Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта Карта сайта

О типовых случаях конфликта интересов на муниципальной службе и порядке их урегулирования

22 декабря 2008 года в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" внесены изменения, согласно котором вводится новое понятие - конфликт интересов на муниципальной службе.

         Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего (далее – муниципальный служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

При этом, под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13  Федерального закона 25-ФЗ1, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

 Следует также учитывать, что личная заинтересованность муниципального служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья муниципального служащего, его родственников. В связи с чем, для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность муниципального служащего, используется термин «родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов муниципальных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;

выполнение иной оплачиваемой работы;

владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

получение подарков и услуг;

имущественные обязательства и судебные разбирательства;

взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;

         явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Основные требования об урегулировании конфликта интересов предусмотрены как законодательством о муниципальной службе Российской Федерации, так и законодательством о противодействии коррупции. Указанные требования включают в себя:

1) обязанность муниципального служащего в письменной форме сообщать непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

2) обязанность муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

3) обязанность представителя нанимателя принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности муниципального служащего, которая может привести к конфликту интересов (ч. 3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Причем, непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, в связи с утратой доверия.

Выяснение обстоятельств непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверок, проводимых Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

 

Примеры типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе

и порядок их урегулирования

 

           1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего

Комментарий:

Осуществление муниципальным служащим функций муниципального  управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

муниципальный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности органа местного самоуправления. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом органе является родственник муниципального служащего;

муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника муниципального служащего.

 

 

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

 

Ранее муниципальный служащий был не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Теперь же, муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой муниципальный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность муниципального служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

 

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

 

В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым муниципальный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой. В этой связи муниципальным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.

Комментарий:

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение муниципальным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.

Для родственников муниципального служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников муниципального служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой муниципальный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

 

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

 

Комментарий:

Законодательство устанавливает запрет муниципальным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить муниципальному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит муниципального служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности муниципального служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации органа местного самоуправления и муниципальной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками муниципального служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками муниципальных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения муниципального служащего.

 

 

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с муниципальной службы

 

Комментарий:

Муниципальный служащий, поступивший на муниципальную службу в орган местного самоуправления из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой муниципальный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению муниципальным служащим его должностных обязанностей.

При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для муниципального служащего, членов его семьи или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Тем не менее, муниципальный служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

 

7. Ситуации, связанные с явным нарушением муниципальным служащим установленных запретов

 

В соответствии с пунктом    10 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение муниципальным служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

 

 

 

5. Действия муниципального служащего в ситуации,
риска возникновения конфликта интересов или сомнения
в возможности возникновения такого конфликта 

Во всех случаях, когда муниципальный служащий сомневается в наличии или отсутствии риска возникновения конфликта интересов в своих действиях, а также в служебной деятельности подчиненных сотрудников, такому служащему необходимо обратиться за консультацией к должностным лицам кадровой службы, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицам органа местного самоуправления, ответственным за противодействие коррупции. Указанные должностные лица в соответствии с законодательством и должностными инструкциями дают консультации для обеспечения правомерного поведения муниципального служащего.

Муниципальный служащий сам должен стремиться любым образом избегать конфликтогенных ситуаций, описанных в настоящих методических рекомендациях. Кроме того, служащий всегда должен исключать в своем поведении поступки, ставящие под сомнение его личную незаинтересованность, беспристрастность.

При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, служащий обязан немедленно информировать в письменном виде своего непосредственного руководителя (своего начальника) о сложившейся ситуации. Обстоятельства должны быть ясно и полно изложены служащим, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обоснованного решения.

Отвод (самоотвод) муниципального служащего для предотвращения конфликта интересов может быть осуществлен, например, путем устранения от рассмотрения того или иного обращения, от участия в проверке на определенной территории или в отношении определенного лица. Такие меры следует принимать в случаях, когда есть сомнение в объективности служащего при рассмотрении обращения, проведении проверки. Инициативу в данном случае должен стремиться проявить как сам служащий, так и его руководитель.

Муниципальному служащему следует в точности выполнять рекомендации должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (противодействие коррупции), а также решения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Невыполнение рекомендаций может привести к совершению служащим коррупционного правонарушения и применению к нему мер ответственности (в случае нарушения требований, касающихся конфликта интересов – увольнение в связи с утратой доверия).

 



1) Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.