«лесная амнистия»: что это такое, как ей воспользоваться, закон

Что такое лесная амнистия

Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами.

Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:

  • Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
  • Либо несколько вклинивается в нее.

Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.

Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то  в соответствии  с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру.

Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда.

То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.

Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.

Принятие закона об лесной амнистии

Юридическим основанием для данной новации явилось постановление российского Конституционного суда. Эта инстанция вынесла решение о том, что недопустимо отбирать у людей их наделы. Или их части на том только основании.

Что они располагаются в соприкосновении с территорией, относимой к лесному фонду, либо же пересекаются с ней.

Приоритет в любом случае должен быть отдан правам фактических владельцев земли, даже если в ее оформлении существуют некоторые погрешности.

После этого в июле 2017 году российским парламентом был принят специальный Федеральный закон №280-ФЗ.

Он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Именно этот нормативный акт получил краткое неформальное название закона о лесной амнистии. Плюсы и минусы вновь введенного порядка станут понятны в будущем в ходе реального применения данного закона.

Содержание лесной амнистии

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей  участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса.

Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку.

Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Какие документы принимаются во внимание по лесной амнистии?

В соответствии с законом о лесной амнистии, если согласно лесному реестру данный надел относится к лесному фонду. А согласно иным документам — к иной категории. К примеру, к землям сельскохозяйственного назначения, действительными считаются именно сведения в других документах, а не в лесном реестре. Речь, к примеру, может идти об информации в Едином госреестре недвижимости.

Исключение составляют земли, которые относятся к особо охраняемым территориям, в том числе заповедникам и заказникам. Выделение участков в пределах таких образований всегда не приветствовалось законодательством. Поэтому они безусловно продолжают относиться к лесному фонду и переоформить такие участки не получится.

Особая ситуация с землей промышленного назначения. Для ее владельца весьма желательно, чтобы на ней располагался дом или иной объект недвижимости. Права на который им надлежащим образом зарегистрированы. В ином случае закрепление своих прав на него сильно усложнится.

Как оформить лесную амнистию

Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.

Источник: https://prozemlu.ru/lesnaya-amnistiya-v-2019-godu/

Росреестр объяснил, как воспользоваться "лесной амнистией"

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой — ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

ВС объяснил, можно ли убрать «посторонние» конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться «лесной амнистией» пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту «РГ» в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина — пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло — грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о «лесной амнистии», участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».

А в Псковской области есть другие примеры, когда «лесная амнистия» начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в «лесной амнистии» — это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки «в связи с уточнением местоположения границ земельного участка». Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу — Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне «занятой городскими лесами, землями лесного фонда».

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог — государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о «лесной амнистии» шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит «лесная амнистия», граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как «лесная амнистия» заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

Читайте также:  Опекунство над недееспособным человеком: права и обязанности

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения «лесной амнистии». В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по «формальным основаниям». Слова, что такие основания являются именно «формальными», не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

  • В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях — это права законных правообладателей земельных участков.
  • Компетентно
  • Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

— Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона.

Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

  1. Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.
  2. Справка «РГ»
  3. Росреестр разъяснил читателям «РГ» на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка.

В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина — участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.

2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Источник: https://rg.ru/2018/01/10/rosreestr-v-2018-godu-zakon-o-lesnoj-amnistii-zarabotaet-v-polnuiu-silu.html

Как воспользоваться «лесной амнистией»? -Статьи

Как воспользоваться «лесной амнистией»?

Федеральный закон «о лесной амнистии» — это довольно масштабный и подробный нормативный акт, регулирующий разные ситуации. При таких обстоятельствах не существует единого рецепта для всех, позволяющего на основании данного закона решить все свои проблемы с лесными и нелесными участками. Постараюсь в этой статье описать наиболее типичные примеры.

ПРИМЕР №1.

Гражданину в древние времена (а именно до 08.08.

2008 года) был предоставлен на каком-либо праве (в том числе в аренду) земельный участок для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства.

Впоследствии выяснилось, что участок попал в границы лесничества или лесопарка. На этом основании гражданину отказывают в строительстве на данном участке. По указанной причине возникла необходимость изменить категорию участка.

РЕШЕНИЕ:

Данные в ЕГРН о категории земельного участка подлежат изменению (п. 5 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции). Участку должна быть присвоена категория «земли населенных пунктов» (если участок попал в границы населенного пункта) или «земли сельскохозяйственного назначения» (если не попал). Из лесного реестра участок должен быть исключен.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Все необходимые действия Росреестр по закону может выполнить и без участия правообладателя земельного участка. Однако если он этого не сделал, то нужно обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением. Категория земли должна быть изменена при наличии одновременно следующих условий:

  • участок должен иметь один из следующих видов разрешенного использования: для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;
  • участок должен быть предоставлен первому владельцу не позднее 08.08.2008. Если Вами участок был куплен у первого владельца после этой даты, ничего страшного, Вы все равно попадаете под «лесную амнистию»;
  • участок не должен по каким либо сведениям попадать в категорию ООПТ (особоохраняемые природные территории), а это значит, он не должен располагаться на территории заповедников, заказников, объектов культурного наследия и т.п.;
  • если участок по каким-либо сведениям попадает в категорию земель промышленности, то на нем должен располагаться объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано, в противном случае применение «лесной амнистии» сильно усложняется;
  • на участок сельскохозяйственного назначения не должно быть документально подтвержденных сведений о его нецелевом использовании;

Изменив категорию участка в ЕГРН, Росрестр обязан сам уведомить об этом орган по контролю и надзору в области лесных отношений (п. 12 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).Безусловно, в реальной жизни все может выглядеть совсем не так гладко, как на бумаге.

Практика показывает, что в настоящее время все вопросы категорий земли и разрешенного использования очень запутаны и часто не укладываются в схемы, разработанные в кабинетах законотворцев.

И все-таки, хочется надеяться, что в Вашем случае «лесная амнистия» поможет легко и быстро решить возникшую проблему.

Пример №2.

Гражданину или организации на праве собственности принадлежит здание, право на которое возникло до 01.01.2016, и собственник наконец собрался оформить права землю под своим объектом в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.

Однако в процессе оформления выяснилось (или всегда было известно), что здание расположено на землях лесного фонда, в связи с чем образование такого участка и его постановка на кадастровый учет сопровождались множеством сложностей.

Решение:

В соответствии со ст. 4.7.

Федерального Закона «О введении в действие Лесного Кодекса» земельные участки под объектами недвижимости, возведенными не для нужд лесопользования, образуются в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества и лесопарка не является препятствием для его постановки а на кадастровый учет (п. 2 ст. 60.2 218-ФЗ)

Что делать:

1.Подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Лучше это сделать с помощью кадастрового инженера.2.Обратиться в уполномоченный орган для ее утверждения. Кто является уполномоченным органом, см. ниже.3.

Уполномоченный орган обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить такую схему. При этом в решении о предварительном согласовании категория земли указывается, исходя из разрешенного использования здания.

Перевод земли из земель лесного фонда в другую категорию не требуется.

4.Подготовить межевой план.

5.Обратиться в кадастровую палату с заявлением о кадастровом учете нужного участка.6.Заключить договор аренды или купли-продажи земельного участка.7.Зарегистрировать право.В процессе оформления таких участков неизбежно возникает вопрос о том, какой орган вправе ими распорядиться, т. е. заключить договор аренды или купли-продажи земельного участка, а так же утвердить его схему в процессе образования. В силу положений Лесного Кодекса все участки, расположенные на землях лесного фонда, автоматически относятся к федеральной собственности (п. 1 ст. 8 Лесного Кодекса РФ). Распоряжение федеральным имуществом осуществляют территориальные управления Росимущества. Однако, в силу ст. 83 ЛК РФ большая часть функций по распоряжению лесными участками передана органам власти субъектов федерации, уполномоченным в области лесных отношений (для Челябинской области это Главное управление лесами). Таким образом, полагаю, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории тоже является функцией этого органа.Однако не все так просто. Во-первых, ст. 83 ЛК РФ передает региональному управлению лесами не любые функции по распоряжению лесными участками, а совершенно конкретные: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;Таким образом, ничего не сказано о возможности данных органов заключать договоры купли-продажи участков под зданиями. И это неудивительно, ведь сама такая возможность появилась только сейчас на основании «лесной амнистии».Во-вторых, необходимо учитывать, что после постановки такого земельного участка на кадастровый учет, его категория в силу закона должна изменится автоматически. Сохранится ли у «лесников» право заключить договор аренды такого участка? Если нет, то кто им будет распоряжаться? Гадать можно долго. Очень бы хотелось увидеть официальные разъяснения по этому вопросу.

  • Минэкономразвития таких разъяснений пока не дало.
  • Пример №3.

Гражданину (организации) в некие давние времена (до 01.01.2016 года) был предоставлен земельный участок на каком-либо праве.

Участок был внесен в кадастр декларативно, а это значит, что ему был присвоен кадастровый номер, однако межевание сделано не было, и границы участка не были определены с помощью координат.

И вот правообладатель решил сделать межевание и внести в кадастр точные сведения о границах своего участка, однако не смог: было выявлено пересечение границ его участка с границами лесного участка, лесничества или лесопарка.

Решение:

В силу пунктов 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции пересечение границ участка с границами лесничества или лесопарка не является препятствием для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Что делать:

Обратиться в орган по кадастровому учету повторно с тем же заявлением об уточнении границ земельного участка. К заявлению, конечно, необходимо приложить межевой план. При этом кадастровый инженер вправе в своем заключении указать на наличие такого обстоятельства, как пересечение с границами лесничества или лесопарка. До 01.01.

2023 года не требуется согласование с «лесниками» общей границы, если участок удовлетворяет критериям, описанным в Примере №1. Если участок не удовлетворяет данным критериям, то согласование проводить нужно, однако до 01.01.

2023 «лесники» не могут отказать в согласовании, если площадь участка отличается от титульной (указанной в правоустанавливающем документе) менее, чем на 10% (пункты 9,10 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ).

Пример №4.

Участок вообще не состоит на кадастровом учете, при этом был предоставлен до 01.01.2016 года.

Решение:

Эта ситуация является странной и нетипичной. Все участки, отведенные до вступления в силу ЗК РФ, как правило, внесены в кадастр в порядке межведомственного информационного взаимодействия без участия их правообладателей и сейчас состоят на кадастровом учете хотя бы декларативно.

Участки, отведенные после этой даты, всегда отводились только по результатам кадастрового учета. Таким образом, участков, отведенных на основании правоустанавливающих документов, но не состоящих на кадастровом учете практически не должно было остаться.

Если же такая ситуация все-таки возникла, то ее необходимо разбирать индивидуально.

  1. Пример №5
  2. Судом было вынесено решение о лишении Вас права собственности на объект недвижимости на том основании, что он построен на лесных землях с нарушением лесного законодательства.
  3. Решение:
Читайте также:  Чем отличается тюрьма от зоны

Даже если решение суда уже вступило в законную силу, на основании норм нового закона можно заново предъявить иск о признании права собственности на утраченную недвижимость. Пока объект не снесен, за него можно бороться. К сожалению, никаких компенсаций бывшим владельцам снесенных объектов, закон не предусматривает.

  • Что делать?
  • Подготовить исковое заявление и обратиться в суд с требованием о признании права собственности.
  • Заключение:

Описать все ситуации, вытекающие из закона «о лесной амнистии» не представляется возможным. Как признают сами чиновники, в настоящее время этот закон работает «с большим скрипом», поскольку практика его применения пока не сформировалась. Если у Вас нет решения Вашей проблемы, запишитесь на консультацию к автору этого материала.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/articles/1398/

Администрация города Вятские Поляны

02.08.2018 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии». В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? 

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. 

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

 

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.

На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН. 

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения. 

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками.

Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей.

Указанное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года. 

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков. 

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов. 

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ.

Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН — к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы.

В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители прокуратуры и МВД России. 

  • Начальник отдела обработки документов 
  • и обеспечения учетных действий №1 
  • Балезина Елена Ивановна

Количество показов: 1059 Дата изменения: 02.08.2018 11:51:05

Источник: http://www.admvpol.ru/about/info/news/10276/

"Лесная амнистия"-незамеченная сенсация — блоги риэлторов | ЦИАН

29 июля 2017 г. опубликован федеральный закон 280-ФЗ /1/, получивший название — «лесная амнистия». Освещение закона в СМИ весьма слабое. С законом не знакомо не только население, но и лесхозы, органы регистрации, муниципалитеты, суды. И это весьма странно, т.к.

в кои-то веки депутаты снова что-то не запретили, а напротив — признали прошлые ошибки и облегчили жизнь собственникам недвижимости, граничащей с лесами. Для честного государственного пиара («какие мы молодцы и как мы заботимся о наших гражданах») появился абсолютно обоснованный повод.

Почему этим не пользуются, не понятно?

Итак, в чем суть нового закона? Остановимся в основном на том, что касается бытовой недвижимости (земельных участков для садоводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также соответствующих строений).

Проблема возникла из-за того, что более 10 лет учет лесов производился в упрощенном порядке, не «по пальцу» и не «по линейке», конечно, но с меньшей точностью, на основе лесоустроительной документации, без согласования границы со смежными землепользователями. В общем, как лесхозы нарисуют, так и будет «правильно». В 12 субъектах РФ площадь лесов превышает (по учету, конечно) площадь всего субъекта до 3-х раз(?!).

Выделенные в лесных массивах участки под садоводства и дачи не всегда выводились из лесфонда.

То же самое зачастую происходило с поселками лесозаготовителей и бывшими воинскими частями: эти территории, формально находясь в лесфонде, не могут развиваться как поселения. Владельцы участков не могут зарегистрировать права собственности на них.

Более того, участки и строения изымались по решению судов, в том числе в случаях наличия регистрации прав на них в Росреесте, без всяких компенсаций со стороны государства.

Массовый характер носят земельные споры с лесхозами в садоводческих и дачных товариществах, в том числе при виртуальных наложениях границ. Выиграть суд у лесхоза с целью легализации «прирезки» к площади такого участка было практически невозможно.

Согласование границы участка с лесхозом — изматывающее. Одному нашему клиенту Кадастровая палата предложила за свой счет уточнить границы лесного участка, граничащего с садовым участком, «в связи с изменением территории прилегающих лесничеств»….

В итоге имеем огромное количество пересечений реестровых границ лесных участков как между собой, так и с участками иных категорий.Только на территории Московской области количество пересечений с лесом составляет около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, равняется 184 378 гектаров /2/.

Всего по стране Росреестр называет 377 тысяч выявленных пересечений /4/. С учетом того, что в кадастре недвижимости учтено только 25% лесов, а межевание выполнено только на половине участков всех категорий, общее число существующих пересечений (виртуальных или реальных) оценивается в 1,5-2 миллиона /3/,/4/.

По новому закону, в случае наличия противоречий между Государственным лесным реестром (ГЛР) и данными о земельном участке, имеющимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), приоритет устанавливается за ЕГРН и данными об участке по правоустанавливающим документам. Что это означает на практике для «простого» дачника-садовода, которому привалило счастье иметь свою калитку в лес?

Во-первых, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами — к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016г. Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008г.), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Во-вторых, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года, 2) смежным земельным участком является лесной участок (п.9 ст.10 /1/).

Очень важно, какого же размера прирезка допускается при утонении границ участка с лесфондом. В соответствии с п.10 ст.

Читайте также:  Можно ли взять ипотеку в декрете - требования банков

10 /1/ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь участка увеличивается не более чем на 10 % площади, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах. Это отличается от общей нормы уточнения площади, предусмотренной п. 32 ч. 1. ст. 26 федерального закона № 218-ФЗ о регистрации недвижимости, по которому уточнять (увеличивать) площадь можно до минимальной нормы предоставления участков соответствующей категории и разрешенного использования. Любопытно, что инструктивное письмо Минэкономразвития /5/ допустимые размеры «прирезки» устанавливает по 218-ФЗ. Если отвергнуть предположение, что перед нами пример коррупционной «вилки», и на самом деле противоречий в двух законах нет, дословное применение двух законов в этой части позволяет уточнять площадь участка «до минимальной нормы предоставления», а возражать уполномоченный орган по лесным отношениям может, если превышение площади от документов составит более 10%. Заметим, что в любом случае увеличивать площадь участка более, чем на 10% чревато для собственника в пределах срока исковой давности (3 года), который может исчисляться с момента размещения уточненных сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте.

В-третьих, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах.

В четвертых, у собственников объектов недвижимости (не участков), зарегистрированных на землях лесного фонда до 1 января 2016 г., появилась возможность получить в собственность и прилегающий к строению земельный участок. Допустимые размеры земельного участка можно установить по /5/.

Наконец, в-пятых, судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, могут быть обжалованы.

Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу до дня вступления в силу /1/ судебным актом, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ.

Это положение означает возможность подачи нового иска о признании права собственности на недвижимость, которой граждане были лишены только на основании противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР.

Таким образом, Федеральным законом /1/ устанавливается, что само по себе нахождение недвижимости в границах лесничества не является достаточным свидетельством незаконности возникновения права на нее: законность возникновения прав должна быть проверена исходя из соблюдения требований закона при возникновении прав на недвижимость. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу /1/.

На бумаге все здорово. Но закон пока не работает. За первые 3 месяца действия он был применен, по разным данным, от 50 до 150 раз, соответственно для полного решения проблемы при таких темпах нужно около трех тысяч лет. Чтобы не нарваться на некомпетентность чиновников собственникам целесообразно подождать накопления положительной правоприменительной практики.

Источники:

1.Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

2.Пояснительная записка к законопроекту 90991-1.

3.Где наши корни. Как «лесная амнистия» будет применяться на практике. «Российская газета-Неделя», № 7349(183), 16.08.2017.

4. Лесная амнистия. «Новая газета-Кубань»,03.08.2017.

5. Письмо Минэкономразвития РФ от 15 сентября 2017г. №26268-ВА/Д23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ”.

Источник: https://www.cian.ru/blogs-lesnaja-amnistija-nezamechennaja-sensatsija-274837/

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли

Целью «лесной амнистии» является приведение в порядок земельного статуса тех территорий, по которым данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) противоречат данным из государственного лесного реестра. При этом сведения из ЕГРН становятся приоритетными, если соблюдаются определенные условия.

Для Московской области «лесная амнистия» не менее актуальна, чем для других регионов России. На территории региона порядка 250 тысяч участков имеют спорный статус.

О том, какие документы нужно собрать для утверждения нового статуса земли, и на какие территории «лесная амнистия» не распространяется, читайте в материале портала mosreg.ru. 

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Кто может подать заявление о пересмотре статуса земли

Механизм «лесной амнистии» был запущен в 2017 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Владельцы земельных участков, права которых (или права предыдущих правообладателей) возникли до 1 января 2016 года, могут подать заявление на амнистию. Принадлежность такого участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (при их отсутствии в соответствии с правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки). При этом важно, чтобы данные участки не относились к следующим категориям земель:

  • землям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
  • землям обороны, безопасности, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, или землям иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом у уполномоченного органа должны быть сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.

В результате орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания площади лесного участка и местоположения его границ, чтобы исключить их пересечение.

Что касается земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и эксплуатации жилого дома, то орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения для отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов. Узнать все подробности изменения статуса земли и возможности исключения участков из территорий лесного фонда можно из схемы, опубликованной на сайте госуслуг Подмосковья.

  • Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>
  • Порядок получения услуги 
  • Услугу можно получить на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.
  • Для  получения госуслуги необходимо: 

— зайти  на портал uslugi.mosreg.ru.

  1. — в разделе «Земля и стройка» подразделе «Оформление земельных участков» найдите услугу «Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН».
  2. — заполнить формы и приложите документы правообладателя.
  3. Через 10 дней в личном кабинете можно проверить статус оказания услуги.
  4. Как получить землю многодетной семье в Московской области>>
  5. Сроки «лесной амнистии» в Подмосковье
  6. В соответствии с Федеральным законом сведения государственного лесного реестра должны быть приведены в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости до 1 января 2023.
  7. Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>
  8. Иван Пышечкин

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/lesnaya-amnistiya-v-podmoskove-kak-izmenit-status-zemli

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

22.10.2018

Долгое время права на земельные участки, в том числе предназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства регистрировались по упрощенной схеме.

То есть, владельцам таких участков не нужно было определять их границы для того, чтобы оформить их в собственность.

Аналогичным образом – без определения границ – на кадастровый учет ставились лесные участки.

Это привело к тому, что некоторые участки были учтены дважды, то есть поставлены на учет и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости. По закону, земля, находящаяся в границах лесного фонда, не может использоваться владельцами для ведения садоводства или дачного хозяйства, на ней также запрещено строительство.

Раньше приятное соседство с лесными участками приносило счастливым обладателям таких земельных участков только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо, даже при наличии зарегистрированных прав, граждане рисковали быть лишенными этих прав в судебном порядке. 

Решить эту проблему призван так называемый Закон «О лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), вступивший в силу в августе 2017 года.

Этот закон призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился на землях лесного фонда. В 2018 году закон о «лесной амнистии» заработал в полную силу. 

Воспользоваться «лесной амнистией» при уточнении (формировании) границ принадлежащих гражданам земельных участков можно в случаях, если право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года, либо если на земельном участке расположен объект недвижимости, не предназначенный для нужд лесопользования, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2016.

Для того чтобы воспользоваться лесной амнистией, собственнику необходимо подготовить ряд документов. В первую очередь следует обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о возможности применения положений Закона о «лесной амнистии».

С готовым межевым планом можно обратиться в любой офис многофункционального центра «Мои документы» и подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет (учете изменений) земельного участка. В результате для земельного участка будет установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости, информация о таком земельном участке будет исключена из лесного реестра. 

Какой-либо конечный срок, после которого граждане не смогут воспользоваться «лесной амнистией», законом не установлен.

За период действия закона о «лесной амнистии» в Иркутской области поступило 343 обращения граждан и организаций о применении лесной амнистии при уточнении (формировании) границ принадлежащих им земельных участков. По 320 из них приняты положительные решения. Как отмечают в Минэкономразвития, за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Подытоживая сказанное, уже можно сделать вывод, что лесная амнистия в Иркутской области успешно применяется, в связи с чем гражданам необходимо знать и пользоваться предоставленными им этим законом возможностями.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/lesnaya-amnistiya-i-kak-ey-vospolzovatsya/?sphrase_id=12271167

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector