Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта Карта сайта

Соцфундамент для госуслуг.

   «Дружно – не грузно, а врозь, хоть брось» - эта мудрая пословица припомнилась не случайно.  
Недавно в  региональных отделениях Фонда   прошли обсуждения Плана деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ на 2013-2018 годы. 
 Участниками круглого стола, посвященного этой теме, в Государственном учреждении – Ставропольском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации  стали, с одной стороны, представители экспертного сообщества от министерства социальной защиты населения Ставропольского края (далее - СК), управления труда и занятости населения СК, Думы СК,  ведомств федерального подчинения, общественных организаций,  ВУЗов, а с другой - специалисты отделения Фонда.
 Во время деловой беседы участники высказывали идеи и предположения, оппонировали друг другу, парировали  реплики – одним словом, шёл заинтересованный разговор. 
 При этом самым дискуссионным  стал  вопрос о том, как повысить эффективность предоставления социально значимых государственных услуг населению.

Т.П. Чуприкова - заместитель управляющего отделением Фонда: Я искренне хочу поблагодарить наших гостей за то, что вы откликнулись на   приглашение принять участие в  заседании круглого стола,  организованного отделением Фонда. Здесь присутствуют представители  экспертного сообщества, законодательной и исполнительной власти, сотрудники регионального отделения.   Знаю, что Вы  уже ознакомились с материалами по обсуждаемой теме, которые мы выслали вам заранее. Хотелось бы   выслушать ваше мнение  по тем частям Плана, которые относятся непосредственно к деятельности  Фонда социального страхования. А сейчас передаю слово своему коллеге, ведущему круглого стола Писаренко Александру Александровичу. 

А.А. Писаренко - заместитель управляющего отделением Фонда: Думаю, что первым делом надо поближе познакомиться. Со многими участниками круглого стола мы не раз виделись и сотрудничали, но среди наших гостей есть те, кому нужна более широкая информация о деятельности  Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.   Фонд социального страхования имеет вертикальную структуру управления, в каждом субъекте  страны есть его региональные отделения.   Структура Ставропольского регионального отделения  представлена 11 филиалами, в состав которых входят 19 уполномоченных.  Основными функциями, которые возложены на Фонд, являются: страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Основные категории наших заявителей  - это так называемые федеральные льготники, которых мы обеспечиваем техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортными путевками, а также  застрахованные граждане,  получившие либо травму в  результате несчастного случая на производстве, либо  профессиональное заболевание. За разными видами услуг  к нам обращаются страхователи, работодатели края. 
Уважаемые гости! Вы ознакомились на сайте с Презентацией плана Минтруда Российской Федерации на 2013-2018 годы. Сегодня мы хотим поговорить по темам непосредственно связанным с Фондом социального страхования.  Взять  тему, связанную со страховым обеспечением при  травмах на производстве.  Намечено, что в 2013 году  благодаря активной реабилитации к трудовой деятельности  должны возвратиться   30% граждан; в 2014 – 35% и до 2018 года- 55%. Каждый работник должен быть застрахован от утраты заработка вследствие банкротства работодателя. Это  новое событие, сам законопроект пока находится в разработке,  а с 2015 до 2018 года  планируется, что охват застрахованных граждан, которые будут иметь возможность воспользоваться этой мерой, составит 80%.   Теперь  подробнее о предоставлении государственных услуг. Во-первых, гражданам должен быть обеспечен доступ к получению государственных услуг в социально-трудовой сфере по принципу одного окна. Уже в этом  году через единое окно госуслуги должны получать 50% граждан. Одна из наших с вами задач -  обсудить, как в крае складывается ситуация с реализацией этого положения. Плановая цифра на 2015 год - стопроцентный доступ к получению госуслуг   по принципу одного окна.  Следующая не менее важная позиция: обеспечить   возможность получения всех государственных услуг в социально-трудовой сфере в электронном виде. На текущий год показатель  охвата граждан -  30%; до 2018 года  – 70%. По плану Минтруда гражданам предоставлена возможность влиять на качество государственных услуг. Критерии оценки качества услуг пока еще в разработке,  с 2014 года  появятся нормативные документы, показатели,  по которым граждане  смогут  оценивать нашу деятельность. Я обозначил лишь подходы к  обозначенной теме круглого стола.  Предлагаю начать обсуждение. Хочу предоставить слово начальнику отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Ирине Ивановне Герасимовой.

Герасимова: Начну с того, что, конечно,  отделению Фонда хотелось бы достигнуть тех показателей, которые указаны в плане Минтруда по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации   в системе одного окна. Но, что касается нашего направления, пока такой возможности нет. Тем не менее, считаю, что поставленная цель достижима, поскольку никаких экономических затрат не требуется. На сегодняшний день   административная процедура предоставления госуслуг  включает три этапа. Первый  - это прием  документов  от заявителей в филиалах отделения Фонда; второй  -  их рассмотрение  и уведомление  о  принятии  решения;  при необходимости - разъяснение,   по какой причине заявителю  отказано. Третий момент – действие, которое считается итогом государственной услуги  - это либо выплата компенсации, либо оформление и выдача направлений на получение необходимого средства реабилитации. Первые два действия можно  реализовать с участием специалистов МФЦ, это и будет системой работы по принципу одного окна. Следует иметь в виду единственное: затруднения могут быть с выплатой компенсации. Перечисление средств Федерального бюджета заявителю  производится лишь на основании оригиналов документов. Однако и этот вопрос решаем. Если в  договоре, который  уже заключен с МФЦ,  будет добавлена наша услуга, то  вопрос об оригиналах документов можно решить с помощью нарочного        (с оговоренным сроком передачи документов).  В таком случае  выплату компенсаций мы также сможем реализовать  в системе одного окна. Заявителям это будет удобно. МФЦ оказывает большой спектр услуг, и чем активнее будет развиваться эта система, тем больше организаций, инстанций  присоединится  к  ней. В результате   сократятся и время, и силы, которые  заявитель вынужден тратить на посещение разных инстанций, приспосабливаясь к их графикам и способам работы.  Пока  наше направление отсутствует в перечне госуслуг, оказываемых Фондом гражданам, но не потому что мы не хотим работать с МФЦ, а  оттого, что  наши нормативно - правовые акты   пока не позволяют реализовать данную госуслугу через МФЦ.  Тем не менее,  свои предложения мы подготовим,  и будем надеяться, что законодательные органы прислушаются   и пойдут  нам навстречу. 

Новосельцев И.А. - директор филиала №1 отделения Фонда: У нас ситуация складывается следующим образом. В городах Изобильном и Новоалександровске МФЦ уже работают. Планируется открытие МФЦ в Красногвардейском и в Труновском районах. Провели учебу со специалистами, рассказали про регламенты, про требования. Сейчас   МФЦ осуществляют техническую подготовку предоставления госуслуг; хорошо   помогает Консультант Плюс, но вопросов  очень много.  Самый больной - обеспечение инвалидов средствами реабилитации. Приходят к нам за помощью люди больные, не всегда   адекватные. Одно упоминание о том, что заявку выполнить быстро не сможем, вызывает взрыв эмоций. МФЦ, думаю, помогут решать вопросы, связанные с  оперативным оформлением документов и значительным сокращением времени на  оказание госуслуг.
 
Чижик Е.В. - начальник отдела организации, назначения и выплаты пособий и других выплат социальной значимости министерства социальной защиты населения СК: В планах министерства экономического развития СК значится - к 2015 году во всех районах и городах  края создать МФЦ по предоставлению государственных услуг. Мы курируем деятельность органов социальной защиты на местах и можем утверждать, что там, где МФЦ созданы, более 80% услуг оказываются  через них. Два действуют в Ставрополе, в Кисловодске, в Степновском, Левокумском районах – в общей сложности -  уже охвачено более десяти территорий. Первые  два-три месяца  работали в сложном режиме. Вы знаете, каждая услуга предоставляется на основании регламента. Хотя регламенты уже разработаны и находятся в многофункциональных центрах,  специалисты, которые пришли туда работать, должны  не только увидеть  документы, но и привыкнуть к работе с ними, чтобы потом, когда  документы передадут в орган социальной защиты населения, не было бы возвратов на  дооформление. Такие случаи, к сожалению, пока ещё  нередки. Но все эти вопросы - из разряда решаемых. Так что план Министерства, построенный на основе майских указов Президента, выполнить можно, тем более, что большая часть указов  финансируется за счет средств  федерального бюджета. Скажу больше, многое уже сделано.   Например, Указ по улучшению демографической ситуации    (указ Президента №606), над  ним мы работаем уже девять месяцев (речь идёт о    выплатах на третьего ребенка).  На сегодня Ставропольский край - единственный  в Северо-Кавказском Федеральном округе, где размер  выплат самый  высокий – 6477 рублей на третьего ребёнка. В следующем году  эта цифра вырастет до 7063 рублей – это даже больше, чем мы планировали; 200 млн. рублей денежных средств будет потрачено на такие выплаты. Из них 10% - это объём бюджета  края, а 90% - средства Российской Федерации. В Указе также определён процент рождаемости. Наше министерство за этот фактор ответственности не несёт, тем не менее, мы постоянно отслеживаем ситуацию с рождаемостью.  В принципе, цифры здесь стабильные. Где-то в пределах 30 тысяч детей в крае рождаются каждый год. Но процент третьих и последующих детей в  2013 году выше, чем в предыдущие годы. В Плане Минтруда  я обратила внимание на показатели по рождаемости – там указаны – 13,5%, а у нас уже на сегодняшний день - 17%. 
 
Бойцова И.Ю. - начальник отдела страхования профессиональных рисков отделения Фонда: Наш отдел предоставляет государственную услугу  в виде оплаты дополнительных расходов застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  Эта услуга  аналогична  с государственной услугой по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов. Хочу отметить, что оказание государственной услуги в электронном виде на обеспечение необходимыми средствами реабилитации возможно при полноценной работе Федерального реестра государственных и муниципальных услуг. Механизм таков: заявитель заполняет заявление на оказание государственной услуги в электронном виде, направляет его в адрес отделения Фонда или в МФЦ. Сотрудник принимает данное заявление и направляет заявителю уведомление, подтверждающее прием заявки, после   чего сотрудник делает необходимые запросы в ведомства для постановки его на учет. Для предоставления государственной услуги на компенсацию понесенных расходов за приобретенные средства реабилитации заявитель заполняет заявку в электронном виде и прикладывает необходимые документы; сотрудник проверяет полученную заявку с приложенными документами и направляет заявителю уведомление, подтверждающее прием заявки. С указанным уведомлением, паспортом и оригиналами документов гражданин обращается в отделение Фонда или МФЦ.  Должностное лицо в присутствии заявителя проверяет копии документов с оригиналами, после чего  тот пишет заявление для предоставления государственной услуги. Что касается граждан, (пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве), которые должны вернуться к труду, то согласно плану Министерства труда и социальной защиты на 2013 год, мы укладываемся в намеченные цифры. На сегодняшний момент  это 31% реабилитированных граждан.
  
Голубева Т.Г. - ФГАОУВО «Северо-Кавказский федеральный университет», профессор кафедры социальной работы: Я  план Минтруда внимательно изучила. В нем прописано, что предоставление услуг в электронном виде необходимо довести до 70%. Вы говорили, что услуги нужно подавать в электронном виде, а документы  предоставлять куда, в МФЦ?

Бойцова: Если принесут в МФЦ,  - значит в МФЦ.

Голубева: Допустим, я заявитель и хотела бы получить услугу, что и куда я  должна предоставить в электронном виде?

Бойцова: Если вы обращаетесь к нам по вопросу обеспечения, то  вы должны предоставить только заявление в электронном виде. Нет необходимости приходить к нам отдельно, чтобы мы вас поставили на учёт. По документам у нас есть все необходимые данные.  Мы пользуемся   действующим регистром Пенсионного Фонда, где есть и паспортные данные, и адреса проживания, ФИО заявителей, есть также разработки регистра по предоставлению индивидуальной программы реабилитации (ИПР) или программы реабилитации пострадавших (ПРП). По компенсации другой вопрос. Предоставить данную услугу, то есть, выплатить компенсацию, мы можем только по оригиналам платёжных документов. Заявителю придётся прийти либо в МФЦ, либо к нам.

Голубева: То есть, я понимаю так, что  главное в обеспечении услугами 70% в электронном виде  – это возможность пользования единой базой данных.

Писаренко: Вы абсолютно правы, наверное, есть смысл прояснить, что сделано для того, чтобы база данных была полной?

Бойцова:  Общий реестр   пока   в разработке, о том, как дело продвигается, думаю, известно только представителю МСЭ, мы этот документ ещё не видели.
 
Нестеров В.А. - руководитель – главный эксперт ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ставропольскому краю Министерства труда России»: На сегодня  ведётся база данных  по Главному бюро  и только  в тестовом режиме. Эта база не имеет особой ценности без первичных бюро. Первичные бюро планируется укомплектовать компьютерной техникой к ноябрю  текущего года. Это по плану Минтруда России. Надеемся, что при удачном раскладе   с Нового года   начнём  формировать базу данных. И вот здесь масса проблем. Та база, которую нам предлагают - ещё в разработке,  требует обновления и пока несовершенна. Для её введения необходимо наличие защищённых каналов, на что пока деньги не выделены. База предусматривает хранение не только документов в электронном виде, но и фотокопий, что значительно увеличивает объём информации в электронном виде. Однако эта работа будет начата только со следующего года. 

Писаренко: Что же, значит,  будем ждать, когда закончится формирование базы, после чего наши отношения оформим Соглашением.

Нестеров: Несомненно. И посмотрим, какие новые нормативные документы выйдут. Знаю, что будут внесены изменения в административные регламенты по проведению медико-социальной экспертизы, что в корне изменит порядок оказания государственных услуг. Упростится сам способ получение услуги, как для граждан, так и для экспертов. Будет активизирован процесс проверки подлинности документов МСЭ. Дело в том, что возросло количество фиктивных документов МСЭ. Проверить их без базы невозможно. Это во-первых. Во-вторых, участились обращения граждан одновременно в различные бюро МСЭ с документами. Обращаются и везде получают справки на оказание услуги. Но этот момент мы уже пресекли на уровне Пенсионного Фонда, с которым  собираемся подписывать Соглашение о взаимодействии. 
 
Новосельцев: Владимир Анатольевич, а не возникнет ли рассогласования при объединении баз данных, будут ли они совпадать по конфигурации?   Если конфигурации  окажутся разными,  можем получить жуткую путаницу, из-за чего гражданин, который имеет право на получение госуслуги, получает шансы её не дождаться, так как проблемой станет сам факт подтверждения его личности.

Нестеров: Этот вопрос, скорее, следует адресовать разработчикам баз данных.

Ившин В.В., председатель Ипатовской районной МО ВОИ: А где и на каком уровне они разрабатываются?
Нестеров: На федеральном уровне. 

Чижик: Мы тоже можем вести свой регистр, который впоследствии вливается в Российскую базу. Министерство промышленности и связи этим занимается. Должна быть своя база. Мы уже активно работаем в системе электронного межведомственного взаимодействия.  Направляем вопросы и получаем ответы и от Пенсионного Фонда, и от Фонда социального страхования. Всё это - в электронном виде: выплывает форма запроса, которую нужно заполнить,  и   запрос уходит по адресу.

Ившин: Форма заявки простая?
Чижик: Элементарная.

Ившин: Нужно иметь в виду, что заполнять ее будут люди разные - часто с низким уровнем образования, в том числе, с минимумом компьютерной грамотности, а подчас и с разным уровнем вменяемости.

Нестеров: Сейчас проводится обучение потенциальных заявителей госуслуг азам компьютерной грамотности. В Центре занятости - в том числе.

Чижик: Хочу внести важное пояснение, которое непосредственно касается оказания госуслуг в электронном виде по принципу одного окна.  Практически все услуги связаны с денежными средствами. Мы должны инициализировать подпись лица,   направившего нам запрос с тем, чтобы убедиться: это действительно тот, кто послал заявку.  В административный регламент мы вносим пояснение, что любой запрос должен быть заверен электронно-цифровой подписью.  Выполнить такое требование нетрудно. Но вот пойти и взять пароль для доступа  в конкретную базу данных получится не сразу, мне, когда попыталась это сделать, пришлось проделать  целый ряд действий.

Ившин: Эти сложности труднопреодолимы для нашей категории, для инвалидов.

Чижик: К счастью, развитие электронного общества движется вперёд семимильными шагами, возможно, в скором времени будет так: приедут к инвалиду на дом и привезут карту с чипом...

Ившин: А пока организации и учреждения, которые обслуживают инвалидов, рискуют получить немалую перегрузку.
 
Чижик:  Что же, надо быть готовыми и к этому. Заполнить документы  заявителю однозначно помогут и всё, что от  специалистов требуется, ему объяснят. По Федеральному закону №210-ФЗ и по №152-ФЗ порядок предоставления документов упрощён. Есть определённый перечень документов, которые  необходимо представить, всё остальное  будет запрашиваться в электронном виде. Сейчас министерство промышленности разрабатывает программу ГИС ГМП; если услуга оказывается платно, то информация об оплате, независимо от того, где она произведена, будет в этой программе.   Несколько месяцев работы и всё станет понятным, привычным.
  
Писаренко: Думаю, что предварительная работа всё-таки понадобится.  В таких случаях необходимо своевременно доводить до обществ инвалидов информацию о новых условиях получения услуг.

Герасимова: Внесу пояснение: возможность получения информации в электронном виде – это не обязанность, а право.  Самому заявителю решать -  получать услугу  через  МФЦ или пойти  в организацию, учреждение, где у него примут заявку. Это ни в коем случае не взаимоисключаемые вещи.  И, наверное, хорошо, что наша государственная политика направлена на то, что люди должны быть более просвещёнными с тем, чтобы активнее пользоваться электронными каналами связи. 
 
Голубева: Надо иметь в виду, что среди потенциальных пользователей госуслуг есть больные люди, которые просто не в состоянии   активно передвигаться.  Однако у них есть представители. Почему бы не дать возможность именно представителю  выполнить те действия, которых требует процедура получения услуги. Возможно, есть смысл более подробно прописать эту норму,   объяснить, кто имеет право представлять интересы инвалида - социальный работник, специалист Фонда или кто-то ещё; важно знать, при каких условиях  может подключаться представитель заявителя.  И если от нас как от экспертов требуются конкретные предложения, то  я вношу одно из них - продумать, где и как эту процедуру прописать. К сожалению, такого рода   нюансы в административных регламентах не учтены, их там и не пропишешь. Тогда где?  Думаю, как следующий шаг, надо определить ведомство, за которым будут закреплены эти функции.
Ившин: Предложение, мне кажется, полезное. Действительно, необходимо определить, будут ли этим заниматься Центры социального обслуживания или, возможно, представительства Всероссийского общества инвалидов, либо другие общественные организации; а возможно, есть смысл сформировать специальную структуру при центрах социального обслуживания, куда придут граждане разных категорий. Вот тогда  вопрос о доступности госуслуг можно будет снять с повестки дня в принципе. Тогда и поставленная в Плане Минтруда цель – достижение к 2015 году охвата госуслугами  70% нуждающихся в них граждан будет достигнута. И в любом случае, как мне кажется, без негосударственных надстроек  нам не обойтись.

Суродин С.В. - заместитель директора  группы компаний «Консультант-СКИФ»: Я бы хотел высказаться как потребитель  госуслуги. Мы вот обсуждаем, как наладить процесс заявки на госуслугу, как документы отправлять, но процедура буксует  уже  в момент  получения доступа к   порталу   -  присвоения логина  и пароля.  Знаю, что у нас в крае при населении почти 3 миллиона на портале государственных услуг зарегистрировано всего лишь 40-50 тысяч человек.  Это мизер, не так ли? Поэтому считаю: прежде чем решать, как отладить процесс оказания услуг и  межведомственные связи, давайте выдадим людям логины и пароли.  Возможно, есть смысл сделать это через  соцучреждения. 

Чижик: У нас в крае есть управляющая компания, которая отвечает за  данные вопросы, вот пусть и думает, как и что надо раздать людям.
 
Суродин: Пусть так. Но, согласитесь, - это проблема, которая может повлиять на   имидж оказания услуг современным способом, в электронном виде.  Людям сначала надо  предоставить широкую возможность доступа к порталу.  

Черкашин М. В. - председатель Ставропольской городской МО ВОИ:  Действительно, одна из  проблем заключается в том, что человек выходит на портал с целью сформулировать вопрос, отыскать нужную информацию, но уже при регистрации узнаёт, что логин и пароль ему будут высланы по почте. Если   ему необходимо срочно стать на очередь для получения услуги, то неделя или две, которые придётся ждать, - это слишком много. Такое состояние дел у многих вызывает негативную реакцию.  Хочу внести предложение: может быть, есть смысл содержателю портала госуслуг распределить по краю готовые талоны с логином и паролем.  Скажем,  человек пришёл заказать какую-то услугу, работники МФЦ  объясняют, что у   заявителя  есть возможность зарегистрироваться на портале госуслуг с выданными  ему  индивидуальными логином и паролем. Получение логина и пароля – это услуга одноразовая на весь период действия госуслуг.  Это бы существенно сократило ожидания и добавило  пользователей на портал.  Или ещё один вариант - логин и пароль высылать по электронной почте. Вы заполняете некий шаблон, касающийся Ваших данных,  указываете характер заболевания. Разве услуги на портале  серьёзнее, чем оплата по банковской карте? Там никто не  ставит препятствий: присылают информацию даже на телефонный номер в виде СМС. А ведь по банковской карте можно очень дорогостоящие услуги получить.   Кто-то подсмотрел, украл мои данные - в этом, что ли беда?

Лозовой В.И. - заместитель председателя Государственной Думы Ставропольского края: Да, конечно. Вопрос связан с защитой персональных данных, защитой каналов для того, чтобы исключить мошенничество. Когда вы, приобретя логин и пароль, направляете свои данные, они уже защищены. Вы говорили про банковскую карту, но, согласитесь, её как финансовый документ персонального пользования вы не можете заказать и получить через Интернет. Деньги- то  туда кладут  не виртуальные, а настоящие.
 
Черкашин:  Жаль, что эту проблему нельзя решить так, чтобы сократить время ожидания «привета» от почты, которая никогда не отличалась оперативностью. Но – что делать?..  Есть ещё несколько соображений по поводу того, как можно  привлечь пользователей на портал госуслуг и одновременно разрядить обстановку. Непорядок ведь, когда на трёхмиллионный край у нас чуть больше сорока тысяч пользователей. У нашего общества инвалидов есть компьютерный класс, где одновременно могут обучаться 16 человек. Там  можно выходить и на портал госуслуг, если, конечно, будут соответствующие договорённости. Пользуясь случаем, хочу обратиться к Сергею Вячеславовичу Суродину с просьбой о  помощи. Один из Интернет-провайдеров уже открыл  нам бесплатный  доступ в интернет для обучения и последующего пользования инвалидами. Можно ли поставить вопрос о бесплатной установке у нас программы «Консультант-плюс» с тем, чтобы люди могли пользоваться   нормативными документами, которые действуют в стране на благотворительной основе?

Суродин:  Мы подумаем об этом. На сегодняшний день у нас есть практика сотрудничества с высшими учебными заведениями. Программу «Консультант-плюс» устанавливаем в учебных целях, в библиотеках  действуют центры правовой информации. Ваш вопрос мы доведём до руководства, думаю, он решаемый, мы обязательно вам ответим. А сейчас, пользуясь случаем, хочу предоставить короткую информацию  о тех возможностях, которые мы можем предоставить даже  в свете обсуждения Плана минтруда  РФ на 2013-2018годы.  Мы занимаемся поставкой правовой информации, но при этом особое внимание уделяем созданию таких вот площадок для неформального общения. Думаю,  это актуально. Сегодня упоминались такие организации, как Ростелеком, почта, органы местного самоуправления. Было бы очень  хорошо, чтобы  представители их  вместе с нами сидели здесь, за круглым столом и могли бы внести ясность в возникающие вопросы. К примеру, как там, в Левокумском  районе обстоят дела с МФЦ,  как вообще со связью и Интернетом, и везде  ли он есть,   Интернет. Волею судьбы получилось так, что мы работаем со всеми организациями края, как с бюджетными, так и с небюджетными, государственными структурами. У нас есть малый, средний, крупный бизнес, федеральный и краевой бюджеты. И в ряде случаев мы уже выступали как коммуникаторы. Готовим круглые столы, за которыми собираются представители исполнительной и законодательной власти, ведомственные структуры. Обращаемся к вам с призывом: если будут идеи,  проблемы, вопросы, по которым необходимо собрать людей, мы безвозмездно готовы  выступать таким коммуникатором, организовывать площадки. Допустим, такой формат: пригласить муниципалов, исполнителей,    представителей ветвей власти и в том числе, общественные организации, которые бы  защищали права граждан.  Очень  важно мнение любого человека, какую бы социальную нишу он не занимал. Мы в этом направлении достаточно много работаем, есть  некоммерческие проекты по поводу распространения правовой информации с тем, чтобы сделать её максимально доступной и понятной населению. 
  
Бутова А.Ю. - заведующая правовым отделом аппарата Федерации профсоюзов Ставропольского края: Вы знаете, слушаю дебаты насчёт проблем получения госуслуг в электронном виде и думаю, что на сегодня  это больше проблемы городского населения.   Две недели назад я  была в командировке в одном  ауле Нефтекумского района. Какие там электронные дела, у меня возникла проблема с распечаткой командировочного  удостоверения.  Оказалось, на весь аул в администрации есть два компьютера и – всё!  Если  кто-то   захочет получить услугу   в электронном виде, его засмеют, - мол, мечтать не вредно. Там настолько люди от этого далеки. 

Новосельцев: И у  нас есть такие населенные пункты, где   нет интернета. Например, в некоторых селах Красногвардейского района  из-за отсутствия технических возможностей, до сих пор финансовые отчеты  делают на бумажном носителе и привозят к нам.

Лозовой: Давайте относиться к делу так: задача о предоставлении социально значимых государственных услуг по принципу одного окна  поставлена, значит, её надо  выполнять. Если будем кивать на то, что Правительство или Президент не создали нам для этого условий, дело нескоро двинется вперёд. Согласен с теми, кто считает, что форма предоставления госуслуг должна быть вариативной – в привычной форме, когда человек может обратиться в организацию и специалисты помогут ему с оформлением документов, либо в электронном виде. Вижу прямой смысл и в том, чтобы вышедшему  на пенсию или инвалидность человеку  сразу присваивали электронный логин и пароль. Он сам решит, пользоваться ими или нет. В любом новом деле не избежать проблем. Давайте подключать общественность. Это ведь немалая сила.  В каждом районе есть партии: отделения «Единой России», «справедливороссов», коммунистов.   А взять общественные организации – профсоюзы, ветеранов Отечественной войны, общества инвалидов…  И есть  наконец депутатский корпус. Мы мобильны, подготовлены и можем при необходимости дать любое разъяснение,  принять участие в решении любого сложного вопроса. Взять проблемы со связью, с  подключением  отдалённых районов к Интернету. Мы готовы выехать, посмотреть, где и почему происходит пробуксовка, что не получается. Проанализировали, выработали механизм решения проблемы, через время выехали проверить, изменилось ли положение дел. То же самое с оказанием государственных услуг в электронном виде.  Надо запустить механизм. Пусть пока путём  проб и ошибок, - но надо действовать, другого пути нет.

Чижик:  Согласна,  Виктор Иванович, тормозить нельзя. Но, настаиваю:  нам самим надо  быть готовыми предоставлять услуги в электронном виде. К сожалению, существующие на сегодняшний момент программы, системы межведомственного электронного взаимодействия еще не работают настолько, насколько это нужно, чтобы активизировать работу.  Взять самый первый вопрос, с которого мы начали, - формирования базы. Это фундамент, без которого здание возводить нельзя, всё обрушится. Но за базу несет ответственность не Ставропольский край, а  Российская Федерация.  

Писаренко: Виктор Иванович, с Вашего позволения, я продолжу мысль коллеги. Это, конечно, вопрос нелёгкий, но почему бы депутатам краевой Думы не выйти на Государственную Думу Российской Федерации с полезной инициативой ускорить процесс формирования базы в части подготовки для этого необходимых документов.  Надеюсь, каждый из присутствующих готов подключиться и принять участие в подготовке  предложений. 

Черкашин: Я с интересом выслушал все выступления, почти в каждом   нашёл для себя что-то новое или полезное. И прежде, чем продолжить обсуждение главной темы, хотел бы выразить благодарность государству за социальную направленность политики, которую оно  проводит.  Одним из её проводников является Фонд социального страхования, который  стал организатором  мероприятия. К сожалению, наш народ  обычно скуповат на благодарность.  Больше жалуются,  редко, кто говорит спасибо. Я восполняю этот пробел и от лица членов общества инвалидов говорю большое спасибо. Я хочу остановиться на некоторых проблемах инвалидов.  В реализации  государственной  помощи для нашей категории граждан задействованы такие организации, как клинико-экспертные комиссии  при поликлиниках по месту проживания, бюро медико-социальной экспертизы, которая разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов и программы реабилитации для пострадавших на производстве и отделение Фонда социального страхования с филиалами, которые  предоставляют нам услуги в виде средств реабилитации. К сожалению, на сегодняшний день  эти организации, даже владея всей массой информации о новинках технических средств реабилитации, не имеют возможности включать в индивидуальные программы реабилитации (ИПР) какие-то конкретные модели, поскольку ограничены нормативными документами.  Необходимость в том или ином средстве реабилитации определяется на основе некоей общей модели, в общем порядке. Нуждается, скажем, человек в комнатной коляске.  В ИПР  пишут «комнатное средство – коляска» и указывается ширина сидения по индивидуальным параметрам человека. И всё.  Между тем, все люди разные и существует великое множество модификаций колясок, которые специально созданы для больших и маленьких, полных, худых и т.д. Человек, который получает от отделения Фонда то или иное техническое средство реабилитации, не всегда остается доволен.  Просветительные функции – рассказывать о рисках прикованного к коляске человека и о технических новинках ТСР мы взяли на себя,  подсказываем, что  выбрать.   Довольно часто в обеспечение инвалидов вмешивается временной фактор: то несвоевременное финансирование, то не подведены итоги конкурса… Но инвалиду не интересны причины. Ему, чтобы жить, нужно передвигаться. Думаю, в решении этой проблемы можем помочь мы.  Хочу, чтобы вы довели до сведения филиалов, что сегодня в каждом районе при  Центрах социальной защиты населения существуют пункты проката. В 2011 году министерству  труда было выделено 17 млн.700 тысяч рублей на разного рода гранты.   Наша организация ВОИ вышла с инициативой  в  городах и районах края организовать пункты проката и ремонта ТСР.   Мы выиграли федеральный грант на сумму более 3, 2 млн. рублей.  Закупили на эти деньги средства реабилитации, в том числе, коляски. Пункты проката были организованы на базе Центров соцобслуживания.  В среднем на каждый район получилось где-то  по 100 тысяч рублей. Сегодня в таких пунктах проката есть по 6-7 изделий. На  какое-то время проблемы с обеспечением дефицитными средствами реабилитации можно закрыть. Инвалид может на бесплатной основе брать их и пользоваться, пока   не получит  коляску в отделении Фонда. К сожалению, об этом знают далеко не все и нужно найти способ донести эту информацию до людей с ограниченными возможностями.  К слову, в   пунктах проката есть не только коляски, но костыли, трости, ходунки – другие ТСР. Кроме того, мы открыли 35 пунктов по ремонту средств технической реабилитации на бесплатной основе (если стоимость  комплектующей части   не превышает тысячи рублей).
 
Новосельцев: Михаил Васильевич, к вам может любой человек обратиться за ТСР или только член общества инвалидов?

Черкашин: Любой.

Новосельцев: Вы правильно подняли вопрос. Приходят инвалиды, у них не только резина на колясках стирается, но действительно, какие-то части выходят из строя, спрашивают, где можно их купить. По гарантии мы решаем вопросы, а вот когда гарантийный срок закончился, требуется время для оказания необходимой помощи.  Для  многих инвалидов пункты ремонта и проката, которые вы открыли, -  большая помощь. 
 
Писаренко:  По поводу юридической стороны дела по обсуждаемому вопросу просит слова заместитель начальника правового отдела отделения Фонда Виктория Александровна Тершинова.  Мы так или иначе уже касались темы преодоления административных барьеров при оказании социально значимых государственных услуг. У Виктории Александровны есть желание  взглянуть на этот вопрос с профессиональной – правовой  точки зрения. 
Тершинова: Правовое регулирование вопросов снижения бюрократических процедур является одним из главных направлений преодоления административных барьеров.
Для достижения цели, намеченной Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации, 100 % обеспечения к 2015 году доступа граждан к получению государственных услуг в социально-трудовой сфере по принципу «одного окна» необходимо внести изменения в действующие административные регламенты предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации, касающиеся установления возможности подачи заявителем документов через МФЦ.
В целях достижения плановых показателей обеспечения возможности гражданам получения государственных услуг в электронном виде необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность, порядок, механизм получения наиболее востребованных и социально значимых государственных услуг в электронном виде, обеспечить техническую возможность оказания государственных услуг в электронном виде. 
Необходимо провести инвентаризацию и формирование исчерпывающего перечня государственных услуг, требующих личного и непосредственного посещения заявителем либо представителем заявителя территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, а также государственных  услуг, требующих необходимости представления документов.
На законодательном уровне должно быть урегулировано получение необходимых сведений при предоставлении государственных услуг Фондом социального страхования Российской Федерации из органов власти, в том числе в электронной форме, при одновременном исключении требования предоставлять такие сведения заявителями.
В целом, задача снижения уровня административных барьеров требует обязательного правового регулирования. 
 
Голубева: А какие услуги уже сейчас можно получить?

Тершинова: Это назначение и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, пособия по временной нетрудоспособности гражданам при ликвидации  предприятия и отсутствии работодателя на момент обращения граждан за пособием; подача жалоб на плательщика страховых взносов.

Голубева: У меня большие сомнения в том, что количество административных барьеров намного уменьшится, если госуслуги будут предоставляться через МФЦ. 

Тершинова: МФЦ – это всего лишь один из этапов, одна из возможностей  обойти бюрократические процедуры. 
 
Голубева: Я вижу эту проблему несколько по-другому. Перечень услуг есть, правильно?   Реестры услуг тоже есть. Хочу заметить, что перед тем, как услуга  окажется в реестре, она проходит серьёзнейшую экспертизу, так что неоптимизированная, она в реестр просто не попадёт. Давайте разберёмся, что такое бюрократические барьеры? Это наличие излишних административных процедур и действий, которые влияют на результат предоставления и получения услуги  либо создают условия для извлечения какой-то выгоды, то есть,  формируются коррупционные риски. Поэтому то, что в регламенты  внесены способы тех или иных административных действий в электронном виде, через МФЦ, задачи не решает. Скажу больше. У нас эти административные барьеры часто уже заложены в некоторых законах и подзаконных актах, и в  большой   степени они заложены именно в административные регламенты. Я столкнулась с этой проблемой, когда мы  участвовали в подготовке экспертизы административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в том числе, на коррупциогенность.  В плане Минтруда многое предусмотрено, заложено и, наверное, многое будет сделано. Но  есть и положения декларативного характера.  Вот пункт Ц-4: «Социальная защита приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной». Согласитесь, это не задача, а скорее лозунг. Дальше. «Граждане  имеют возможность участвовать в независимой системе  оценки качества работы организаций, оказывающих   социальные  услуги и влиять на  эффективность их работы». Считаю, никакой такой возможности у  граждан пока нет.  Критерии работы организаций  во всех субъектах разные. Показатели  общие разрабатываются, но  механизма  действия системы оценки в субъектах Федерации  нет. А если нет единой унифицированной системы, как можно влиять на эффективность работы? Пока главный критерий у нас  - степень удовлетворенности граждан. Не может быть этот критерий единственным  в оценке качества и эффективности работы учреждений, организаций.  Этот фактор,  конечно, необходимо учитывать, но иметь в виду, что  в самой своей основе он несёт субъективность.  Мне приходилось работать с центрами социального обслуживания и с организациями, которые проводили обследования по степени эффективности, и по мере удовлетворенности. Один гражданин сказал: нравится, всё хорошо, а другому ничего не нравится. На основе какого эталона можно сделать вывод, что сотрудник или учреждение качественно выполняет свою работу? А ведь для этого есть стандарты разных уровней – государственные, федеральные, региональные и в том числе - социальные стандарты. Выполнил специалист работу в соответствии с социальными стандартами, с установленными требованиями – это и есть качество его работы.   Вынуждена повторить: сегодня нет единого подхода к качеству оказываемых государственных услуг. Социальная политика есть, а единого подхода к оценке их   качества  нет.   И ещё. Мы  вот говорим о принципе одного окна, об оказании социально значимых услуг через МФЦ. Можно и другой способ придумать. Но это всего лишь способы, у которых нет прямой зависимости  от результата. На что работают социальные государственные учреждения? Как я понимаю, на то,  чтобы помочь людям и защитить их. В отделении Фонда социального страхования большая работа делается. Но работают-то, в конечном счёте, не столько на качественно оказываемую услугу,  сколько для того, чтобы повысить уровень жизни человека. Здесь уже говорилось о таком показателе эффективности работы, как возврат к труду после реабилитации работника, получившего травму на производстве.  Человек получил возможность трудиться, разве от этого не повышается уровень жизни? Человек заново вживается в социум – это убедительный результат. Предоставление услуг в виде оформления документов – всего лишь способы.
 
Чижик: Полностью поддерживаю мысль о том, что нужны общие механизмы, общая система и общие критерии оценки качества предоставления  социально значимых государственных услуг. В том числе, в части, касающейся запросов в инстанции и ответов на них.   Сегодня ситуация складывается так, что   каждая организация   сама решает, какие показатели нужно ввести, для того, чтобы получить ответ. Так не  должно быть.  Для того, чтобы в налоговой инспекции узнать, состоит  то или иное лицо в качестве индивидуального предпринимателя  на учёте, помимо ФИО  гражданина, который  обращался к нам с заявлением о предоставлении услуги, даты рождения и места жительства, я должна заполнить графу ОГРН. Я  ничего не знаю про ОГРН.  И сам гражданин не обязан его предоставлять для получения госуслуги, то есть, я не имею права потребовать  ОГРН у  заявителя. Однако, если я этого не сделаю, то   не получу ответ из базы данных налоговой инспекции. Вот они и барьеры. Что делать в подобных случаях,   спрашивала об этом у специалистов на  заседании  минпрома и   ответа не получила.   Когда мы говорили об административных регламентах и о том, почему все услуги отделение Фонда не может передать в МФЦ, то сейчас стало   ясно – потому что возникают разные барьеры.   Ряд нормативных правовых актов,  устанавливающих предоставление услуг,  утверждаются на уровне Российской Федерации.  Мы постоянно работаем с законами, с постановлениями, с административными регламентами (на уровне края) и постоянно в них    вносим изменения.  Мы ждём реакции на наши вопросы от Правительства РФ. Понимаете, в Постановлении Правительства 2001 года нет  описания причин для    предоставления или отказа в той или иной мере соцподдержки граждан. Я, естественно, не могу разработать такой регламент, потому что это - федеральная услуга.   Более того, я не  имею права даже зарегламентировать её и не могу написать качественного отказа  на предоставленин услуги, хотя реально понимаю, что  эти основания есть. Наша просьба  внести необходимые изменения в законодательство Российской Федерации на протяжении двух лет попросту остаётся без ответа.

Голубева: Чрезвычайно важный момент.  У нас граждане как считают? Вот, мне отказали, значит, работники в организации  такие-сякие, специалисты  никудышные, учреждение плохо работает. Именно для таких случаев, для отказа  заявителю в предоставлении услуги,  нужны твёрдые основания, подкреплённые со всех сторон чёткими аргументами на законодательном уровне.

Чижик:  Работу по административным регламентам, по их разработке и предоставлению субъекты начали  гораздо раньше, чем сама Российская Федерация. Ряд полномочий центр  оставил за собой (это меры соцподдержки чернобыльцев и т.д.), и ни одного административного регламента на них нет, не смотря на то, что порядок разработки административных регламентов утверждён, есть и законы, и постановления правительства.  Хорошо было бы нам в территориях страны иметь эти документы как эталоны, чтобы на такой твердой основе  делать что-то важное для региона.  Ещё по Плану работы.   Хочу проинформировать всех о новой мере, государственной социальной помощи, которая будет оказываться  нами с 2014 года.  Предполагается помощь  гражданам  по выходу  их и их семей из трудной жизненной ситуации.  Что имеется в виду?  Когда человека, потерявшего работу, мы можем переобучить, помочь устроить в детский сад ребенка, предложить рабочее место членам семьи, находящейся за чертой бедности. Кроме того, в течение определённого периода от трех месяцев до года в соответствии с программой адаптации мы сможем оплачивать семье разницу между прожиточным минимумом, который был на момент возникновения тяжелой ситуации, и прожиточным минимумом, утверждаемым у нас ежеквартально правительством Ставропольского края.   Закон уже принят, и мы начнём его реализацию.

Чуприкова:  Это реально. Для человека это   действенная и понятная мера. 
 
Чижик: Да, всё понятно, если не случится, как это уже было не раз – Российская Федерация устанавливает какие-либо гарантии, полномочия по реализации передает субъектам, но, к сожалению, без  финансового сопровождения.

Голубева: Проводить социальную работу без государственного финансирования нельзя.  Социальные работники и так несут огромную нагрузку. От того, как они выполняют свои задачи,  в большой мере  зависит и степень удовлетворенности  граждан, и повышение уровня их жизни.  Одним словом, - то, ради чего государство и осуществляет социальную политику. Из уст довольно высокопоставленных политиков недавно услышала такие рассуждения: «Что такое «социальная защита»? Кто от кого сегодня защищает? Никто ни от кого не должен защищать и защищаться. Надо изменить само  понятие «защита». Убрать это слово». Полное непонимание ключевого звена в социальной деятельности.  Я работаю на кафедре социальной работы в Северо-Кавказском федеральном университете.  Во время лекций  уделяю этому вопросу особое внимание.  Некоторые наши студенты идут на практику в Центры социального обслуживания. Потом рассказывают, что работа непростая – с больными, престарелыми, малообеспеченными людьми, гражданами с ограниченными возможностями. Но пройдя такую практику, они просятся туда снова. Я спрашиваю, почему. Знаю, что никакой оплаты за свой труд  студенты  не получают.  Они говорят – это живое дело, и мы знаем, что мы делаем нужное дело.  «Нужны», «Нужное дело»… Понимаете, так говорят наши взрослые дети. Значит, не всё ещё потеряно.   В связи с этим я хотела бы  сказать о необходимости и важности государственного заказа на  социальных работников от Министерства труда Российской Федерации. Чтобы готовились достойные молодые кадры и чтобы им предлагали рабочие места по специальности. С  людьми, работающих в сфере ЗАЩИТЫ и настроенными на защиту нуждающихся в ней,   бюрократические барьеры становятся  невозможными, а если они и возможны, то скорее как прецедент, а не как система.
 
Лозовой: Полностью поддерживаю Татьяну Геннадьевну и хочу продолжить.  На сегодняшний день социальные работники, несомненно, -  основное звено  всей социальной работы. Особенно в глубинке именно к ним в селе, станице или ауле стекается вся информация - и положительная, и отрицательная. Они первыми приходят на помощь к человеку, попавшему в тяжёлую жизненную ситуацию. Вот почему социального  работника знают все, они выбраны из самых порядочных и  толковых людей, которые  понимают, как, куда, какое заявление надо написать; к кому обратиться насчёт получения  важной информации. Социальные работники  за фактом  способны увидеть ситуацию, явление.  Как член комитета Думы Ставропольского края знаю это  наверняка. С этими людьми я много лет тесно общаюсь и уважаю их за увлеченность в работе и преданность делу. Благодаря их инициативе, по их предложениям в Думе края были приняты многие законы. Они касаются охраны здоровья людей, семейной политики, труда и социальной поддержки граждан.
Думаю, что  совместными усилиями мы сумеем сделать   толчок и в плане оказания социально значимых государственных услуг.  Задача эта непростая, но решаемая, «когда такие люди», как социальные работники, специалисты социальной сферы в нашем   крае есть. 
 
Чуприкова: Повестка дня у нас исчерпана. Спасибо всем огромное за участие. Благодаря вам, дорогие наши гости, мы более чётко увидели проблемы обсуждаемой темы. На основе  высказанных здесь предложений, мы сможем конкретизировать  задачи по выполнению Плана Министерства труда РФ на 2013-2018 годы. Важно и то, что с созданием экспертного сообщества мы получили возможность более тесно общаться, советоваться, обмениваться мнениями, получать  профессиональные консультации.  От души желаю всем успехов, и чтобы всё, что мы делаем – было для человека и во благо человека.

В качестве резюме.
По итогам работы круглого стола принято решение:
Для успешной реализации Плана деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018 годы необходимо:
 -  совместно с представителями законодательной и исполнительной власти края содействовать расширению сети МФЦ по краю; с учетом мнения представителей экспертного сообщества организовать работу по повышению качества предоставления гражданам социально значимых государственных услуг через многофункциональные центры;
- на базе краевых объединений инвалидов провести информационно-разъяснительную работу и  организовать обучающие семинары    по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде;  
- разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и сроки оказания социально значимых государственных услуг;  
- продолжить работу  по повышению качества  государственных услуг, оказываемых гражданам отделением Фонда;
- разработать мероприятия  по повышению качества и эффективности реабилитации пострадавших на производстве непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве.

Записала Тамара Куликова - руководитель группы  по связям с общественностью Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, член Союза журналистов РФ.





Количество показов: 101

Возврат к списку