ответственности в силу малозначительности нарушения.

В случае выявления нарушения должностное лицо, уполномоченное государством, принимает решение о возбуждении дела и его расследовании. Прокурор может выносить соответствующее постановление.

Расследование осуществляется в том месте, где нарушение было выявлено или совершено. Обычно такое расследование должно проводиться в течение месяца.

По его завершению оформляется протокол об админправонарушении или постановление о прекращении дела.

Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:

  1. Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
  2. Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
  3. Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и  другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым  За совершение административного правонарушения обычно накладывается штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
  4. Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
  5. Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность.  Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-prestuplenie-ot-administrativnogo-pravonarusheniya/

Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

При квалификации неправомерного деяния важно понимать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения. В каждом из понятий существуют свои присущие признаки, а также меры реагирования на действия лица. Но самое общее в них – профилактическое воздействие на последующее избежание совершения новых проступков

Законодательная база

Отличие административного правонарушения от преступления

К нарушителям должны применяться исключительно те меры, которые будут соответствовать их общественной опасности при совершении проступка. Иного быть не может, так как может нарушиться принцип законности. В каждой конкретной ситуации степень опасности для окружающих будет различаться. Именно здесь, глядя на юридическую терминологию, выделяют преступления, обладающие повышенной степенью опасности, а также административные проступки.

Если брать во внимание законодательство, то в ст.14 УК прописаны те правонарушения, при наступлении которых к лицу будут применяться меры уголовного реагирования в виде судимости и реального срока.

Основная угроза в таком случае для нарушителей – уголовное наказание, отличающееся большей жестокостью, чем административное.

Правда, надо здесь брать во внимание признак малозначительности, когда по всем параметрам это будет считаться преступлением, но опасности для общества нести почти никакой не будет. Следовательно, придется применять меры административного характера.

Понятие правонарушения

Нельзя ни в коем случае путать преступление и правонарушение, где ответственность наступает, придерживаясь рекомендаций КоАП. В таком случае следует детально разобраться.

Отличие административного правонарушения от преступления

Правонарушение может быть определено в широком смысле, как любое действие человека, которое нарушает порядок в обществе.

Это не только моральный или материальный вред, но и отказ от выполнения предписаний, неисполнение запретов и т.д. Самое главное, что оно будет в таком случае противоречить законодательным актам.

Кроме административной ответственности в отношении лица могут быть применены меры дисциплинарного или гражданского реагирования.

Кроме влияния на человека с отрицательной стороны при совершении правонарушения, воздействие может быть направлено и на социальные интересы. Правда, от такой опасности для общества исходит лишь минимальная угроза.

При рассмотрении действия лица, госорганы руководствуются административным Кодексом, где указаны все нормы, требующие соблюдения. Субъектом любого правонарушения может стать любой гражданин страны, достигший 14 лет. При этом соблюдаются и сопутствующие условия в виде вменяемости, дееспособности и т.д.

В качестве меры реагирования используются лишь незначительные, как малый штраф, кратковременный арест, общественные работы. Самое главное – отсутствие судимости.

Признаки преступления

Преступление тоже можно отнести к правонарушениям, но здесь уже со стороны государства применяются более серьезные меры, направленные на исправление виновного. За каждый такой проступок грозит наказание, прописанное в уголовном законодательстве.

Отличие административного правонарушения от преступления

При совершении преступления происходит тесный контакт с общественными отношениями, которыми причиняется значительный ущерб. Влияние оказывает на безопасность самого государства и конституционный строй страны. Практически всегда нарушаются интересы конкретного человека, ставшего в итоге в процессе расследования пострадавшим.

Имеется даже деление преступлений на категории по степени тяжести. Это в последующем используется не только при назначении конкретного вида наказания в отношения преступника, но и в выборе мер реагирования. К тому же не всегда наиболее тяжкие из них позволят получить снисхождение со стороны органов правосудия.

Что касается возраста, с которого лицо может подвергаться мерам уголовного воспитания, общим является 16 лет. В некоторых ситуациях и в зависимости от конкретного противоправного деяния, он может уменьшаться или увеличиваться. Существуют и конкретные специальные субъекты, когда возраст увеличивается, например, до 25 лет (судьи).

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Реализация административных мер

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

  1. Повторность совершения.
  2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
  3. Занимаемое положение в обществе.
  4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности.

В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд.

Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

Признаки административной ответственности

Отличие административного правонарушения от преступления

Проявляющиеся признаки в процессе ответной меры на нарушения правовых норм, позволят отделить административную ответственность от уголовной. Стоит в первую очередь отметить ее больший круг применения и реализации в действительности.

Она может быть использована не только в общественных отношениях, но и сфере здравоохранения, образования, в ОВД или отделениях юстиции страны. Выбирается в отношении виновного конкретное наказание, которое должно быть я обязательном порядке исполнено, в том числе и в оговоренные сроки. Отличие административной меры заключается еще в субъектах реализации наказания.

Административная ответственность может наступать только в тех случаях, которые прописаны в КоАП. Кроме этого, существуют и иные нормативные акты (региональные, федеральные), имеющие местный характер, но также необходимые для исполнения. Даже тут виновный может повергаться мерам ответственности и выбору соответствующего наказания за свой проступок перед обществом.

Читайте также:  Ответственность за разбойное нападение по 162 статье ук рф

Еще один важный признак – отсутствует соподчиненность субъектов административно-правового характера.

Основное различие

Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

  • Для наступления уголовной ответственности стоит ориентироваться исключительно на законы (УК). Если рассматривать административную, то тут кроме этого существуют и подзаконные акты, имеющие аналогичную силу на отдельной территории страны.
  • При выборе административного наказания лицо останется работать на прежнем месте и ему не грозит судимость. Он просто числиться в рядах подвергнутых наказанию в течение установленного периода (чаще всего 1 год). Уголовная ответственность может грозить помещением в места лишения свободы на несколько лет, происходит изоляция преступника от общества. Судимость возлагает дополнительные правовые последствия.
  • Основание для ответственности виновного – административное правонарушение и преступление соответственно. Они между собой отличаются по степени тяжести и влияния на общественные отношения.
  • Только суд может применить меры уголовной ответственности в отношении преступившего закон. Что касается административного наказания, то здесь существует достаточный перечень уполномоченных органов.
  • Различаются и субъекты. Так, к уголовному наказанию привлекается исключительно физлицо, к административному – в том числе и должностное лицо, юрлицо. В нормах КоАП имеется даже указание в санкциях статей, которые заметно увеличиваются для категории ЮЛ.
  • Еще немного по мерам профилактики. Для административного правонарушения присуще предупреждение. Правда, здесь используется определенная категория статей и важно, чтобы лицо ранее не подвергалось административному реагированию со стороны государства. Для УК такие нормы не существуют. Единственно возможная схожесть для условного срока, когда лицу дается шанс на исправление.

Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

В чем сходство?

Отличие административного правонарушения от преступления

Так как мы деятельно разобрались с основными различиями правонарушения и преступления, немного стоит остановиться и на моментах, которые их объединяют друг с другом. Некоторые статьи УК и КоАП имеют схожесть, но при этом сами правоприменители исходя из степени общественной опасности, должны определить точно меру воздействия на виновного. Это касается, например, совершения хищений или нарушения правил охоты.

Для привлечения лица к ответственности важно не только доказать противоправность его действий, но и указать на факты его причастности к данному правонарушению или преступлению. Именно на этом будет в последующем базироваться выбор наказания.

Нормы законодательства направлены на профилактику и возможное предотвращение действий лица, противоречащих правилам. Кроме этого, происходит охрана субъектов и предмета, на которые посягает виновный. Это в некоторой степени может указывать на весомые отношения в обществе.

Каждая система имеет охранительную функцию, которая реализовывается по различным направлениям в социуме. Все присущие меры наказания при совершении преступления или правонарушения носят воспитательный характер. Государство считает, что именно данная мера не только положительно воздействует на преступившего закон, но и покажет остальным, что их может ждать при нарушении законодательства.

Исключения из правил

Предприятия и организации, как говорилось ранее, не могут стать субъектами уголовного преследования. Ответственность здесь будет наступать лишь по отношению к руководящему составу их, а также ответственных должностных лиц.

Кроме этого, уголовное наказание может заменяться административным. В таком случае следует руководствоваться обстановкой в стране и наличием чрезвычайных обстоятельств. С течением времени законодательная база меняется с целью совершенствования.

Это приводит к исключению определенных уголовных преступлений и перевод в статус административных. Аналогичным образом может быть выполнено и в обратном порядке.

Это следует контролировать особенно правоприменителям, чтобы правильно выбирать меру ответственности.

Особое внимание всегда уделялось именно суммам, которые похищались. Такое решение присуще факту совершения мошеннических действий, присвоения, растраты и т.д. от нее зависит не только квалификация, но и привлечение лица к виду наказания.

В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

ПОМОГЛА ЛИ ВАМ БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА?

Источник: http://konsultiruet-yurist.ru/ugolovnoe/chem-otlichaetsya-ugolovnoe-prestuplenie-ot-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Отличие ПРЕСТУПЛЕНИЯ от ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Нередко люди путают понятия «преступление» и «правонарушение», хотя это очень четко описанные юридические термины, в которых следует разбираться каждому.

Правонарушение в широком смысле – это действие, нарушающее общественный порядок. К таким действиям относится причинение материального и морального ущерба, игнорирование запретов, не выполнение предписаний.

Любое правонарушение характеризуется тем, что совершается определенным лицом в конкретном месте и противоречит действующему закону.

К правонарушениям относятся дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения.

Правонарушение может быть направлено не только против людей, но и посягать на какие-либо социальные интересы. Как правило, правонарушением считается деяние, несущее минимальную общественную опасность.

Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет.

Преступление – это вид правонарушения, которое отличается тем, что ответственность за него предусмотрена непосредственно Уголовным кодексом (ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Отличие административного правонарушения от преступления

Преступление всегда тесно связано с общественными отношениями, формами собственности, интересами личности, конституционным строем, а также безопасностью. Чем больший вред нанесен деянием, тем больше вероятности, что оно будет оценено как преступление.

Все преступления подразделены на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Вид преступления зависит от характера и степени общественной опасности.

В качестве наказания предусматривается, в том числе и лишение свободы (и наличие судимости) и даже жизни.

За преступление в России человек может быть судим только при достижении им 16 лет.

Выводы:

  1. Правонарушение – это любое действие, нарушающее общественный порядок. Преступление – один из видов правонарушение, за которое предусмотрена определенная ответственность согласно Уголовному кодексу.
  2. Правонарушение может посягать на социальные интересы, а преступление – на общественные отношения, конституционный строй, интересы личности, собственность и безопасность.
  3. Правонарушение несет минимальную общественную опасность, а преступление – максимальную.
  4. Правонарушения рассматриваются Административным кодексом, а преступления Уголовным.
  5. При правонарушении наказания мягкие и без последствий в виде наличия судимости. За преступление предусмотрено лишение свободы или даже жизни.

  6. За правонарушение привлекают к ответственности с 14 лет, а за преступление – с 16.

Источник: https://thedb.ru/items/Otlichie_PRESTUPLENIYA_ot_PRAVONARUSHENIYA/

Административное преступление

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Определение дается в ст. 2.1 КоАП РФ:

Определение 1

Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В данном определении употребляются понятие действия и бездействия. В работах таких ученых как М.А. Лапина, А.П. Алехин, А.А Кармолицкий, А.И. Стахов, П.И. Кононов и других ученых в области административного права указывается, что административное правонарушение включает конкретное деяние, иными словами – противоправное поведение физического или юридического лица.

Правонарушение может составлять только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме. Возможные варианты противоправных деяний физических и юридических лиц заключаются, как ранее было отмечено, в действии и бездействии.

Действие представляет собой активную форму поведения правонарушителя, которая непосредственно связана с невыполнением законных требований, нарушением запретительных норм. Например, вовлечение несовершеннолетних в распитие алкогольных напитков.

Отличие административного правонарушения от преступления

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бездействие является пассивной формой поведения правонарушителя, которое непосредственно связано с невыполнением обязанностей и законных требований. Например, несоблюдение техники безопасности, касающейся условий пребывания детей в дошкольном учреждении.

Замечание 1

Отдельные административные правонарушения могут совершаться только в результате действия (мелкое хищение), другие, напротив, путем бездействия. Существуют «смешанные» правонарушения, их объективная сторона заключается в совокупности действия и бездействия.

Отличие административного правонарушения от преступления

Необходимо выделить различия административного правонарушения от преступления:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности, чем и отличается от преступления. Качественное отличие преступлений и правонарушения в том, что преступления – это общественно опасные деяниям, а правонарушения не являются таковыми, представляются как вредоносные или общественно вредные;
  • правонарушения хотя и несут определенную опасность, но в гораздо меньшей степени, чем преступления. Такое мнение высказывали многие ученые. Как полагает Д.Н. Бахрах, некоторые правонарушения являются общественно опасными, в то время как остальные вредоносными. Необходимо отметить, что в УК РФ выделяются степени общественной опасности, в то время, как в КоАП такой термин отсутствует.

В практическом применении встречаются сложности, которые связаны с квалификацией административных правонарушений и их соотношением с преступлениями. Они находятся в зависимости от определенных критериев:

  • характер последствий (нарушение ДТП с причинением вреда – ст. 12.24 КоАП и тяжкие последствия от аналогичного деяния – ст. 264 УК);
  • размер причиненного ущерба (мелкое хищение составляет административное правонарушение, в то время как крупное подлежит уголовной ответственности – ст. 158 УК);
  • способ причинения вреда (так, мелкое хулиганство, согласно ст. 20.1 КоАП РФ – нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу; хулиганство, квалифицирующееся по уголовному законодательству – это грубое нарушение общественного порядка, с применением оружия – ст. 213 УК).

Замечание 2

Таким образом, административное правонарушение имеет четкое определение, которое дается в административном законодательстве, имеет определенные отличия от преступлений.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_prestupleniya/administrativnoe_prestuplenie/

Чем административное правонарушение отличается от преступления, в чем разница

В судебной практике существуют два различных понятия, характеризующих тяжесть антиобщественного деяния, за которыми следует тот или иной вид наказания – это административные и уголовные правонарушения.

Читайте также:  Что такое экспликация помещений и где применяется

Довольно часто далёкие от юриспруденции люди считают эти слова синонимами и даже тождественно равными по смыслу. Однако это вовсе не так и между двумя базовыми понятиями существует огромная разница.

Презентация всех отличий между данными понятиями приведена ниже.

Что такое правонарушение

Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».

Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок.

Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:

  • Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
  • Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
  • Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
  • Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).

Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.

Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.

Что такое преступление

Малозначительность административного правонарушения

Преступление в судебной практике определяется, как общественно-опасное деяние, наступление ответственности за которое обусловлено статьями Уголовного Кодекса РФ и требует изоляции от общества лица, его совершившего.

.Обратите внимание! Преступление всегда посягает на жизнь и здоровье граждан, сохранность ценного имущества и целостность правовых устоев государства. По сравнению с КоАП, противоправные действия, описанные в УК, имеют гораздо более тяжкий характер и внутри себя подразделяются на три основных степени тяжести.

В случае отсутствия состава криминального деяния лицо либо освобождается от несения ответственности в соответствии с УК с дальнейшим признанием права на реабилитацию, либо статья переквалифицируется в административное правонарушение с вытекающими из неё дисциплинарными взысканиями.

Уголовное правонарушение можно отличить от административного путём назначения минимального возраста подсудимого – от 16 лет.

Чем административное правонарушение отличается от преступления?

Объект административного правонарушения

Принципиальное отличие административного правонарушения от преступления в кратком изложении заключается в следующих признаках:

  • В части посягательства на жизнь и здоровье человека. В то время, когда для попадания под статью УК необходимо прямое воздействие на личность оппонента в части нанесения телесных повреждений различной тяжести и других воздействий, вызывающих опасные для жизни ситуации, административные правонарушения подразумевают собой создание особых условий, при которых жизнедеятельность и нормальное функционирование организма человека ограничены (например, загрязнение атмосферы, воды, неправильное ношение зарегистрированного оружия, вождение автомобиля в нетрезвом виде и т. д.).

Наложение штрафа сотрудником ГИБДД.

  • В случае воздействия на чужое имущество. В уголовной практике основными статьями, описывающими посягательство на непринадлежащее по закону обвиняемому лицу имущество, являются «кража, «грабёж», «разбой» или «умышленная порча чужого имущества». Все они характеризуют антиобщественное деяние, связанное с завладением или уничтожением чужой собственности лицом, осознающим конечный результат действия и ставящего перед собой цель получить его. При рассмотрении похожих статей КоАП подобная цель не является причиной совершения правонарушения, а результат достигается в силу неосторожности, халатности или нарушения принятых норм по обеспечению безопасности. Для примера можно описать такие ситуации, как уничтожение имущества из-за неосторожного обращения с огнём или пренебрежение правилами перевозки грузов, повлекшее их уничтожение, оставление поста охраны, послужившее поводом к хищению чужого имущества третьими лицами и т. д.
  • При посягательстве на принятые государством нормы общественного поведения. В уголовной практике преступлением считаются такие деяния, которые подрывают морально-правовые устои государства и являются общественно-опасными деяниями. К данным статьям относятся «экстремизм», «публичный призыв к нарушению Конституции и статей гражданского и уголовного Кодексов», «разжигание межрелигиозной, расовой или национальной вражды», что является очень серьёзным преступление против государства, за что в некоторых странах и вовсе подразумевается высшая мера наказания. В административном Кодексе также имеется похожая статья, при нарушении которой прямое антиобщественное влияние на законы не может быть установлено (например, «несанкционированное использование государственной символики»).

Приговор суда по уголовному делу.

При вынесении наказания за административные правонарушения чаще всего все факты нарушения и доказательства по делу достаточно просты, что обязывает рассмотреть даже самый сложный процесс в предельный срок 3 месяца при передаче материалов в суд.

В случае возбуждения уголовного дела за совершённое преступление перед вынесением приговора могут пройти годы, а в отдельных случаях – десятки лет, так как вынесение наказания, связанного с лишением свободы на длительный срок, является несомненным ограничением конституционных прав человека, на что должны быть веские обуславливающие факторы, не допускающие ошибок и несправедливого назначения наказания.

Важно! Самая главная особенность различия между преступлением и правонарушением заключается в том, что за совершённый

административный проступок в соответствии с КоАП наказание может быть инициировано многими представителями правоохранительных органов, в частности, ГИБДД, МВД, Роспотребнадзором, МЧС, таможенными службами и прочими государственными ведомственными структурами, в том числе и судебными инстанциями.

За совершённое же преступление ни один из перечисленных институтов по охране прав и свобод человека, собственности и государственных устоев не может назначить наказание, что приводит к тому, что любая личность может быть осуждена только по приговору суда при полном доказательстве вины подсудимого.

Также разница между административным и уголовным правонарушением состоит в том, что в КоАП прописаны относительно конкретные случаи противоправных деяний, при наступлении которых вина правонарушителя никогда не оспаривается и не имеет смягчающих факторов, то есть либо нарушил закон, либо нет.

При делопроизводстве в уголовной плоскости некоторые статьи УК имеют смягчающие факторы, которые снижают срок тюремного заключения или и вовсе заменяют его на условный.

Так, например, умышленное убийство является тягчайшим преступление против человека, но в то же время непредумышленное лишение человека жизни при ненадлежащем уходе во время медицинского лечения или в состоянии аффекта, когда человек просто не мог себя контролировать в силу различных внешних факторов, являются обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого.

Работа следователя над преступлением.

Вне зависимости от трактовки правонарушения под УК или КоАП, они значат совершение антиобщественных деяний, за которые личность несёт ответственность, и каждый человек в мире должен стремиться не нарушать законы, принятые в государстве, гражданином которого он является.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/admenistrativnoe-ili-prestuplenie.html

Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка

  • Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  • Преступление — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.
  • Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.
  • В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок .

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

  1. В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
  2. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
  3. В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.

Объект посягательства

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Читайте также:  Как установить в частном доме газовую колонку - порядок действий

Степень общественной опасности

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

Характер противоправности

Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса.

  • Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством.
  • Наказуемость
  • Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.
  • Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие – наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

Источник: https://studopedia.net/9_54297_otlichie-administrativnogo-pravonarusheniya-ot-prestupleniya-i-distsiplinarnogo-prostupka.html

Понятие и признаки административного правонарушения, его отличие от преступления

Законодателем в ч. 1 ст. 2.

1 КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется следующим образом: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица.

Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета.

Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния. + другие.

Другие признаки:

· административное правонарушение – это деяние, т. е. сознательно-волевое поведение человека, внешне выраженное в форме действия или бездействия.

· это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом, признак характеризует административное правонарушение с точки зрения субъектов административной ответственности.

Административное правонарушение не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.

), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

· общественная вредность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным;

Основные признаки:

· Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

· Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением.

Вина физического лица бывает в двух формах: в формеумысла и в форменеосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий.

Во втором случая умысел косвенный, когда лицо осознает, прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности, когда лицо не предвидело наступления последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает.

В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.

1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

· Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Отличие от преступлений:

1. Не наносят существенного вреда обществу.

2. они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. (основное отличие).

3. Субъект – физ и юр лица.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1249t1.html

Отличие административного правонарушения от преступления

В юридической литературе вопрос о разграничении преступления и

административного проступка, также как и вопрос о природе проступка, исследован недостаточно полно. Спорным продолжает оставаться вопрос о том, какова природа критериев, отграничивающих административные проступки от преступлений.

Очень часто в результате посягательств на один и тот же объект, различных по своему характеру и интенсивности действий, а иногда и аналогичных, возникают различные по своему содержанию и природе правовые отношения.

Так, в результате совершения одних правонарушений, например, действий, содержащих в себе признаки мелкого хулиганства, возникают административные правоотношения, а в результате совершения злостного хулиганства возникают общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права, или же в результате совершения аналогичных действий, образующих состав мелкого хулиганства, но второй раз в течение года, возникают уже не административные, а уголовно-правовые отношения.

Следовательно, вопрос о разграничении преступлений и административных проступков является частью другой, более широкой проблемы — уяснения социальной сущности правонарушений в обществе. Кроме того, этот вопрос является по сути дела и вопросом о сфере действия, границах и специфических особенностях уголовного права по сравнению с административным правом.

«Легче всего выяснить качественное отличие административного проступка от преступления… «, — пишет профессор Л. Е. Лунев, — «…

путем анализа уголовно — правовых норм, устанавливающих отдельные составы преступлений, за которые виновные при определенных условиях могут подвергаться либо мерам уголовного наказания, либо административным взысканиям».

В законодательстве имеется целый ряд правовых норм, санкция которых содержит указание на то, что при отягчающих обстоятельствах виновный привлекается к уголовной, а при отсутствии или при наличии смягчающих вину обстоятельств — к административной ответственности.

В связи с этим можно сделать вывод, что при характеристике специфических особенностей преступления, отличающих его от других видов правонарушений, нельзя ограничиваться указанием только на существенность вреда, как это делают отдельные ученые, и пользоваться им как критерием, пригодным на все случаи жизни. Само понятие существенного вреда, наряду с целым рядом других обстоятельств, является, по моему мнению, показателем повышенной степени общественной опасности деяния.

Стало быть, спецификой преступления и основным критерием, отличающим его от других видов правонарушений, является повышенная степень общественной опасности Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия? //

Государство и право. — 1996. — №3. — с. 3 — 10..

Нельзя также согласиться с мнением, что общественная опасность преступления — это опасность для всего общества в целом, административные же проступки характеризуются лишь общественной вредностью, а общественно опасными они являются только в своей совокупности.

На мой взгляд, и преступления, и административные проступки в воем реальном выражении посягают не на всю совокупность общественных отношений, не на весь правопорядок, а только на те или иные стороны этих отношений.

Общественную же вредность следует понимать как общественно опасные последствия совершенного деяния (реальный или потенциальный вред). Она — только составной элемент или показатель общественной опасности.

Давая социальную характеристику административным правонарушениям — законодатель не назвал их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями.

Тем самым подчеркнуты качественные отличия этих двух видов правонарушений, а практика текущего законодательства сориентирована на то, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности содеянному, и предотвращалось чрезмерное расширение государственного принуждения.

На мой взгляд, административное правонарушение может представлять общественную опасность, и отсутствие или наличие такого признака деяния, как общественная опасность, не может служить границей, отделяющей проступки от преступлений.

Можно обнаружить доказательства возможности общественной опасности административного правонарушения. Этот признак касается проступков с материальным составом. Все составы административных проступков, как и преступлений, можно условно разделить на формальные и материальные.

Материальные составы правонарушений, в отличие от формальных, включают в себя, в качестве обязательного признака не только действие или бездействие, но также и последствие, и причинную связь между действием (бездействием) и наступившим вредным последствием.

Но наступление вредных последствий — это ведь не что иное, как признак общественной опасности деяния, в данном случае — проступка.

К составам с причинением вреда могут быть отнесены нарушения правил пожарной безопасности, завершающие с пожаром с менее тяжкими последствиями, нарушения правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений или любого материального ущерба, нарушения правил охраны водных ресурсов, превышение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу и ряд других административных проступков.

Источник: https://vuzlit.ru/1360535/otlichie_administrativnogo_pravonarusheniya_prestupleniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector