Госпошлина гпк: особенности уплаты государственного сбора

Государственная пошлина — понятие и элементы

Госпошлина ГПК: особенности уплаты государственного сбораСогласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При установлении государственной пошлины законодатель определил следующие элементы ее взимания:

Налоговым кодексом РФ также установлены особенности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, осуществления возврата (зачета) государственной пошлины, а также порядок осуществления налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины.

Некоторые элементы юридического состава государственной пошлины установлены законодателем только в отношении оплаты конкретного вида юридически значимого действия. Так, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска. Цена иска в данном случае носит характер «налоговой базы».

Такой же характер носит сумма договора при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными должностными лицами; стоимость имущества, на которое переходят по наследству имущественные права при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону.

Плательщики государственной пошлины

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Понятия физических лиц и организаций раскрывается в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. К физическим лицам причисляются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

К организациям Налоговый кодекс РФ относит российские и иностранные организации. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 Налогового кодекса).

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

  • в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Объекты взимания государственной пошлины

  • Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины.
  • Юридически значимые действия — это такие действия, с совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у заинтересованного лица.
  • С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены следующие действия:
  • действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
  • действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
  • действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
  • нотариальные действия;
  • действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
  • государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Государственной пошлиной не облагаются вышеуказанные юридически значимые действия, если они совершаются, во-первых, консульскими учреждениями, а во-вторых, частными нотариусами.

За совершение указанных действий консульскими учреждениями взимается не государственная пошлина, а иной платеж — консульский сбор (п. п. 1, 2 ст. 333.16 НК РФ и п. 9 Указа Президента РФ N 1330 от 5 ноября 1998 г. «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ»).

Что же касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то они вместо государственной пошлины взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 333.24 НК РФ и абз. 2 ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, которое соответствует принципу — без уплаты сбора не может быть совершено юридическое действие, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий), или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В главе 25.3 НК содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ);
  • при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов государственная пошлина уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (подп. 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Кроме того, при предъявлении ювелирных, других бытовых изделий на опробование и клеймение, при предъявлении различных предметов и материалов на экспертизу, при проведении экспертизы на территориях музеев и экспертизы драгоценных камней по запросу правоохранительных органов государственная пошлина уплачивается до выдачи соответственно изделий или результатов экспертизы (п. 1 ст. 333.32 НК РФ).

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленном ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ воспроизводит один из основных принципов исполнения налоговой обязанности, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение полностью распространяется на плательщиков сборов (п. п. 1, 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 указанного информационного письма).

Исключения из принципа непосредственной уплаты государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют случаи, когда государственная пошлина уплачивается правопреемником замененной по определению суда стороны по делу, если она не была уплачена замененной стороной (п. 5 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий.

Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Из п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ следует, что факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией или платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях по применению главы 25.

3 Налогового кодекса конкретизировал понятие «отметка банка об исполнении платежного поручения» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г.

N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»). Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

  • в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа);
  • в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).

Учитывая рекомендательный характер данных Высшим Арбитражным Судом РФ разъяснений, некоторые федеральные арбитражные суды принимают в качестве доказательств факта уплаты государственной пошлины не только платежное поручение с подлинной отметкой банка о списании со счета плательщика денежных средств, но и платежное поручение и выписку из лицевого счета плательщика (Постановление ФАС ВСО от 11.01.2006 по делу N А78-2488/05-С1-1/85-Ф02-6657/05-С2).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоговым кодексом РФ установлен ряд особенностей уплаты государственной пошлины, а именно:

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.22 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333.25 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, установлены ст. 333.27 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, установлены ст. 333.29 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора установлены ст. 333.32 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации установлены ст. 333.34 Налогового кодекса РФ.

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. N 03-05-06-03/41266 разъяснено, что взимание с плательщиков государственной пошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему Российской Федерации через банковские терминалы является неправомерным, так как:

  • согласно пункту 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;
  • при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ);
  • правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК РФ);
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК РФ).
Читайте также:  Можно ли иметь двойное гражданство в украине

Недопустимо взимать комиссию и в том случае, когда госпошлина уплачивается за счет электронных денег налогоплательщика (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41141).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/gosposhlina.html

Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

  • 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
  • 1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  • 2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
  • 3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
  • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
  • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
  • 4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
  • 5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
  • 6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
  • 7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

  1. 11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
  2. 12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
  3. 13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
  4. 14) утратил силу.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.20 НК РФ

Любой истец, прежде чем подавать исковое заявление, обязан перечислить государственную пошлину. В противном случае его заявление не примут. Размеры государственной пошлины зависят от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. Сумму иска истец определяет самостоятельно. В соответствии с ее размером и будет исчисляться подлежащая уплате государственная пошлина.

Если истец затрудняется определить цену иска в момент его предъявления, то размер государственной пошлины может быть предварительно установлен судьей с последующей доплатой недостающей суммы на основании цены иска, которая определится при разрешении дела. В этом случае Налоговый кодекс дает 10 дней на оплату государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда.

Помните, что за исковое заявление, в котором одновременно содержатся требования имущественного и неимущественного характера, придется платить совокупную госпошлину. А в случае увеличения суммы исковых требований госпошлину придется доплатить, в случае уменьшения — можно вернуть излишне перечисленную сумму (пп. 10 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Исковые заявления о разделе имущества, находящегося в общей собственности, или о выделе из него доли, а также о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

— если спор о признании права истца на это имущество судом ранее не рассматривался, то госпошлина исчисляется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. То есть при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, госпошлина будет зависеть от цены иска;

— если ранее суд уже выносил решение о признании права истца на указанное имущество, то в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина составит 100 руб. для физических лиц и 2000 руб. — для организаций.

Возможна ситуация, когда одна из сторон выбывает из дела (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) и суд вынес определение о замене этой стороны ее правопреемником. В таком случае правопреемник уплачивает государственную пошлину, только если этого еще не сделала замененная сторона.

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ. Таким образом, указанные суды по ходатайству истца, заявителя могут предоставить им отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на 1 год (п. 1 ст. 333.41, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она была предоставлена.

Ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается судом без рассмотрения.

Документы, приложенные в подтверждение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, должны свидетельствовать о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

  • К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
  • — подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);
  • — подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.
  • Как свидетельствует практика, отсутствие указанных документов может стать основанием для
  • принятия судом решения об отказе в удовлетворении ходатайства.

Источник: http://stNKRF.ru/333-20

Особенности уплаты государственной пошлины

Законом предусматриваются некоторые особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям. По искам имущественного характера, подлежащим оценке, размер государственной пошлины исчисляется исходя из цены иска, которая указывается истцом. В соответствии со ст.91 ГПК РФ цена иска определяется следующим образом:

  • 1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
  • 2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • 3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
  • 4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
  • 5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
  • 6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
  • 7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
  • 8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
  • 9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
  • 10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
Читайте также:  Сколько нужно хранить квитанции об оплате жкх

Следует обратить внимание на то, что в случае явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч.2 ст.91 ГПК РФ).

Встречаются ситуации, когда вообще затруднительно определить цену иска в момент его предъявления. В этом случае размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела.

Указание на целый ряд особенностей, связанных с уплатой государственной пошлины в различных правовых ситуациях содержится в ст.333.20 НК РФ.

  • Так, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
  • Существуют определенная специфика в определении размера государственной пошлины по делам о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также делам о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе. В этих случаях размер государственной пошлины исчисляется по следующим правилам:
  • * если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом, то размер государственной пошлины составляет:

при цене иска до 10 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 200 руб.;

от 10 001 руб. до 50 000 руб. — 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;

от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 1 600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;

от 100 001 руб. до 500 000 руб. — 2 600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;

свыше 500 000 руб. — 6 600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.;

  1. * если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество, то размер государственной пошлины составляет:
  2. для физических лиц — 100 руб.;
  3. для организаций — 2 000 руб.

Необходимо обратить внимание и на другие особенности уплаты государственной пошлины. Так, при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина в соответствии с общими положениями, установленными ст.333. 19 НК РФ.

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается.

Государственная пошлина не уплачивается при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается.

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

  • В случае подачи исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.
  • По делам о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.
  • Если судом производится замена выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах), то государственная пошлина уплачивается правопреемником, только тогда, когда она не была уплачена замененной стороной.
  • В случае отказа в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.

Существует некоторая особенность в оплате государственной пошлиной надзорных жалоб. Так, при подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивается только в случае, если решения или определения по данным делам не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке.

Источник: https://vuzlit.ru/1455423/osobennosti_uplaty_gosudarstvennoy_poshliny

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий.

Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.Дмитрий Самигуллин, специально для ИА «Клерк.

Ру»

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.

16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.

17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения.

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.

Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

1. Уплата госпошлины представителем.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п.

1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/91009/

Государственная пошлина: порядок уплаты и исчисления

В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 333.16-333.42).

Особенности уплаты государственной пошлины

При уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (т.е. НК РФ):

  1. льготы (освобождение от уплаты) (согласно ст. 89 ГПК РФ );
  2. отсрочки или рассрочки (согласно ст. 90 ГПК РФ);
  3. возврат (полностью или частично), а также зачет (устанавливаются ст. 333.40 НК РФ).

Указание на ряд особенностей, связанных с уплатой государственной пошлины в различных правовых ситуациях, со­держится в ст. 333.20 НК РФ.

По делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

  1. при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  2. цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
  3. при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
    • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
    • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
  4. при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ;
  5. при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
  6. в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
  7. при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;
  8. в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;
  9. при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ;
  10. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
  11. при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
  12. при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
  13. при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Читайте также:  Прописка несовершеннолетнего - чем может грозить

Государственная пошлина уплачивается в наличной или без­наличной форме

  • лицом, обратившимся в суд общей юрисдикции или к мировому судье до подачи исково­го заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) (ст. 333.18 НК РФ);
  • ответчиком (в случае, если истец освобожден от уплаты государственной по­шлины, пропор­ционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда).

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (миро­выми судьями), факт уплаты государственной пошлины платель­щиком подтверждается:

  1. в безналичной форме  — платежным поруче­нием с отметкой банка о его исполнении;
  2. в наличной форме:
    • квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо
    • квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется (п. 3 ст. 333.18 ГПК РФ).

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК РФ соответственно для орга­низации и физических лиц (п. 4 ст. 333.18 НК РФ).

  • Уплаченная банком при обращении в суд госпошлина подлежит отражению на балансовом счете N 60323 «Расчеты с прочими дебиторами»
  • Сумма госпошлины учитывается на указанном балансовом счете до момента ее возмещения, если судом принято решение в пользу кредитной организации.
  • В противном случае эта сумма списывается со счета N 60323 за счет сформированного резерва на возможные потери или (при недостаточности резерва) относится на расходы с отражением в Отчете о финансовых результатах по символу 48602 «Судебные и арбитражные издержки».

См. Информацию Банка России от 18.05.2016 «Разъяснение по вопросу, связанному с отражением в бухгалтерском учете государственной пошлины, взимаемой при обращении в судебные органы».

Возврат государственной пошлины при возвращении (отказе в принятии) искового заявления

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvennaya-poshlina-poryadok-uplati-i-ischisleniya

Госпошлина ГПК: особенности уплаты государственного сбора

Все государственные услуги, к которым прибегают граждане, подлежат особой форме налогообложения. Госпошлина ГПК строго регламентируется по ситуации, в которой оказались стороны. Государственный сбор выплачивается любым истцом, инициировавший обращение в суд для решения своего вопроса.

Пошлина не является стабильной величиной, ее размер может варьироваться. Цель выплаты в том, чтобы гражданин оплатил возникшие расходы со стороны госслужбы, принявшей участие в урегулировании конфликта.

Однако пошлина уплачивается не всеми, существует несколько категорий лиц, которые законно освобождаются от любых выплат. Также закон допускает в отдельных случаях рассрочку или выплату долями, если истец материально не обеспечен.

Однако такое положение требуется подтверждать документально.

Размер пошлины напрямую зависит от стоимости иска, поданного в суд. Ценность иска определяется несколькими составляющими и зависит от позиции истца. Налоговый кодекс вывел строгую зависимость величины госпошлины от оценочной стоимости иска.

Невозможно, чтобы пошлина была одинаковой для каждого заявителя. В некоторых случаях становится возможным возврат уплаченной пошлины: частичный или полный.

Статья ГПК по определению льготных групп

Законодатель стремится не просто собрать взносы с граждан за госуслуги. Статья 89 ГПК определяет список тех участников, кто может быть освобожден от выплаты пошлины. По сути, статья стала отсылочной и применима к нормам Налогового кодекса.

Законом регламентируются каждые отношения, и не имеет значения статус. Основа льгот — возможность получить судебную помощь для любой категории граждан. Именно по этой причине некоторые категории не уплачивают госпошлину при обращении:

  • иски по алиментам;
  • иски к работодателю (взыскание долгов по заработной плате);
  • исковые заявления по требованию возмещения вреда (увечье, тяжкие расстройства);
  • при восстановлении на своем служебном месте;
  • иски о защите прав на интеллектуальную собственность.

Госпошлина ГПК РФ может выплачиваться частями или быть аннулирована, если доказано документами бедственное положение инициатора судебного дела. Однако при этом сам истец вполне может обратить все издержки любого вида в сторону ответчика.

Для этого заявляется им ходатайство перед судом. Но суд для начала проводит оценку финансового положения всех участников процесса. И только на основании своего опыта и законной целесообразности выносит нужное определение.

Частная жалоба: надо ли платить пошлину

Не всегда суд относится с должной ответственностью к каждой ступени проходящего процесса. Иногда рассмотрение проходит поверхностно или предвзято. Бывает и так, что истец вынужден подавать вторичные иски, самостоятельно высчитывать и определять стоимость госпошлины.

Не все заранее знают, что в законодательстве нет статьи, которая принуждала или обязывала бы стороны самостоятельно выводить расчет пошлины. В несовершенной судебной системе бывает и так, что истцу просто вручают постановление суда, определение без разъяснений.

И тогда участнику первого процесса остается подать частную жалобу на определение действий первой инстанции. При этом нельзя путать частную жалобу с апелляцией. В одном случае рассматривается обоснование решения, принятого судом, в другом — законность его действия.

В обоих случаях истец не должен ничего оплачивать. А если это случилось, то обратиться к второй инстанции с заявлением. Поводом для частной жалобы может стать много факторов. Но чаще всего жалобы подают в том случае, когда:

  • решение суда мешает продвижению дела;
  • необоснованно прекращено само дело;
  • не рассмотрена апелляция в нужные сроки.

Гражданам необходимо знать, что на суд накладывается обязанность не просто выносить определения по возврату госпошлин. Каждое действие суда должно разъясняться сторонам и подкрепляться нормативными актами.

Пошлина для пенсионеров и инвалидов

Если пенсионер подает исковое обращение в суд, то государственный сбор с него берется в полном объеме. Одно наличие пенсионного возраста не является основанием для освобождения от уплаты.

Если только пенсионер неимущий или имеет маленький доход, он вправе просить о снижении пошлины или рассрочке. От имущественных пошлин освобождаются только инвалиды критических групп: 1 и 2 группа. Пенсионеры в этих случаях платят все в той же степени, как любой гражданин РФ.

Если подается иск на что-то и невозможно дать оценочную стоимость, пошлина будет равна 200 рублям, если речь о физическом лице.

Если заявление подается юридическим лицом или компанией, размер пошлины увеличивается до 4 000 рублей.

Когда оспаривается полностью или частично какое-то решение государственной власти, пошлина также должна быть уплачена. Иначе без квитанции не примет ни одна инстанция заявление на рассмотрение суда.

Интересный материал о расчете государственных пошлин в судах:

Порядок обращений

Составляя обращение в виде любого иска, гражданин обязан придерживаться норм, оговоренных в статье 131 ГК. Закон не требует полного соответствия, однако общих правил надо придерживаться. В иске необходимы определенные данные:

  • наименования/названия и данные всех участников;
  • информация о сути дела;
  • причины обращения в судебную инстанцию;
  • в чем выражается нарушение прав и свобод гражданина РФ.

В пакете документов обязательна квитанция по уплате государственного сбора. Выплата производится инициатором тяжбы. Это обусловлено тем, что при обращении человек обязан быть уверенным в правоте притязаний относительно ответчика.

В суд необходимо предоставить доказательства, указывающие на невозможность мирного досудебного урегулирования. Важно соблюсти все тонкости и требования. Так, копий заявления должно быть столько, сколько людей принимает участие в процессе.

Пошлина позиционируется не только как сбор в пользу государства и его органов управления. По мнению закона, выплата госпошлины уже косвенно указывает на серьезность и продуманность позиции истца.

Но важно помнить, что все издержки и траты на выплаты сборов возможно восполнить при условии, что суд примет разумность позиции инициатора.

Источник: https://grazhdaninu.com/nalogi/gosposhlinyi/gpk.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector