Инспектор дпс требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1.

данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

“Осмотр” или “Досмотр” – вот в чем вопрос!

Чтобы окончательно сбить с толку взволнованного водителя, сотрудник автоинспекции прибегает к небольшой психологической уловке – просит отворить дверцы авто или крышку багажника для проведения осмотра. Однако в Кодексе об Административных Правонарушениях такие действия классифицируются как досмотр или обыск.

Проведение осмотра транспортного средства предполагает:

  • визуальное обозрение наружных частей машины;
  • возможность заглянуть внутрь салона через лобовое, заднее или боковые стекла авто;
  • не нужно оформлять документов для его проведения.

Процедура проведения досмотра требует выполнения определенных норм:

  • составление протокола с фиксированием проводимых манипуляций;
  • обязательное указание повода (причины) возникновения необходимости таких действий;
  • наличие двух понятых (прохожих, водителей или пассажиров проезжающих машин);
  • ведение видеосъемки всего процесса (если нет понятых).

Такая процедура осуществляется только в присутствии владельца (или водителя) транспортного средства, причем страж порядка не может касаться или самостоятельно перемещать вещи в салоне авто, его багажнике или бардачке. Подобные действия классифицируются как обыск и требуют наличия постановления суда или разрешения (санкции) прокурора.

Следует отметить, что поиск понятых или камеры для съемки не входит в обязанности остановленного автолюбителя – эта задача полностью возлагается на плечи сотрудника патрульной службы.

Причем досмотр машины без составления протокола, понятых или ведения съемки можно расценивать как “самоуправство”.

Подобные действия предполагают меру наказания для сотрудников ДПС в виде платы значительной суммы штрафа.

Протокол составлен, понятые здесь – что дальше?

Соблюдая нормы закона, сотрудник автоинспекции должен обязательно назвать в протоколе весомую причину, заставившую его начать досмотр. При проведении досмотра внутри салона или багажника, “гаишник” может попросить владельца переместить ту или иную вещь, поднять коврик или снять защитный чехол, однако сам не должен касаться личных вещей.

Так же он не имеет права просить показать содержимое барсетки, сумочки или карманов – это квалифицируется законодательством как личный досмотр. Проводить его может только сотрудник одной половой принадлежности с досматриваемым, причем составление протокола обязательное. Понятые в этом случае также должны быть того же пола, что и досматриваемый.

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

Специальное затягивание времени и бездействие инспектора можно расценивать, как незаконное ограничение права на управление автомобилем. Такое поведение является нарушением КоАП и строго карается по закону.

Важно знать, что составленный “гаишником” протокол можно не подписывать, если вы не согласны с его содержанием. Причем работник инспекции обязан выдать вам копию по первому требованию для личного пользования.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку,  можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке.

Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Аварийный знак, аптечка, огнетушитель. Или как заставить добровольно открыть багажник?

На устное требование или просьбу открыть дверцы, капот или багажник машины владелец должен вежливо отказать и попросить сложить протокол и уточнить причину проведения досмотра.

Однако опытные инспекторы ГИБДД являются также тонкими психологами и, в некоторых случаях, просят показать им аптечку, огнетушитель или знак аварийной остановки. Как быть в подобных случаях?

Читайте также:  Осаго для такси: процедура оформления и ее нюансы

Профессиональные водители и автолюбители со стажем советуют не паниковать и не стремиться, как можно скорее выполнить такую просьбу.

После подобного требования следует четко и спокойно объяснить, что все необходимые принадлежности находились в автомобиле, когда вы выезжали из дому и, конечно же, находятся там и сейчас. Однако для проведения досмотра стражу порядка нужно выполнить ряд формальностей. И только тогда вы откроете багажник.

Следует помнить, статьи, согласно которой водитель должен предъявлять аптечку или огнетушитель работникам ДПС, не существует, а значит и требования их показать – неправомерные и могут оспариваться в судебном порядке.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Как быть если страж порядка не соблюдает закон?

Патрульный, самовольно начавший досмотр автомобиля и игнорирующий призывы соблюдать закон, может повергнуть в ступор не только новичка – автолюбителя, но и опытного “водилу” с многолетним стажем. При этом незаконное поведение служителя порядка не должно оставаться без внимания – следует сразу же набрать экстренный номер полиции 02 (или 102 с мобильного).

Однако препятствовать таким противоправным действиям инспектора не стоит – вы можете спровоцировать агрессию, драку или неадекватное поведение по отношению к себе.

Лучше всего спокойно вести видеосъемку происходящего, при этом попытавшись привлечь внимание случайных свидетелей обыска или незаконного досмотра. Конечно же, на КПП в окрестностях города найти свидетелей будет намного легче, чем в глуши полей и лесопосадок, где очень часто и промышляют “гаишники”.

Чтобы доказать вину инспектора, следует подать заявление в прокуратуру в течение 10 календарных дней с момента происшествия. При этом весомыми доказательствами происходившего могут стать материалы видеосъемки и свидетельские показания очевидцев.

Источник: https://palez.ru/delat-esli-inspektor-trebuet-otkryt-kapot/

Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать

Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот.

Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас.

Меня такая проверка заинтересовала, и мне  стало интересно, в чем тут подвох.

Оглавление

  • Законодательство
  • В чем подвох?
  • Что делать?
  • Заключение

Законодательство

Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1.

данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.

Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.

Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено.

Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля.

Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.

В чем подвох?

А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.

Читайте также:  Что такое самозанятость и каких граждан относят к этой категории

Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:

  1. Инспектор после открытия капота часто придирался к какой-нибудь неисправности. Особенно часто это касалось старых советских автомобилей и древних иномарок. Инспекторы могли «докапаться» и к выхлопной системе, и к работе двигателя, и еще ко многим неисправностям, по причине которых транспортное средство не должно передвигаться по дороге. Разумеется, в старом автомобиле легко найти к чему придраться.
  2. Другие водители рассказывали о том, что если номер кузова оказывался грязным, а погодные условия не позволяли полноценно его почистить, сотрудник ГИБДД даже пытался эвакуировать транспортное средства на штрафстоянку в качестве сомнительного до выяснения всех абстоятельств. Но в дальнейшем он проверял номера кузова в самом салоне и отпускал водителя.

В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника.

На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом.

Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.

Что делать?

Если инспектор решил устроить вам полную проверку,  можно создать инспектору некоторые сложности:

  1. Попросите сотрудника ГИБДД назвать вам пункт законодательства, согласно которому водитель должен открыть капот. Вполне вероятно, что вы, как водитель, можете не знать о своей обязанности, поэтому сотрудник ГИБДД должен вас убедить и доказать вам, что он действительно имеет право. Но если инспектор начнет нести что-то невнятное, вы можете почувствовать себя на высоте. Хотя вряд ли это полностью освободит от обязанности открывать капот.
  2. После предложения открыть капот, предложите инспектору найти двух понятых, которые должны участвовать при досмотре автомобиля. Эта обязанность закреплена в ст. 27.9. Причем поиском понятых должен заниматься инспектор, а не водитель. Тут возникает вопрос, является ли открытие капота досмотром. В законе сказано, что понятые нужны при нарушении конструктивной целостности автотранспорта. А соответственно, открытие крышки капота подходит под это понятие. Если же инспектор настаивает, что это будет осмотром, а не досмотром, то объясните ему, чтобы он не путал данные понятия. Так как визуальный осмотр не включает необходимость водителя производить какие-либо манипуляции с автомобилем. Поэтому он может любоваться капотом снаружи, сколько ему вздумается.
  3. Также в регламенте прописывается, что инспектор может предложить водителю выйти из ТС для сверки номера авто. А соответственно, это право прошения не является обязанностью водителя. Поэтому вы, как водитель, можете только дернуть рычаг, чтобы открыть капот. А все остальные действия должен проводить инспектор сам. Но далеко не многие инспекторы захотят пачкать руки об чужие грязные капоты.

Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке.

Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Заключение

В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:

  1. Если вас остановили, обязательно попросите первым делом документы инспектора. В последнее время на дорогах действует очень много мошенников. В том числе случаются случаи, когда злоумышленники использовали их форму. К тому же сотрудник сразу сделает вывод о том, что вы тоже дотошный водитель и просто так с вами лучше не связываться.
  2. Предоставьте свой комплект документов. Помните, что выходить из машины вы не обязаны. Поэтому лучше сидите за рулем.
  3. Если вам предложат пройти проверку номеров с открытием капота обязательно попросите пригласить понятых. Их должно быть двое. И искать их вы не должны. Это обязанность инспектора. Не соглашайтесь проводить проверку без них. Вполне вероятно, что если он не найдет понятых, инспектор просто вас отпустит.
  4. Помните, что сотрудник ГИБДД не имеет проверять ваши сумки. Это считается досмотром. Поэтому для этого также должны присутствовать понятые и должен составляться специальный протокол. При этом досмотр должен проводиться сотрудником того же пола, что и сам водитель. Поэтому девушки имеют право отказать мужчине инспектору в личном досмотре.
  5. Не соглашайтесь поднимать капот, пока инспектор не начнет составлять соответствующий протокол.

Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.

Источник: https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/oformlenie-dokumentov/inspektor-trebuet-otkryit-kapot.html

Инспектор ДПС просит открыть капот — что делать?

Иногда после проверки документов, предъявленных водителем, сотрудник ГИБДД просит выйти из автомобиля и открыть капот. Данное требование несколько нестандартно и часто вызывает у сидящего за рулем недоумение. Как вести себя в подобной ситуации? Стоит ли выполнять указание, или можно отказаться?

Зачем «гаишнику» моторный отсек?

Пункт 31 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень процедур, которые уполномочены проводить полицейские.

Инспектор ГИБДД вправе проверять не только документы (права, СРТС, полис ОСАГО), но и регистрационные знаки, номера шасси, кузова, идентификационные символы (VIN-код).

Читайте также:  Сколько нужно хранить квитанции жкх

Кроме того, сотрудник ДПС может проводить оценку технического состояния эксплуатируемого (движущегося по дороге) автомобиля.

Идентификационный номер машины (VIN-код) во многих случаях проще всего считывается именно под капотом. Это и является причиной, по которой «гаишник» просит показать отсек.

Некоторые инспекторы ГИБДД с подозрением относятся к старым автомобилям, особенно тем, которые выпущены отечественными производителями. Они предпочитают перестраховаться и поверить, исправны ли обозримые узлы и агрегаты.

При выявлении поломки в отношении водителя составляется протокол по статье 12.5 КоАП РФ.

Источник изображения: kp.ru

Нужно ли открывать капот для сотрудника ГИБДД?

Первое, что следует сделать — задать вопрос о том, зачем необходим осмотр. Если целью является контроль технического состояния или проверка идентификационных символов, нужно поинтересоваться, почему у инспектора возникли подозрения.

Возможно, у него на руках есть ориентировка на похожий автомобиль или распоряжение о проведении рейда.

Такая процедура не подразумевает присутствия двух понятых, поэтому лучше не спорить: резкий отказ может затянуть процесс и вызвать у полицейского ненужные подозрения.

Чтобы обезопасить себя от возможных неправомерных действий, нужно воспользоваться видеокамерой в мобильном телефоне. Применение записывающих устройств почти всегда «дисциплинирует» инспекторов ГИБДД. Зная, что их действия фиксируются, даже самые суровые стражи порядка начинают вести себя более корректно.

Источник изображения: kolesa.kz

Чето делать водителю?

Если выяснится, что неисправность автомобиля действительно присутствует, сотрудник полиции вправе временно задержать транспортное средство и направить его на специализированную стоянку. Забрать его можно будет только при помощи эвакуатора или после устранения неполадки. Стоимость перемещения и хранения машины возмещать придется водителю.

В случае обнаружения нечитаемых символов VIN-кода инспектор ГИБДД будет вынужден провести инструментальное исследование, что тоже повлечет некоторые временные затраты. Если есть уверенность, что номера не «перебивались», волноваться не стоит. Сотрудник ДПС убедится в их подлинности и позволит автовладельцу продолжить путь.

Ситуация, как и многие другие, двоякая. В законе нет четкого указания на то, что водитель обязан открывать капот по требованию полицейского. Однако у последнего права проводить проверку никто не отнимал. Поэтому лучше открыть капот, чем ввязываться в ненужную дискуссию.

Источник: RuDorogi.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rudorogi/inspektor-dps-prosit-otkryt-kapot—chto-delat-5c21d62493f5e900aa16761a

Судебные споры с государсвтенными органами

Конституционный суд: Срок давности за неуплату штрафа составляет три месяца

Вчера Конституционный суд РФ обнародовал важное решение, которое касается очень многих автомобилистов. Высшая судебная инстанция занялась штрафами. Свое определение Конституционный суд вынес по запросу мирового судьи судебного участка N 56 Нерчинского района Забайкальского края.

Мировой судья попросил Конституционный суд проверить на конституционность часть 1 статьи 4.5 и часть 1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Для тех, кто не очень силен в номерах статей наших кодексов, поясним — эти две статьи говорят о том, в какие сроки наказанным в административном порядке нарушителям Правил дорожного движения надо оплатить штрафы.

Напомним, что отечественный Кодекс РФ об административных правонарушениях обязывает гражданина уплатить назначенный ему штраф в течение 60 дней. То есть двух месяцев. Если нарушитель этого не сделает, то серьезно осложнит себе жизнь. Но несогласных со штрафами, просто ленивых и прочих забывчивых неплательщиков от этого меньше не становится.

Для таких неплательщиков в КОАПе есть соответствующие статьи. Так, согласно статье 20.25, гражданин может быть повторно оштрафован, но уже в двукратном размере. А может быть, и приговорен к аресту на срок до 15 суток или обязательным работам для нужд своего родного населенного пункта.

Правда, в неуплате штрафов в прописанные в законодательстве сроки далеко не всегда бывают виноваты нерадивые водители. Нередко случается, что бумаги из ГИБДД идут в суд окольными путями либо почта не спешит.

Предыстория нынешнего дела, которое рассмотрел Конституционный суд, такова. В январе нынешнего года на рассмотрение мирового судьи города Нерчинск Забайкальского края поступило дело в отношении автолюбителя, который вовремя не заплатил штраф в 500 рублей.

Мировой судья не стал его рассматривать. И объяснил почему. Так, по мнению судьи, срок давности по статье 20.25 Кодекса об административных правонарушениях истек еще за неделю до поступления дела.

Но не все согласились с решением судьи. Одним из несогласных оказался районный прокурор. Он не согласился с судебным решением, потому как, по его мнению, срок давности составляет не 3 месяца, а целый год. Исходя из этого, он опротестовал решение мирового судьи.

Районный суд поддержал позицию надзорного ведомства и вернул дело мировому судье. При повторном рассмотрении тот был вынужден наказать автомобилиста, назначив тому минимальное наказание — штраф в 1000 рублей.

Но история повторилась — буквально через три недели к тому же нерчинскому мировому судье вновь поступило дело по статье 20.25 КоАП. На этот раз судья решил обратиться с запросом в Конституционный суд РФ.

По материалам, поступившим из Забайкальского края, было вынесено определение. Конституционный суд РФ в своем определении подчеркнул, что, хотя сама по себе спорная статья КоАП не нарушает Конституцию РФ, применение нормы было неправильным.

Годичный срок давности установлен только за нарушения законодательства об исполнительном производстве. Например, за воспрепятствование судебному приставу или невыполнение его требований.

А вот неуплата штрафа, записал в своем решении Конституционный суд, относится к правонарушениям против общественного порядка и безопасности.

Соответственно, по ней срок давности по «автонарушительной» статье КоАП составляет три месяца.

Из всего сказанного высшая судебная инстанция страны сделала вывод — первоначальное решение, вынесенное мировым судьей, было правомерным.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6534 (262)

Источник: https://www.lawnow.ru/forum/forum24/topic500/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector